Должна быть возможность опереться на себя: 3 антикризисных совета для CEO
Как руководителю действовать и с чего начинать в ситуации полной неопределённости.
Отключение Google Рекламы, проблемы с поставками, повышение ключевой ставки — в любой критической ситуации в фокусе рекламного агентства находятся рекламодатели. Это касается не только специалистов и аккаунтов — вся команда топ-менеджмента включается в тактические процессы: как поддержать клиентов, как оперативно адаптировать стратегии, какие взаимовыгодные решения предложить.
Мы сами такие же, но опыт 2020 года и последних месяцев показывает — самочувствие агентства зависит не только от того, как идут дела у клиентов. В каком психологическом состоянии креаторы и стратеги, поддерживают ли отделы друг друга, готовы ли специалисты за сутки реагировать на новые вводные — всё это влияет на то, как компания переживает кризис.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Советами, которые помогают стабилизировать себя и команду, делится Екатерина Маркова, founder & CEO 19agency84.
Заботиться о себе, о команде, о клиенте — в таком порядке
Перевернуть привычную пирамиду «сначала клиенты, потом — всё остальное» сложно, но именно такой подход даёт почву под ногами для принятия дальнейших решений. Это не значит, что надо отложить коммуникацию с рекламодателями: наши аккаунты всегда на связи. Но вы же руководитель, а не аккаунт, правда?
Позаботьтесь о себе: проверьте, как вы себя чувствуете, насколько психологически устойчивы к происходящему. Нас буквально засыпает информацией: прогнозами о падении рынка и размышлениями о том, какие действия нужно предпринимать. Оценивать ситуацию хладнокровно практически невозможно. Но в ваших силах определить, какие источники для вас приоритетны, чьему мнению вы доверяете и, главное, что говорит ваше шестое чувство.
Сократите коммуникацию с теми, кто сбивает вас с толку и утягивает в панику и переживания. Цените возможность опереться на себя. Если чувствуете, что нужна помощь — смело обращайтесь к людям, в которых вы уверены, или ещё лучше — к психоаналитикам (мы так делаем и потому советуем). Вы станете стабильнее — команда будет чувствовать себя гораздо лучше.
Позаботьтесь о команде: окажите скорую помощь сотрудникам, которые особенно переживают, и будьте рядом со всеми — физически: в офисе, на планёрках, с чаем на кухне. Мы все просто по-человечески друг другу нужны.
Сохранить рабочий настрой всему агентству поможет, как ни странно, работа — мотивируйте людей браться за новые проекты, акцентируйте внимание на текущих клиентах и на том, что мы можем предложить сейчас им сверх ожиданий. Опять же — покажите пример делом.
Позаботьтесь о клиентах: какую посильную помощь вы можете оказать их бизнесу в моменте? Анализируйте не только направления, по которым уже сотрудничаете, берите шире: например, у клиента по брендингу могут возникнуть проблемы с переходом из одной соцсети в другую, а бренду, запускающему перформанс-кампании, понадобится помощь с адаптацией сообщений и креативов.
Ситуация неопределённости всех сильно расшатывает. Мы стараемся её немного приземлить — проводим для клиентов «Антикризисные болтоберги», на которых рассказываем последние новости и ориентируем в дальнейших шагах. Такие встречи носят, в том числе, терапевтический характер: клиенты обсуждают друг с другом проблемы и решения, делятся переживаниями, получают поддержку.
Не ждать, а действовать
Встаньте в позицию деятеля, а не стратега. На стратегию просто нет времени: горизонт планирования в текущих обстоятельствах — три дня от силы. Но важно не только это знать (мы все знаем), но и действовать соответствующе: сегодня определили задачу, к вечеру — сделали первую итерацию, на второй день протестировали, на третий — доработали. Всё как с MVP: не целимся в идеальное антикризисное решение, а получаем опыт и делаем выводы.
Помимо решения оперативных бизнес-задач важны психологический и мотивирующий эффекты. Когда вся команда занята, горят глаза — не остаётся времени на тревожное листание ленты новостей. В период самоизоляции, пока у специалистов не было полной загрузки, мы запустили онлайн-школу, записали два курса, выстроили проект по развитию корпоративной культуры «Зачётная книжка маркетолога», упаковали предложения по новым продуктам, прошли обучения. Когда рынок стал подниматься, мы были готовы действовать и быстро добрали в бюджетах всё, что потеряли до этого.
Такой же принцип работает с финансами: когда пожар разгорается, тушите быстро — сразу сокращайте расходы, без которых можно обойтись. Не ждите месяц, не проверяйте — устаканится ситуация или нет. Если нет, может быть поздно.
Готовиться к следующему кризису
Да, уже сейчас. К сожалению, такова реальность предпринимателя в той точке, где мы с вами находимся.
Менеджмент, бизнес-процессы: формализуйте всё, что работает хаотично. Обучайте топ-менеджмент управлению. Только в первую очередь — регулярному, а уже во вторую — антикризисному.
IT-инфраструктура: постройте систему, чтобы все спокойно могли работать из офиса и на удалёнке; удостоверьтесь, что у всех проектов и документов сделан бэкап; найдите решения на случай, если ключевые инструменты окажутся недоступны.
HR-бренд: работайте и на внешние HR-коммуникации — для привлечения потенциальных сотрудников, и на внутренние — для увеличения лояльности текущей команды. Что бы ни случилось, сотрудники, которые обожают свою компанию, здоровую атмосферу в ней, дружную команду, адекватное руководство — останутся в сложный период и будут как никто болеть за общее будущее.
А ещё — возвращайтесь к основам бизнеса и маркетинга. Сбалансированный портфель брендов — спасение в ситуации, когда мировые бренды уходят, а российские остаются. Недвижка, FMCG, медицина, банки — разные отрасли чувствуют себя по-разному, и пока одни сокращают бюджеты, другие — наращивают. Более стабильны те, кто работают с разными сегментами и предлагают разные услуги.
Все тезисы выше — не исчерпывающее решение проблем, с которыми мы сталкиваемся. Но они дают отправную точку: с чего начать и куда бежать — за последний месяц мы в очередной раз в этом убедились.
Рекомендуем:
- Как оптимизировать бюджет компании в кризис
- Что делать, если вы владелец агентства в кризис
- Как вести подбор персонала в условиях санкций
- Как сохранить лицо компании в кризис: применяем P2P-коммуникации
- Stay digital: почему брендам важно сохранить интернет-рекламу
- Кризис-менеджмент и соцсети: 6 советов для российских брендов
- Рекламная стратегия в условиях неопределённости: 6 трендов
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.