Альтернативная аналитика: чем заменить привычные зарубежные сервисы
Выбираем достойные аналоги привычных сервисов.
Михаил Евдокимов, Chief Technology Officer консалтингового агентства Data Stories, рассказывает, на какие digital-инструменты пора обратить внимание, чтобы внезапно не остаться без аналитики.
То и дело появляются новости о том, что одни сервисы уходят из страны, а у других сложности с оплатой. IT-инструменты Google в России пока работают, но как показывает опыт последних месяцев, лучше перестраховаться сейчас, чем жить без аналитики несколько дней потом. Повод для негативных ожиданий есть: 7 апреля 2022 года Роскомнадзор ввёл запрет на распространение рекламы Google и его информационных ресурсов.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Чтобы не лишиться такого важного бизнес-инструмента, как аналитика, к альтернативам пора присматриваться прямо сейчас.
WEB-аналитика
Google Analytics
Сервис обрабатывает и представляет в отчётах данные с сайта о посещениях, конверсиях, источниках трафика, операционной системе, геолокации. Самый очевидный вариант замены — Яндекс.Метрика. Прикрутить её к сайту можно очень быстро, но на настройку придётся потратить время.
Достоинства
- Умеет работать с Директом, что позволяет анализировать эффективность рекламы.
- Позволяет дополнять статистику данными из вашей CRM.
- Имеет уникальные собственные решения, такие как вебвизор. Благодаря им можно получить самые неожиданные инсайты о поведении пользователей.
Недостатки
- Недостаточная структура событий.
- Нет представлений (нельзя раздать доступ подрядчику к части данных).
- Данными владеет Яндекс (не всем бизнесам это подходит).
Прочие альтернативы: Matomo, Posthog.
Google Tag Manager
GTM позволяет управлять тегами на сайте без участия программистов и оптимизировать его в маркетинговых целях. Самый популярный из сервисов, которыми можно заменить GTM — Matomo Tag Manager.
Достоинства
- Условно-бесплатно.
- Есть контроль данных.
- Есть почти весь функционал, аналогичный Google Tag Manager.
- Все коды из GTM можно перенести в MTM.
- Для облегчения этого процесса в GTM есть экспорт контейнера, а в Matomo есть импорт.
Недостатки
- Конвертера из одного формата в другой пока нет.
- Нет рабочих областей.
- Нет администрирования уровня доступов.
- Нет части встроенных переменных, например, переменной GA (который, возможно, не будет работать).
- Нужно разворачивать на сервере. Но это и плюс, так как данные не уходят на сторону.
Прочие альтернативы: CleverData Tag Manager.
App-аналитика
Appsflyer / Firebase / Adjust
Сервисы, которые анализируют трафик в мобильных приложениях. Здесь сложно выделить одного явного конкурента, поэтому рассмотрим два самых популярных инструмента: AppMetrica и MyTracker.
AppMetrica — инструмент Яндекса. Отчёты сервиса содержат источники трафика, ключевые показатели приложения, аудитории и сценариев использования, статистику по сбоям.
Достоинства
- Бесплатно.
- Российская компания (точно не уйдёт с рынка).
- Оперативная техподдержка.
- Экспорт сырых данных в ClickHouse.
Недостатки
- Отсутствие post-install трекингa Facebook и Instagram.
- Отсутствует post-view атрибуция.
- Отсутствует отслеживание удалений приложения.
- Нет Antifraud.
MyTracker — инструмент от VK, который строит не только аналитические отчёты, но и прогнозы (LTV предикты).
Достоинства
- Бесплатный базовый функционал.
- Российская компания (точно не уйдёт с рынка).
- LTV предикты.
- Оперативная техподдержка.
- Свой Antifraud.
- Post-view аналитика.
Недостатки
- Отсутствие post-install трекингa Facebook* и Instagram*.
- Отсутствует агентский доступ.
- Платный продвинутый функционал.
- Отсутствует отслеживание удалений приложения.
Post-View аналитика
Campaign Manager
Campaign Manager помогает анализировать рекламные кампании в digital-пространстве: в приложениях, на сайтах, поисковых и стриминговых сервисах. Для Campaign Manager также есть два примерно одинаковых по популярности сервиса: Adriver и Weborama.
Adriver — cистема управления и аудита интернет-рекламы, созданная в России. Показывает отчётность как за определённые периоды, так и в real-time.
Достоинства
- Есть возможность выгрузки client ID/order ID (CSV/Log).
- Есть отчёт Brand Safety.
- Есть возможность выгрузить отчёт по post-view + post-click конверсиям (услуга платная).
- Выгрузка отчёта по пути до конверсии/логов показов (услуга платная).
- Выгрузка отчетов по Viewability/Антифрод (услуга платная).
