Что будет с пиаром в России: 5 сценариев
PR в России плавно возвращается к классическим методам и инструментам.
Если специалисты до настоящего времени уделяли большое внимание digital-коммуникациям, то сейчас успех ожидает тех, кто будет объединять классическую функцию PR: event-мероприятия, пресс-конференции, пресс-туры с новыми форматами.
Опираясь на последние исследования ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью АКОС, можно отметить, что digital-коммуникации в среднем занимали 66% рабочего времени у специалистов. Основная конкуренция происходила именно в этом направлении: доля в структуре доходов составляла 21%. По итогам отчёта о развитии рекламного рынка от АКАР, за 2021 год наиболее ёмким оказалось также digital-направление: 313,8 млрд рублей.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Так было до февраля 2022 года. Теперь же вопрос: «Как быть с digital и что станет с пиаром?» повис в воздухе громогласной тишиной. На данном этапе времени сфера digital оцепенела. Кто-то выжидает момент, когда ситуация стабилизируется и станет понятно, на какую из альтернативных площадок переместится заветная ЦА, а кто-то активно овладевает всем множеством инструментов ВКонтакте и адаптируется. Одно точно ясно — у отечественной цифровизации есть будущее. PR в это будущее ярко вовлечён.
Выделим 5 основных направлений.
Спокойно. Digital — это не только соцсеточки
Во-первых, руководитель практики по работе с новыми медиа в SPN Communications Яна Тимербулатова предполагает, что с digital уже никогда не будет «всё». Яна утверждает, что интернет-мир не ограничен глобальными социальными сетями. Как никогда сейчас актуальны точечные активации для целевых аудиторий. Например, невероятный рост посещаемости показывает Avito.
Кстати говоря, в кризисной ситуации компания запустила пакет мер поддержки для предпринимателей. Стоит обратить внимание на специальные проекты и активации с крупными площадками-держателями трафика, делать рассылки по базе, автоматизировать поддержку, создавая, как вариант, чатботы в Telegram.
Специалисты SPN прогнозируют рост email-маркетинга. По данным компании Mailerlite объёмы отправки электронных писем по сравнению с 2019 годом в 2020 увеличились аж на 45%. Мы считаем, что в сложившейся ситуации большинство компаний вновь обратятся к рассылкам и их объёмы в 2022 увеличатся в несколько раз.
|
|
Яна Тимербулатова
Руководитель практики по работе с новыми медиа SPN |
|
«Кажется, сейчас самое время по-новому взглянуть на старые инструменты PR и подумать о том, как их применять в текущих реалиях. Важно понимать, что саму аудиторию у рынка никто не забрал, нам лишь ограничили набор доступных средств коммуникации».
Однако и социальные сети никуда не ушли
После блокировки Facebook и Instagram часть аудитории не видит смысла оставаться на этих площадках. Данные статистики Brand Analytics за февраль-март 2022 года говорят, что ВКонтакте явно вырос в показателях и занимает лидирующую позицию по потреблению и производству контента. Но не стоит и опускать тот факт, что несмотря на отрицательную тенденцию, активных авторов в Инстаграме по-прежнему много благодаря VPN.
Важно понимать, что оставаться на привычных площадках стоит тем, у кого там есть аудитория. Например, для b2b-бизнеса самой релевантной соцсетью по-прежнему остаётся Facebook. Не стоит забывать главное: необходимо найти своего целевого пользователя, понять, где он, и потом уже осваивать новые инструменты альтернативных платформ.
Забудьте об «одном посте на все площадки». Сегодня как никогда заметна разница между тем, какой контент отлично «заходил» в Instagram, и какой вообще никому не нужен во ВКонтакте и Telegram.
Прогнозировать перемещение аудиторий в соцсети по интересам пока рано. Тем не менее, как показывает опыт того же Китая, запреты дают возможность мыслить свободно внутри рамок. Блокировки глобальных сервисов ведут к взрывному росту стартапов. Объявлена новая соцсеть «Россграм», которую можно назвать аналогом заблокированной в стране соцсети Instagram. Говорить о её популярности пока что рано, особенно когда интерфейс — невидимка. Зато саму по себе новость о запуске следует принять как новую ступень в истории отечественного digital.
Организация ивентов за минимум бюджета
Есть вероятность, что компании начнут больше внедрять и устраивать специальные мероприятия, даже мелкие, учитывая благополучно складывающуюся эпидемиологическую ситуацию в стране. Тем более, что ивенты всегда вовлекали аудитории в активное точечное действие и вызывали устойчивые ассоциации с компанией.
Заботимся об имидже, конкуренция растёт
Кроме того, компании со временем направят свою деятельность на проработку корпоративного имиджа, чтобы наладить новые и поддерживать уже имеющиеся отношения с партнёрами и стейкхолдерами, выделиться на фоне конкурентов. Это сделать довольно непросто, задача для PR-специалистов по понятным причинам усложняется. Коммуникации необходимо вести с точностью до миллиметра.
Снова пресс-релизы, публикации, печать
Поскольку социальные сети для многих компаний стали основным источником информирования, ключевым коммуникационным инструментом, а однозначного ответа на вопрос «Где на просторах социальных медиа искать свою ЦА?» нет, надёжным инструментом остаётся СМИ.
В связи с кризисной ситуацией в стране организации будут находить обходные пути, а именно «безбюджетные»: генерировать инфоповоды теперь необходимо ярче, использовать бесплатные медиаплатформы чаще.
В нынешнем дне PR-рынок бесспорно в замешательстве, и это касается как крупных коммуникационных агентств, так и штатных специалистов. Тенденция к использованию забытых некоторыми инструментов возрастёт, однако это лишь адаптивная мера. С приходом на рынок новых площадок (а они уже приходят), с освоением и модернизацией текущих платформ отечественный PR-рынок снова оживёт. Это вопрос времени.
Источник фото на тизере: Andre Benz on Unsplash
Рекомендуем:
- Подборка российских сервисов для маркетологов и сммщиков
- Продвижение приложений: как перестроить работу с кампаниями в текущей ситуации
- Исход брендов завершён. Как строить маркетинг в новых реалиях
- CRM-маркетинг во время неопределённости
- Будущее event-индустрии: онлайн, офлайн и коммуникация
- Куда мигрирует аудитория из заблокированных социальных сетей
- Первая рекламная кампания в Яндекс.Дзене. Вопросы и ответы
- Что делать, если вы владелец агентства в кризис
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.