Аудит контекстной рекламы для бизнеса: 5 ключевых пунктов
Разберём распространённые ошибки и расскажем, как делать полезный для бизнеса аудит.
Специалисты по аудиту контекстной рекламы используют термины и подтверждают свои аргументы графикой и статистикой. В результате презентация выглядит внушительно, но непонятно для заказчика. Бывает и другой вариант: специалист по контекстной рекламе фокусируется на мелочах и презентует их как критические ошибки, но не объясняет, как именно они влияют на бизнес.
Чтобы аудит решал задачи бизнеса, важно объяснить заказчику, как ошибки в рекламе влияют на продажи и оборот, как их исправить и через какое время заказчик увидит результат.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Как сделать аудит понятным для бизнеса
Контекстная реклама запущена давно, приносит результаты, но заказчик хочет добиться большего. Или показатели резко упали. Что делать в такой ситуации: ждать, проводить новые тесты или менять специалиста?
Прежде чем переходить к решительным мерам, сто́ит провести внешний аудит. В этом может помочь независимый специалист или команда из другого агентства: они оценят настройки объявлений, найдут ошибки и предложат решения, как сделать рекламу эффективнее. В статье расскажем, каким должен быть аудит контекстной рекламы, который действительно поможет бизнесу.
Что должно быть в правильном аудите
Разберём, какие показатели оценивают в аудите и как сделать выводы более понятными для заказчика. Также покажем свои аудиты, после которых клиенты лучше понимали, где реклама зря расходует бюджет, и вовремя исправляли настройки объявлений.
В полезном аудите контекстной рекламы обычно пять основных пунктов.
- Настройки аналитики.
- Структура рекламных кампаний.
- Семантическое ядро.
- Использование аудиторий и корректировок.
- Выводы и рекомендации.
1. Настройки аналитики
Перед тем как изучать рекламные кампании, нужно проверить, правильно ли работает аналитика. Сделать это можно в четыре шага — обратите внимание на следующее:
- установлены ли на сайте все счётчики;
- есть ли цели, корректно ли они работают;
- соответствуют ли цели веб-аналитики бизнес-задачам;
- вся ли информация передаётся в рекламные кабинеты и внешние сервисы для оптимизации рекламы.
Как не сто́ит делать:
Отсутствие UTM-меток — серьёзная ошибка для специалиста по контекстной рекламе. Но простое указание на неё ничего не скажет владельцу бизнеса. В аудите важно объяснить, как это мешает работать и приводить клиентов.
Как правильно:
Заявки на сайте или звонки — это ещё не оплаты. Важно выбирать корректные настройки, чтобы отслеживать реальные платежи, продажи, оборот. С неправильно работающими целями и статистикой не получится управлять рекламными кампаниями и улучшать показатели.
2. Структура рекламных кампаний
Оценка структуры — один из первых этапов аудита. Важно понять, насколько эффективно используются основные источники, типы кампаний (поисковые/сетевые/ремаркетинговые), насколько эффективно между ними распределён бюджет, соответствует ли это задачам клиента.
Как не сто́ит делать:
Специалист описывает то, что видит: структура есть, и она правильная. Настройки геотаргетинга нужно поменять.
Но клиент задаст закономерные вопросы: как это работает, почему аудитория будет нецелевой, сколько на этом уже потеряно денег, сколько можно дополнительно привлечь клиентов, если всё исправить? Ответить на них нужно сразу в презентации.
Можно использовать, а можно не использовать. Какой результат получит клиент? Есть ли данные (статистика или исследование), на которых основано это предложение?
Почему на слайде подчёркнуты красным кампании на Россию и Москву (судя по названиям), а в тексте упоминается Беларусь и Казахстан? Столько вопросов и ни одного ответа.
Это чисто технические правки. Выражаясь языком бизнеса, здесь ничего не произошло, только предложили перенаправить пользователей с одной страницы на другую.
Как правильно:
Бюджет распределён пополам между Яндексом и Google, а конверсии в Яндексе почти в 4 раза дешевле. Потенциально можно привлекать больше клиентов, оставив на том же уровне расходы на рекламу. Для этого нужно:
- один канал — усилить;
- второй — оптимизировать, то есть перенастроить или сократить бюджет.
Тогда можно рассчитывать, что продажи вырастут.
Ещё один пример правильного анализа:
На конкретных примерах с числами показываем, сколько потрачено денег на инструменты, которые не приводят клиентов и не помогают продавать товары. Объявления давно запущены, получили уже 1 000+ кликов, израсходовали десятки и сотни тысяч рублей. Эти деньги можно перенести в инструменты, которые приносят продажи, или изменить настройки так, чтобы объявления заработали.
Важно ориентироваться на конечные бизнес-метрики и управлять рекламой, исходя из них.
Стратегия размещения
К стратегии размещения относятся:
- способы управления ставками;
- ключевые цели рекламных кампаний;
- соотношение между форматами и площадками;
- использование инструментов автоматизации.
Стратегия определяет, как вы привлекаете нужную аудиторию и последовательно с ней взаимодействуете. Эффективно ли это с точки зрения цены, объёмов аудитории и других метрик?
Как не сто́ит делать:
Сначала эксперт утверждает, что стратегия подходящая, и позволяет влиять на экономические показатели. А следующим шагом предлагает протестировать другой способ оптимизации, никак не объясняя необходимость в этом.