- Полностью российская компания.
- Возможность внедрения кастомных решений и доработок.
Недостатки
- Интеграция с мобильными трекерами на начальной стадии.
- Интеграции не со всеми коллтрекерами.
- Платная интеграция с исследовательскими панелями.
Weborama — компания, основанная во Франции. В России с 2012 года. Работает с технологиями Big Data и AI.
Достоинства
- Выгрузка client ID/order ID возможна (при оплате DMP).
- Есть возможность выгрузки отчётов о пересечении охватов.
- Есть отчёты по распределению охвата по частотам.
- Есть возможность выгрузки отчётов по Антифроду (через Adloox платно). Есть возможность выгрузки отчётов по Invalid Traffic и Brand Safety (через Adloox платно).
- Есть Viewability отчёты (MRC и кастомные).
Недостатки
- Нет бесплатного отчёта пути до конверсии/логов показов (в рамках услуги атр.моделирования).
Работа с сырыми данными
Google Big Query
В Google BigQuery входит около 40 инструментов для обработки и анализа больших массивов данных помощью SQL. У Яндекс.Метрики есть logs api, который позволяет получить сырые логи метрики в ClickHouse — аналитической базе данных с открытым исходным кодом.
Достоинства
- Условно бесплатно (плата за хранение и обработку данных).
- Контроль данных.
Недостатки
- Нужно разворачивать на своем сервере или в Yandex Cloud.
- Весь SQL придётся переписывать под Метрику.
Визуализация
Google Data Studio
Благодаря сервисам визуализации можно получать данные не в виде таблиц, а в виде удобных графиков, диаграмм и понятных сравнений. Вместо Google Data Studio для этого можно использовать Yandex DataLens. Этот сервис поддерживает работу с различными источниками: ClickHouse, PostgreSQL, Greenplum®, MySQL®, MS SQL Server, Oracle® DB, Yandex Database, Google Sheets, Яндекс.Метрика, Yandex.AppMetrica.
Достоинства
- Есть бесплатная версия.
- Российский продукт.
- Нативная интеграция с Яндекс.Метрикой.
Недостатки
- Недостаток специалистов и экспертизы на рынке.
- Нет простого импорта дашбордов из сторонних BI сервисов.
Прочие альтернативы: Metabase.
План переезда
Точный и подробный план зависит от вашего набора используемых инструментов. В зависимости от потребностей клиента мы обычно предлагаем два варианта смены аналитического стека технологий.
Первый сценарий: вы планируете отказаться от сервисов Google (GA, GTM, BigQuery).
Что надо сделать?
- Провести аудит GTM и GA.
- Развернуть на сервере клиента и установить на сайт код Matomo Tag Manager. Клиент может сделать это самостоятельно по инструкции, а может заказать в консалтинговом агентстве или другой digital-компании, которая развернёт код на своем сервере в РФ.
- Перенести коды из GTM в Matomo Tag Manager.
- Перенести коды метрики в код сайта или в Matomo Tag Manager.
- Донастроить метрику по аналогии с GA.
Второй сценарий: вы планируете использовать сервисы Google, пока они работают, но нужно подготовить план Б.
Что нужно сделать?
- Провести аудит GTM и GA.
- Перенести коды метрики в код сайта.
- Донастроить метрику по аналогии с GA.
- Опционально: все прочие рекламные коды можно перенести либо в код сайта, либо в Matomo Tag Manager.
Или собственная аналитическая платформа?
Впрочем, есть и ещё один вариант — server-side решения. Вы можете не использовать внешние сервисы, а разработать собственную систему аналитики (или заказать её разработку в специализированном агентстве). Функционал при этом будет полностью зависеть от того, какие бизнес-задачи необходимо решить. Это сложно и дорого, но надёжно и безопасно, поэтому об этом варианте тоже стоит упомянуть.
Достоинства
- Решение, целиком адаптированное под нужды конкретного бизнеса.
- Независимость от сторонних сервисов.
- Безопасность хранения данных на собственных серверах.
Недостатки
- Полноценный IT-проект со сроком подготовки и развёртывания от 1,5 месяцев.
- Дорогое решение (в сравнении с аналитикой через код).
- Возможное отсутствие в команде необходимых для реализации и поддержки специалистов.
Источник фото на тизере:
Рекомендуем:
- Как получить льготы для ИТ-компании
- Подборка российских сервисов для маркетологов и сммщиков
- Как увеличить трафик и уменьшить стоимость заявки в кризис
- Как оптимизировать бюджет компании в кризис
- Как сохранить сайт и рекламный доход
- Кризис-менеджмент и соцсети: 6 советов для российских брендов
- 60+ актуальных телеграм-каналов про digital и маркетинг
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.