В условиях кризиса запрос на HR-аналитику становится все сильнее. Команды подбора учатся разговаривать с бизнесом на языке цифр. В HR-сообществе появляется всё больше мнений, какие KPI нужно внедрять и как оценивать процесс подбора и работу HR в компании. Но вопросов остается много.
Немало примеров, когда HR-метрики, эффективные в одной компании, оказываются нерабочими в другой. Команда подбора демотивирована и вынуждена и дальше плыть по течению рутины. Или хуже того: принимать неверные решения, которые в нынешней ситуации могут иметь критический эффект.
Команда Talantix поговорила с экспертами рынка, чтобы разобраться: какие критерии оценки HR-функции бывают, зачем они нужны, как их считать и использовать для повышения эффективности подбора и развития бизнеса.
Беседа получилась настолько интересной, а кейсов, практических советов и личных лайфхаков — так много, что мы собрали настоящий чарт HR-метрик. Его можно взять на вооружение не только молодым руководителям или тем, кто готовится ими стать, но и опытным HRD и топ-менеджерам компаний.
В подготовке материала нам помогали:
Базовые HR-метрики
-
Скорость найма.
-
Количество закрываемых вакансий.
-
Качество подбора.
Марина Хадина обращает внимание, что скорость найма — это показатель, который всего лишь фиксирует время, прошедшее между моментом появления заявки на подбор и фактом найма нового сотрудника на открытую позицию.
Скорость найма указывает скорее на эффективность процесса с точки зрения временных ресурсов, которые потребовались на закрытие вакансии. Чтобы правильно использовать эту метрику, важно помнить, что это оценка процесса, а не цель, которую нужно достичь любой ценой.
Главной целью подбора остаётся результат, то есть сотрудник, максимально подходящий на конкретную должность, а значит, показатель качества найма важнее. Однако важно смотреть их в паре и в сравнении с отраслевыми бенчмарками.
директор по развитию Talantix, hh.ru
Чтобы оценить качество подбора, используйте одну из формул:
-
Кандидаты, прошедшие испытательный срок / общее количество нанятых сотрудников за расчётный период.
-
Кандидаты, проработавшие в течение одного года / общее количество нанятых сотрудников за расчётный период.
Однако использовать эти классические HR-метрики универсально под каждого участника подбора или компанию в целом сто́ит индивидуально и осторожно.
консультант «Премии HR-бренд» hh.ru
Профессиональные HR-метрики
Продолжают наш топ следующие HR-метрики:
-
Воронка подбора.
-
Выполнение плана по закрытию вакансий.
-
Конверсия кандидатов из этапа в этап.
-
Первичные собеседования и их конверсия в финальные.
-
Процент выполнения тестовых заданий кандидатами.
-
Проверка службой безопасности.
-
Нагрузка сотрудников.
Виктория Повольнова отмечает, что эти показатели позволяют глубже посмотреть на рекрутмент компании и качественно управлять процессом подбора.
Конверсия из просмотра вакансии в отклик показывает, насколько ваша открытая позиция заинтересовала кандидата. Если этот показатель низкий — это сигнал скорректировать требования к будущему сотруднику, зарплатное предложение или поработать над HR-брендом компании. А конверсия из отклика в финалиста, вышедшего на работу, помогает понять руководителю, оптимально ли выстроен процесс найма в целом или под конкретный тип вакансий, и по возможности вовремя его скорректировать.
Кроме того, при оценке работы команды подбора отдельное внимание сто́ит уделять нагрузке сотрудников.
независимый HR-консультант
Автоматизация процесса подбора в крупных компаниях уже стала нормой. Поэтому все данные о работе каждого сотрудника агрегируются в течение года, и в конце отчётного периода автоматически формируются отчёты по заданным метрикам для руководителя команды.
Для малого и среднего бизнеса одним из инструментов получения объективной HR-аналитики может стать облачная CRM-система для рекрутмента. Простое и недорогое решение, с одной стороны, помогает команде рекрутмента в течение года вести подбор в компании, с другой — собирает и обрабатывает данные по работе HR-команды.
Прозрачность бэк-функций особенно важна для компаний, которые вкладывают собственные средства в инфраструктуру бизнеса или же привлекают инвестиции партнеров.
независимый HR-консультант
В CRM-системе для рекрутмента Talantix от hh.ru руководитель команды по подбору или собственник бизнеса может получить отчётность в полноценном гибком формате Excel-таблиц. Например, по загрузке сотрудников HR-команды.
Но есть в интерфейсе и дашборды — удобная и наглядная интерпретация тех же данных в графиках:
Экономические HR-метрики
В середине нашего топа закрепились метрики, которые напрямую зависят от того, какой экономический эффект оказывает работа HR-команды на бизнес компании.
-
Конверсия кандидатов из этапа в этап.
-
Процент доходимости из приглашения в собеседование.
-
Коэффициент принятия офферов.
-
Стоимость найма.
-
Процент прохождения испытательного срока кандидатами.
-
Стоимость ушедшего на испытательном сроке кандидата.
Стоимость найма показывает, во сколько компании обходится подбор одного сотрудника. Для этого используйте следующую формулу: (внутренние расходы + внешние расходы) / количество нанятых сотрудников.
независимый HR-консультант
Отслеживание стоимости найма поможет формировать и распределять бюджет и придерживаться его в рамках HR-стратегии. Однако важно корректно использовать этот показатель в оценке команды подбора. К примеру, сто́ит смотреть его в динамике, в сравнении с отраслевыми бенчмарками и комплексно с другими HR-показателями: качеством найма, скоростью подбора, текучестью, производительностью. Если компания будет фокусироваться только на оптимизации затрат на подбор, это может повлиять и на другие метрики, важные для бизнеса.
