Как оптимизировать бюджет компании в кризис
Не экономим на маркетинге, а вдумчиво работаем с бюджетом.
Опытом делится Игорь Трунов, сооснователь и совладелец Advisability Group.
Вкладывайтесь в кадры и поддерживайте эмоциональный фон коллектива
Оптимизировать расходы компании в кризис можно только при выполнении главного принципа: «не наломай дров». История циклична, и это правило уже не раз сработало на практике, ведь кризисов в России было очень много.
Например, в 1998 году страна стала банкротом. Иностранные инвесторы бежали. Однако уже через 3 года появились новые зарубежные производства и фабрики, то есть экономика стала восстанавливаться.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
То же самое можно сказать и про кризис 2014 года. Рубль упал, а Запад ввёл санкции. Считалось, что IT-сфера в России развалена. Прошло пару лет и IT-рынок начал развиваться. Более того, в Россию пришли крупнейшие компании Америки, например, венчурный фонд из Кремниевой долины 500 Startups.
Сейчас происходит то же самое. Мы находимся на острой стадии кризиса: паника, все боятся санкций и ограничений. Однако, это пройдёт.
«Миром правит западный капитализм: он сильнее любой политики»
Я уверен, что от российского рынка никто в итоге не откажется. Международные компании приостанавливают деятельность в России, но лишь на время.
Конечно, расходы сто́ит оптимизировать, так как острая фаза кризиса длится не пару недель, а пару месяцев. Однако важно сохранить основу бизнеса, а именно кадры. Так, уволить ценного сотрудника легко, а вот найти и нанять — намного сложнее.
Нужно держаться за людей. Самый же рабочий подход к сокращению расходов — это экономия на корпоративах и прочих излишествах.
Оптимизация зависит от самой компании. Некоторые и вовсе от неё отказываются, предпочитая не экономить, а использовать время кризиса на развитие. Многие компании уже сейчас инвестируют в будущее: исследуют и выходят на другие рынки, ищут альтернативные рекламные каналы, проводят обучение сотрудников.
Если говорить об Advisability Group, то мы вкладываемся в поддержание эмоционального фона коллектива. Например, приглашаем психологов, которые проводят интерактивы с командой.
Для оптимизации расходов пришлось заморозить некоторые проекты по развитию новых скиллов и обучению команды сложным элементам. Мы поработаем над этими вопросами позже, когда острая фаза кризиса пройдёт.
Расставьте приоритеты в каждом бизнес-процессе
В каждой компании цепочка ценностей, то есть процесс заработка денег происходит по-своему. При оптимизации расходов необходимо выявить, что важнее для развития.
Рассмотрим расстановку приоритетов на примере нашей компании и её партнёрской программы. Цепочка ценностей здесь следующая: сначала происходит взаимодействие с клиентом, затем его техническая интеграция в нашу систему, затем идут контрагенты-партнёры, а после мы выполняем задачу по совмещению ценностей партнёра и рекламодателей.
Естественно, на каждом этапе есть sales менеджер и account менеджер, причём последний работает как на стороне клиента, так и на стороне партнёра. Анализ этой цепочки ценностей даёт понять, что для развития необходима маркетинговая активность. Поддержание маркетинга нужно для привлечения партнёров и рекламодателей: на нём экономить не получится.
Цепочку ценностей нельзя ломать, однако, нужно расставить приоритеты. Например, бывают случаи, когда не стоит распыляться на 25 клиентов: лучше сосредоточиться на двоих.
Как преодолевает кризисы Advisability Group
В компании были кризисные ситуации. Причём большинство из них не были связаны с внешней обстановкой. Основной актив — это люди, и на них точно нельзя экономить, то есть проводить сокращение штата. Также мы никогда не экономим на программном обеспечении.
Есть множество вещей, кажущихся незаменимыми, однако, они легко замещаются другими. Например, в России есть проблема с социальными сетями и организацией продаж через них. Однако маркетинговых каналов существует довольно много. Снова набирают популярность продажи через бесплатные продающие вебинары. Поэтому лучше вместо попыток организации продаж в социальных сетях обратить внимание на альтернативные каналы продвижения.
Как сэкономить на маркетинге
Существует миф, что на маркетинге экономить нельзя. Конечно, это не так. В бизнесе нет правил, любая компания индивидуальна. Вообще утверждение про постоянные вложения в маркетинг во многом основано на страхе, что текущая клиентская база потеряет платёжеспособность.
Расходы на маркетинг зависят от того, есть ли у компании текущие клиенты и способна ли она их удерживать. Если они остаются клиентами компании меньше двух недель, то это плохой знак: ей постоянно придётся вкладывать в продвижение, чтобы получать свежих клиентов, а маркетинг — это почти всегда дорого.
Однако есть исключения. Постоянно инвестировать в маркетинг нормально для некоторых сфер бизнеса, например, для сервисов типа «Закажи билет»: в таких сферах свежие клиенты нужны постоянно. В IT же проще и дешевле удержать существующих клиентов, чем искать новых.
Оптимизировать бюджет в кризисное время, безусловно, необходимо. Кризисы проходят, поэтому сохраните главный ресурс компании — кадры. Чтобы определить, на чём можно сэкономить, расставьте приоритеты на каждом из этапов
Определите самых надёжных клиентов и уделяйте им больше времени и заботы. Не экономьте на маркетинге, особенно, если ваш бизнес живёт только благодаря постоянному потоку свежих клиентов.
Для оптимизации бюджета на продвижение можно поискать альтернативы привычным маркетинговым каналам.
Желаю всем пройти через сложное время с минимальными потерями, и помните: после любого кризиса и спада обязательно будет подъём.
Источник фото на тизере:
Рекомендуем:
- Как увеличить трафик и уменьшить стоимость заявки в кризис
- Подборка российских сервисов для маркетологов и сммщиков
- Stay digital: почему брендам важно сохранить интернет-рекламу
- Как сохранить лицо компании в кризис: применяем P2P-коммуникации
- Будущее event-индустрии: онлайн, офлайн и коммуникация
- 60+ актуальных телеграм-каналов про digital и маркетинг
- Как продвигать свой канал в Telegram
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.