Как приспособиться к новым условиям жизни и работы: Юлия Карпова, CEO RealHR
Что ждёт digital-рынок в России с точки зрения рекрутеров.
Юлия Карпова, CEO рекрутингового агентства RealHR, анализирует, как меняется кадровый рынок в новых условиях: спрос на работу и специалистов, сокращение сотрудников и уровня зарплат, деловая активность.
Что ждёт digital-рынок
Ближайшие две недели компании будут существовать в режиме выжидания, не предпринимая каких-то решительных действий. Нужно время, чтобы понять, как развиваются события, есть ли позитивные прогнозы, как обстановка влияет на рынок. Если будет видно, что ситуация не выравнивается, последуют такие меры, как заморозка бонусов и премий (отложенные до более стабильных времён выплаты), урезание зарплаты, возможно, перевод части сотрудников на полставки, сокращение сотрудников.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
На каких digital-специалистах это отразится сильнее всего
Всё зависит от того, остановились ли рекламные активности по тем клиентам, которых вели сотрудники: если да, и сотрудников нечем больше занять, то они в зоне риска.
Роста зарплат и высокого спроса на специалистов в текущих условиях НЕ сто́ит ожидать. Сейчас снова будет «рынок работодателя».
Как сейчас обстоят дела с наймом
Большинство компаний заморозили поиск новых специалистов как минимум на ближайшие две недели. Также мы видим, что в некоторых компаниях уже есть первые увольнения, связанные с остановками клиентов. В первую очередь это касается специалистов уровня junior и сотрудников на испытательном сроке. Однако пока большинство компаний всё же стремятся сохранить штат.
Какие антикризисные меры стоит предпринимать
У диджитал-компаний львиную долю затрат составляет ФОТ (фонд оплаты труда) сотрудников, поэтому снижать нужно именно его, иначе оптимизация будет безрезультатной. В кризисных ситуациях для работодателей есть несколько вариантов решения: урезание зарплат или сокращение штата.
Оба пути достаточно болезненные. Второй, на мой взгляд, в большей степени, потому что часть сотрудников не сможет продолжить работу в компании. Им придётся искать новое место в столь непростое время, а компании, в свою очередь, придётся открывать найм заново после стабилизации ситуации.
Если говорить об оптимизации ФОТ, то сокращение затрат от 30% и выше будет достаточно эффективным. Это поможет компании выиграть больше времени.
Считаю, что в ситуациях, подобных нынешней, руководители и топ-менеджеры должны в первую очередь принимать удар на себя: у них больше финансовая подушка, шире опыт управления ресурсами и планирования, выше стрессоустойчивость. Про ответственность за сотрудников также не стоит забывать.
Если поэтапно, то антикризисный план может выглядеть так:
1) отказ от бонусов со стороны топ-менеджеров и руководителей;
2) заморозка бонусов линейных специалистов;
3) сокращение зарплат топ-менеджеров и руководителей;
4) сокращение зарплат линейных специалистов;
5) сокращение штата.
Сто́ит объяснить, что заморозка бонусов — это временная мера. Как только ситуация выровняется, бонусы будут выплачены в полном объёме.
Конечно, в такой непростой ситуации очень важно поддерживать настрой коллектива, проводить с коллегами больше времени, чаще устраивать встречи, общаться и слушать. Честно рассказывать о том, что происходит сейчас в компании, и какие дальнейшие шаги планируется предпринять.
Будет здо́рово организовать для сотрудников возможность обратиться за психологической помощью к специалистам.
Работодатели и сотрудники будут приспосабливаться к изменяющимся условиям. Главное — делать это пошагово, отслеживая промежуточные результаты и обстановку, анализировать ситуацию и принимать взвешенные решения.
P.S. Мне очень больно писать этот текст — слишком свежи воспоминания о марте 2020 года, когда началась пандемия и связанный с ней кризис и весь digital-мир принимал непростые решения. Сейчас снова март, и мы находимся в ещё большей зоне турбулентности, чем два года назад. Давайте просто делать то, что мы хорошо умеем. Всё, что от нас зависит и даже больше. Видеть что-то позитивное в кризисных ситуациях и надеяться, что в конечном счёте всё будет хорошо.
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: https://vk.com/cossa
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.