Где и как теперь запускать онлайн-курсы психологам, маркетологам и другим экспертам
Продолжаем постить в привычные сети и осваиваем новые.
Колонка основателя компании Younesis Татьяны Маричевой.
Допустим, вы практикующий психолог с многолетним стажем и «созрели» до запуска онлайн-курса по вашему профилю. Привлекли коллег, сформировали программу, записали теоретический материал, прописали воронку продаж и начали «прогревать» аудиторию в своём аккаунте. Но то, над чем вы усердно работали в перерывах между клиентами, стало неактуальным: соцсеть с прогретой аудиторией признана экстремистской, охваты падают. Да и кому вообще в такое время нужны онлайн-курсы. Что делать дальше?
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Учиться в соцсетях
Хорошая новость: чтобы преодолеть финансовые сложности и вернуть привычное качество жизни, люди должны будут не экономить, а больше зарабатывать. Как? Либо расти в своей сфере, прокачивая скиллы, либо переучиваться на более высокооплачиваемую специальность. В любом случае придётся вновь «сесть за парту». Для взрослых людей наиболее приемлемый вариант обучения — краткосрочные онлайн-курсы.
Facebook* и Instagram*: не рубите с плеча
Если вы уже работали в Facebook* и Instagram*, не принимайте поспешных решений: заблокировать или удалить аккаунт всегда успеете. Оставайтесь там и работайте со своей аудиторией настолько долго, насколько позволит стремительно меняющееся российское законодательство.
Да, будет отток подписчиков, охваты упадут. Но здесь вы понимаете, какой контент «заходит», как его делать. Пока вы «растёте» в других соцсетях, используйте Instagram* для анонсирования активностей на сторонних площадках и для касаний со старой аудиторией прежними способами. Привычные 3–4 сториз 3 раза в день могут также прогревать пользователей и приводить их к покупке. Сториз, как и прежде, могут служить эмоциональными «крючками» для перехода на полезные посты, участия в прямых эфирах, формирования образа блогера как «своего» человека. Как в начале 2010-х, в этой сети вовлекать и увеличивать число подписчиков теперь можно только органически. Вспоминаем про «забытые» хэштеги и геотеги.
Если вы новичок и только выбираете площадку для продвижения себя как эксперта или запуска онлайн-курса, точно не сто́ит делать официально запрещённые соцсети основными. Заводить аккаунт только в них нежелательно, даже если кажется, что ваша аудитория именно там. Люди сейчас ищут иные площадки и свыклись с необходимостью «мигрировать».
Telegram: подтвердите экспертность
Примерно 14 млн россиян «мигрировали» в Telegram в марте. Приходя на эту площадку, стоит помнить, что принципы вовлечения здесь отличаются от других соцсетей. «Я проснулась и желаю вам удачного дня!» — подобные посты не подходят. На такой контент не только не придут новые подписчики, но и ядро старых «перетащить» не удастся. В Telegram важно доказать экспертность в своей нише. Размещайте обзоры техники, подборки книг и переводы зарубежной прессы, прогнозы финансового рынка, разборы рекламных текстов, рецепты, вакансии. На этой площадке работают «в долгую». Запустить здесь за две недели до старта продаж курса лайфстайловый прогрев в стиле «я могу и вы сможете», транслируя образ «успешного успеха» неуместно и даже комично.
Читайте также: Минигайд по рекламе в Telegram
Какой бы сложной ни была ваша специализация, важно сохранить вирусный формат контента, чтобы подписчики пересылали его друг другу и подписывались на канал. Вовлечённость в Instagram* была высокой именно из-за возможности почувствовать сопричастность. Подключите реакции и чат обратной связи, чтобы общаться с аудиторией.
По статистике, рейтинг персональных телеграм-каналов выше тематических. Поэтому с самого начала делайте себя лицом канала в прямом и переносном смысле: высказывайте собственное мнение — здесь это ценится.