директор по развитию Talantix, hh.ru
Виктория Повольнова также заметила, что эти показатели активно используют команды подбора технологичных компаний. И это супертренд в подборе ИТ-компаний.
независимый HR-консультант
Процент прохождения испытательного срока кандидатами наглядно покажет качество подбора рекрутеров. Правда, ответственность за прохождение испытательного срока всё же в большей степени лежит на руководителе подразделения.
консультант «Премии HR-бренд» hh.ru
Коммуникационные HR-метрики
Закрывают наш топ-20 коммуникационные HR-метрики:
-
Коммуникация рекрутера с внутренним заказчиком.
-
Конверсии кандидатов из собеседования с руководителем
-
Оценка линейного руководителя найма.
-
Удовлетворённость линейного руководителя финальным кандидатом.
В нашем разговоре все эксперты отметили, что эти метрики являются важными показателями в работе команды подбора.
Первая — заказчик часто не понимает, кто ему нужен, и поэтому подбор получается очень долгим и дорогим.
Вторая — рекрутер находит подходящего кандидата методом проб и ошибок. Для руководителя команды подбора показателем такой тревожной ситуации является то, что на этапе согласования кандидатов с нанимающим менеджером воронка подбора может резко сводиться к нулю. На дефицитном рынке труда кандидаты просто уйдут в другую компанию.
В такой ситуации команде подбора сто́ит либо учить своих заказчиков и прививать им культуру подбора, либо самостоятельно изучать тех, кто уже работает в компании или у конкретного руководителя в команде, и выявлять их лучшие качества.
Поэтому выстраивать коммуникации и управлять отношениями с внутренними заказчиками очень важно».
консультант «Премии HR-бренд» hh.ru
HR-метрики на практике
Олеся Плотникова специально для нашего гайда поделилась собственным кейсом использования HR-метрик в оценке работы своей команды.
Первая метрика: закрытие годового плана вакансий. Коллеги планируют закрытие ставок по месяцам с учётом их прироста от месяца к месяцу. Это помогает вовремя закрывать вакансии и корректно использовать бюджет на их подбор.
Вторая метрика — сроки закрытия вакансий. Эту метрику Олеся и коллеги определяют, основываясь на том опыте и на тех данных рынка труда, которые у них есть. При изменении ситуации корректируют этот показатель, чтобы оставаться в тренде.
Третья метрика — это оценка внутреннего заказчика.
Например, мы перестраиваем сейчас процесс подбора и начинаем работать с ресёчерами. В оценке их работы важны количество кандидатов, которых они нашли, сколько контактов в базе и в целом воронки подбора — ответ кандидата на наше касание с ним».
руководитель по подбору и адаптации hh.ru
Кроме того, вместе со своей командой Олеся также измеряет количество открытых ставок к заменам и пытается прогнозировать их. А также следит, сколько сотрудников каждый месяц выходит на работу, насколько рекрутеры справляются с поставленным планом — в месяц, квартал или год,какие воронки, конверсии в них.
Советы для руководителя
Развивайте цифровые компетенции и учитесь управлять процессом подбора с помощью данных, чтобы оставаться конкурентным и эффективным на рынке.
По данным исследования hh.ru и облачной CRM-системы Talantix, спрос на специалистов в области подбора и управления персоналом со знанием систем HR-автоматизации в 2021 году вырос почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Исследование hh.ru и Talantix показало, что в каждой пятой вакансии для HR от ритейловых и ИТ-компаний указано требование к знанию цифровых решений для подбора персонала. Такое условие указано в каждой десятой вакансии для HR от компаний в финансовом секторе, в сфере B2B-услуг и консалтинга.
консультант «Премии HR-бренд» hh.ru
Помните, что работа команды подбора напрямую оказывает влияние на бизнес компании.
Компании нередко оценивают эффективность подбора по нескольким ключевым показателям: входящим откликам или по офферам, забывая про другие детали.
директор по развитию Talantix, hh.ru
Верхнеуровневыми метриками оценки рекрутмента в компании может выступить классическая триада: качество, количество, сроки.
Однако их использование не обязательно должно быть константой: при изменении ситуации на рынке или в компании эти метрики можно заменять, чтобы оставаться в тренде.
Обращайте внимание на оценку внутреннего заказчика: оценка линейным руководителем удовлетворённости наймом или финальным кандидатом.
Исключить риск субъективности этого показателя помогает сформированная культура подбора у линейных руководителей. Поэтому важно работать в компании и над этим.
Соблюдайте баланс технологий и менеджмента во внедрении и применении HR-метрик в компании: любое личное решение по оценке HR-процессов подкрепляйте реальными данными.
В этом помогут цифровые решения для подбора. Дашборды и готовые отчёты в Excel в облачной CRM-системе Talantix от hh.ru, сформированные за год работы в ней, — незаменимые помощники, чтобы соблюдать баланс объективного и субъективного.
консультант «Премии HR-бренд» hh.ru
руководитель по подбору и адаптации hh.ru
Помните: в каждом бизнесе рекрутмент — уникальный. Как и HR-метрики для его оценки.
Поэтому не забывайте о том, на каком рынке работает компания и поисками каких сотрудников она занималась в течение года, а также как распределены роли внутри команды подбора: использовать даже верхнеуровневые или универсальные метрики под каждого участника подбора сто́ит вдумчиво и помнить о главной бизнес-цели вашей компании.
директор по развитию Talantix, hh.ru