Не хватает конкретики и аргументов:
- в каких рекламных кампаниях уже достаточно данных и стоит попробовать новый способ;
- насколько больше заявок и продаж можно получить;
- чем можно это подтвердить (собственные кейсы по переходу с ручного управления на авто, данные Яндекса, независимые исследования).
Как правильно:
Объясняем, почему сейчас рекламные инструменты не работают, и предлагаем простое решение, которое может увеличить продажи.
3. Семантическое ядро
Это набор ключевых слов и фраз, по которым показываются объявления. Оно должно соответствовать рекламируемому товару или услуге и содержанию посадочной страницы.
Во время аудита эксперт оценивает:
- релевантность запросов — решают ли они задачу клиента;
- целевые запросы — не пропущены ли некоторые из них;
- использование «нецелевых» запросов — они тратят деньги и не приносят продаж;
- структуру ядра (похожие запросы собираются в группы, группы — в кампании, чтобы гибко управлять ставками и бюджетами, разделять продвижение по товарам, категориям, типам услуг и выбирать разные стратегии по разным запросам).
Как не сто́ит делать:
В любом аккаунте есть запросы, по которым реклама не показывается. Пользователи редко их запрашивают, и ставки недостаточны для попадания в аукцион. Так что статус «Мало показов» — распространённое замечание в аудитах. Но чаще всего оно не несёт практического смысла. Если такой статус не у 95% ключевых слов (обычно это не так), то потерь почти нет.
Это легко исправить, но общую бизнес-задачу таким образом не решить.
Как правильно:
Здесь наглядно показаны проблемы с семантикой:
- группа ключевых слов не приносит продаж, но расходует основную часть рекламного бюджета;
- конверсионные и брендовые запросы не используют весь потенциал, потому что им не хватает денег.
Можно предложить решение с новой структурой и перераспределением бюджета.
4. Использование аудиторий и корректировок
На основе информации о клиентах или данных веб-аналитики можно уточнять таргетинг по различным параметрам:
- полу и возрасту;
- устройствам и мобильным платформам (iOS/Android);
- регионам;
- сегментам аудитории сайта или данным клиентской базы из CRM.
Чем точнее мы задаём параметры, тем лучше результат продвижения.
Как не сто́ит делать:
Клиент не разбирается в работе этих настроек, иначе он не привлекал бы агентство.
На этом слайде эксперт буквально рекомендует заказчику дополнительно изучить статистику и внести корректировки, то есть выполнить работу специалиста. Без конкретных данных здесь нет пользы для клиента.
Как правильно:
В этом примере есть конкретный результат — цена за заявку в разрезе по устройствам. Один сегмент работает лучше, поэтому нужно внести корректировки, которые положительно повлияют на результат: увеличат продажи или сэкономят рекламный бюджет.
5. Выводы и рекомендации аудита
В результате клиент должен получить выжимку с понятным «диагнозом».
- Краткое заключение по качеству рекламных кампаний, критичности обнаруженных ошибок.
- Сроки на исправление ситуации (прогноз).
- Конкретные рекомендации и план действий.
- Прогнозные результаты по итогам внедрения рекомендаций, если для этого достаточно данных.
Как не сто́ит делать:
Здесь нет выводов, просто перечислены ошибки и отсутствующие элементы. Нужно рассказать: как должно быть? Что это даст клиенту и в какие сроки? После аудита у клиента должно быть чёткое понимание, что ему делать дальше и какой результат он может получить.
Как правильно:
Обычно на итоговый слайд мы выносим несколько ключевых проблем, исправление которых даст результат. Здесь могут быть:
- наиболее критичные и серьёзные ошибки, на которых клиент ежедневно теряет деньги;
- факторы, которые мешают развиваться проекту долгосрочно, например, некорректная аналитика, плохая структура аккаунта, неполная семантика и другие.
На основе данных и проведённого аудита мы можем дать оценку, сколько сейчас клиент теряет из-за неправильных настроек и какой результат потенциально можно получить.
Главное в статье
-
Если контекстная реклама работает не так, как ожидалось, стоит заказать аудит у независимого эксперта. Специалист оценит параметры настройки объявлений и запущенные рекламные кампании, а потом даст рекомендации.
-
Чтобы аудит контекстной рекламы был полезен бизнесу, нужно не просто указывать на ошибки в настройках, а объяснять, почему из-за них зря расходуется бюджет и не растут продажи. В презентации нужно сразу объяснить, как исправить ошибку, чтобы реклама работала.
-
Если предлагаете протестировать другую стратегию, нужно объяснить, зачем. Особенно важно это делать, если текущая стратегия работает и приносит результат.
-
Общие рекомендации, например, проанализировать аудиторию или дополнительно изучить статистику, вряд ли помогут. В аудите нужно давать конкретные шаги, после которых реклама будет работать эффективнее.
Рекомендуем:
- Смарт-баннеры: как мы чуть не отключили самый прибыльный инструмент контекстной рекламы
- Как мы используем новинки Яндекс Директа, чтобы усилить контекстную рекламу без Google Ads
- Как стимулировать продажи неликвида без дополнительного бюджета: 3 не самых очевидных инструмента повышения эффективности контекстной рекламы
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.