Попробуйте формат телеграм-подкастов: для старта не нужна сложная звукозаписывающая техника. Запишите на диктофон контент, который планировали изложить в тексте поста. Не начитывайте текст, а именно рассказывайте, ведите виртуальный диалог со слушателями. Прогрев к новому запуску курса по продюсированию в «Школе продюсера» строился именно на экспертных подкастах длительностью 15–20 минут. Сначала опрашивалась аудитория канала, выявлялись актуальные темы, записывались подкасты. Охват у таких постов достигает 50%.
Сейчас телеграм-канал стал основным источником трафика на «живые» вебинары перед запуском нового курса. Благодаря использованию «классических» механик прогрева из Instagram* (подогрев ожидания, демонстрация процесса создания продукта, первые положительные отзывы о покупке), подкастов и голосовых чатов доходимость до вебинара составляет до 90%.
В Telegram широко доступны только такие, органические методы продвижения. Здесь нет таргета. Можно покупать рекламу в пабликах по вашему профилю и продвигаться через коллаборации с другими каналами. Возможно, в будущем здесь появятся сториз, возможность настраивать таргетинг, другой привычный функционал. Сейчас я рекомендую использовать Telegram для взаимодействия со знакомой аудиторией. Главное условие успеха здесь — регулярность. Из-за отсутствия ленты иконка с вашим профилем окажется в самом низу списка каналов, если не будут появляться новые посты.
ВКонтакте: возвращаемся в 2007 с новым опытом
ВКонтакте можно рассматривать как основной канал продвижения и продаж. Но есть нюансы. Рекламодатели перенесли туда бо́льшую часть рекламных бюджетов, но продолжают вкладываться в контент на других площадках, да и сами предпочитают привычные соцсети.
То есть аукцион разогрет, бюджет прокручивается, а трафик не растёт, потому что пользователей немного, а времени на площадке они проводят катастрофически мало. Дело в том, что людям не интересно следить за своей лентой. Получается замкнутый круг: контент не цепляет — идём в другие соцсети — трафик в ВК падает — мотивации делать качественный контент нет.
Есть несколько основных моментов по продвижению в ВК. Во-первых, если вы уже ведёте бизнес и пользуетесь интеграторами сервисов для онлайн-школ вроде GetCourse, перенесите в ВК свою аудиторию. Во-вторых, подпишитесь на профессиональные паблики вроде «Церебро таргет», чтобы быть в курсе обновлений и применять их сразу же после выпуска. В-третьих, создавайте контент с учётом особенностей площадки. Если вы раньше выходили в сториз 3–4 раза в день и за раз снимали 3–4 истории, то в ВК это равносильно 2–3 коротким постам в день. Один из которых, возможно, будет с опросом и посылом на комментирование. Нежелательно использовать слова «лайк» и «комментарий» ни в тексте, ни на картинке: это пессимизирует охват. Предлагайте обсудить тему другими словами.
Чем раньше вы начнёте создавать качественный контент, которого в ВК пока мало, тем вероятнее получите преимущество в охватах.
Проведите тест: за 10 тысяч рублей можно купить охваты на ±50 тысяч пользователей на 3 поста в бизнес-нише. Рекомендую смотреть набор подписчиков не через статистику рекламного кабинета, а через реальный прирост в статистике сообщества или в статистике личной страницы. При выборе тем постов учитывайте, что группа — для экспертного контента. Свои мысли и эмоции лучше транслировать на личной странице.
В-четвёртых, используйте возможности ВКонтакте для создания воронки продаж. С этой соцсетью интегрируются и упомянутый выше GetCourse, и сервис рассылки в мессенджерах BotHelp. Здесь можно полностью собрать онлайн-школу. Используйте Senler — внутренний сервис, который позволяет настроить рассылку ВК. Для пользователя перейти на сторонний сайт — дополнительное действие и дополнительный трафик. Сейчас должна быть огромная мотивация, чтобы нажать на рекламу и дождаться загрузки сайта. Использование сервисов для рассылки позволит повысить конверсию: в автовебинарной воронке человеку не нужно переходить за пределы одной социальной сети. Он подпишется на рассылку, которая с помощью сильного торгового предложения и цепочки дожимных писем доведёт до записи на автовебинар, где вы получаете необходимые данные для других каналов привлечения лидов (email-, sms-рассылки). Наш показатель открываемости рассылки: 30–35% после цепочки на автовебинар. Стоимость регистрации может быть в 3 раза ниже, чем в классической воронке.
Резюмируем по ВКонтакте. Предстоит обустроить площадку так, чтобы прежде всего всем нам было интересно на ней находиться.
-
Удаляем весь массфоловинг и группы, которые были актуальны 8 лет назад.
-
Подписываемся на тех, кто делает качественно: анализируем рубрики, формат контента, адаптируем под себя.
-
Пишем посты вместо сториз, вовлекаем вопросами вместо «реакций».
-
Настраиваем рекламу и смотрим, как люди реагируют на контент.
-
Удерживаем их с помощью интеграции с разными сервисами.
В качестве удачного примера — школа психолога Алёны Никоновой, полностью реализованная на площадке ВК. Несмотря на то, что аудитория группы небольшая, она лояльна, охваты и вовлечённость стабильно высокие, что способствует продажам на высокие чеки.
Не буду детально останавливаться на Одноклассниках. Соцсеть не обладает каким-то уникальным функционалом. Плюсами являются наличие таргета, пользовательская лояльность и стабильность: на трафике в этой соцсети внешние факторы вроде пандемии или санкций сказываются незначительно. Если считаете, что именно там ваша целевая аудитория, протестируйте канал.
Яндекс.Дзен: готовьтесь много писать
Сразу обозначим главный минус Яндекс.Дзена на сегодня: площадка продаётся, поэтому перестала ранжироваться в поиске Яндекса, трафик снизился.
Раньше он был высоким, но на фоне хорошо работавшего Инстаграма* это было не очень заметно. В Дзене заходят довольно длинные тексты, а ещё некоторые переносят сюда свои YouTube-каналы. Если у вас есть, что регулярно рассказывать аудитории в таких форматах — пробуйте размещаться здесь.
В скорректированной стратегии на 2022 год мы планируем использовать Дзен как инструмент работы «вдолгую». Из-за небольшого трафика создавать широкую воронку и быстро генерировать лиды здесь вряд ли получится. Но поскольку продажи на высокие чеки требуют длительного прогрева аудитории, будем и здесь размещать экспертный контент. Раньше других это начал делать Skillbox, собрав за пару лет аудиторию в 179 тысяч человек.
Читайте также: Как дела в Яндекс.Дзене: новости рекомендательной ленты, свежие фичи для работы с подписчиками и программа поддержки авторов
Куда вести трафик
В условиях неопределённости стоит завести аккаунты на всех российских платформах и попробовать разные виды контента. Как только нащупаете контакт с аудиторией, делайте акцент на эту соцсеть. Эксперту должно быть комфортно общаться с аудиторией, иначе не получится поставить работу на поток. А в нашем бизнесе касания с аудиторией должны быть постоянно.
Контент для ключевого канала эксперт должен готовить самостоятельно. С остальными соцсетями работает команда, если она к этому моменту уже сформирована. До недавних пор в нашей команде было так: я занималась Инстаграмом*, а помощники остальными площадками. Мы вели с них трафик, пусть и не такой существенный.
Мы сейчас все «обнулились»: вернулись примерно в 2015 год и заново учимся взаимодействовать с аудиторией, делать для неё контент. Это хорошая новость и для экспертов, и для тех, кто их продюсирует. Обладая опытом ведения соцсетей и понимая критерии нужного вашей аудитории контента, появится шанс вырастить с нуля большой аккаунт и монетизировать экспертность.
Источник фото на тизере:
Рекомендуем:
- Куда постить? Больше 35 площадок новой SMM-реальности
- Как работать с контентом в кризис: делать больше публикаций, быстро переехать из YouTube и посоветоваться с юристом про «запрещёнку»
- Как получить льготы для ИТ-компании
- Как сохранить сайт и рекламный доход
- Где размещать рекламу после отключения монетизации в Google и YouTube
- 10 главных SMM-трендов. Личный топ Юлии Магась
- Как вести подбор персонала в условиях санкций
- 60+ актуальных телеграм-каналов про digital и маркетинг
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.