Полноценная замена или безнадёга: насколько российские компании доверяют отечественным аналогам западных решений. Читайте на Cossa.ru

06 сентября 2022, 11:40

Полноценная замена или безнадёга: насколько российские компании доверяют отечественным аналогам западных решений

Как компании ищут и находят замену уходящим сервисам.

Полноценная замена или безнадёга: насколько российские компании доверяют отечественным аналогам западных решений

Когда из России ушли Trello, Asana, Jira и другие платформы для совместной работы над задачами, российские компании начали искать им замену. Целые команды остались без привычных инструментов, и нужно было срочно подбирать отечественный аналог. Миграция стала вынужденной, ведь даже если какой-то сервис и продолжил работать в России, заплатить за него уже было невозможно из-за ушедших Visa и Mastercard.

Вдохновившись темой перехода команд с зарубежных сервисов на российские, в начале июня этого года платформа для управления проектами WEEEK вместе с исследовательским центром UX-студии Everest провели опрос. Хотелось понять:

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

  • что нравится, а что нет в российских IT-продуктах;

  • каких возможностей пользователям всё ещё не хватает;

  • почему команды, которые попробовали бесплатную версию, уходят с отечественных платформ;

  • есть ли такие компании, которые не хотят переходить на российские сервисы, и в чём причина этого;

  • почему пришлось уйти с зарубежных сервисов.

Компании готовы мириться с багами российских платформ и ждать улучшений

Вот что удалось выяснить у опрошенных.

Конкуренция за пользователя у российских сервисов высокая. Несмотря на то, что основная часть зарубежных компаний покинула рынок, на 18 июля 2022 года в России зарегистрировано более 400 систем для управления проектами.

Российским компаниям сложно доверять отечественным сервисам, потому что они им неизвестны.

По этой же причине трудно выбрать какой-то один из тех, что представлены на рынке. Хотя в интернете можно найти много подборок типа «Топ приложений на замену Trello».

Самые узнаваемые российские сервисы для управления проектами, по мнению опрошенных, это: Битрикс24, WEEEK, amoCRM, Яндекс Трекер и amoCRM.

насколько российские компании доверяют отечественным аналогам западных решений


Самые главные критерии, по которым пользователи выбирают сервисы: наличие бесплатного пробного периода, возможность переносить данные из других сервисов, понятный интерфейс, комфортная адаптация к продукту, быстрая техническая поддержка.

насколько российские компании доверяют отечественным аналогам западных решений


80% опрошенных готовы мириться с некоторыми неудобствами и багами в работе российских сервисов. Они понимают, что на адаптацию нужно время.

насколько российские компании доверяют отечественным аналогам западных решений


Главные неудобства большинства отечественных платформ — наличие багов и недоработанный интерфейс.

насколько российские компании доверяют отечественным аналогам западных решений


Опции, которых не хватает большинству опрошенных в таск-менеджерах: база знаний, дорожная карта (roadmap), формирование отчётов и корпоративный календарь.

насколько российские компании доверяют отечественным аналогам западных решений


Компании, которые не хотят переходить на отечественные сервисы после того как попробовали их, называют несколько причин. Основные такие: платформами неудобно пользоваться, нет доверия к российскому продукту по части хранения данных, перегруженный интерфейс.

насколько российские компании доверяют отечественным аналогам западных решений


Компании, которые вообще не хотят переходить на российские сервисы с зарубежных, поступают так, потому что их устраивает зарубежный аналог, у них нет доверия к отечественным платформам и им не нравится интерфейс.

насколько российские компании доверяют отечественным аналогам западных решений

Как российские компании переходили с зарубежных таск-менеджеров на отечественные

Собрали несколько коротких историй, в которых российские компании поделились, по каким критериям отбирали отечественные таск-менеджеры, с какими сложностями сталкивались и почему до сих пор не нашли подходящее решение.

Хотели найти простой таск-менеджер с серверами в России



Ксения Приходько

Группа компаний «Богатырская сила»


Раньше мы пользовались сервисом Asana. Но в мае пришлось от него отказаться по всем известным причинам. Некоторые, кстати, назревали уже давно:

  • сервис начал блокировать пользователей из России;

  • платить за его услуги стало невозможно. Да и, если честно, неоправданно дорого;

  • к тому же очень напрягало, что сервера Asana находятся за рубежом и это небезопасно для нашей команды в такие времена;

  • сотрудникам было сложно в нём работать ещё до всех этих событий. И приходилось сначала самим всё изучать, потом ещё и обучать работе с сервисом коллег. Это забирало много времени.

Когда встал вопрос, на какой сервис переходить, обратили внимание на российскую платформу для управления проектами WEEEK. Тут и таск-менеджер, и CRM, и база знаний, и уведомления. И сервера находятся в России: Москве и Санкт-Петербурге. Всё, что нам было нужно на тот момент.

Искали взломанную версию приложения и зарубежную банковскую карту



Елена Комарова

PR-агентство Gate


До введения санкций мы два года пользовались Notion: вели там проекты, хранили базу знаний. В начале весны 2022 мы поняли, что скоро начнутся проблемы с оплатой, но до конца в это всё равно не верилось. В один из дней мы получили письмо от Notion, что наш платёж не прошёл.

Задумались, как решать проблему. Агентству, которое работает удалённо, без таск-трекера обойтись невозможно, поэтому времени на переживания у нас не было. Нужно было действовать быстро.

Мы продумывали разные варианты, как выйти из этой ситуации. Например, думали завести зарубежную банковскую карту или найти взломанную версию приложения. Решили, что самый безопасный вариант — перейти на российский сервис.

Нам порекомендовали Битрикс 24. Команда начала им пользоваться, но не тут-то было! У этого сервиса есть функционал CRM-системы, за который мы не хотели платить, потому что он был нам не нужен.

Продолжили поиски. Решили, что нам нужен сервис, который заточен только под таск-трекинг. Остановились на Shtab. Кроме удобной доски с задачами нам понравилась функция трекера времени. С её помощью мы оптимизировали пару рутинных задач.

Первые недели команде было тяжело переносить все необходимые таски на новую платформу и «обустраиваться» в новом пространстве. Пришлось искать привычные функции в непривычных местах и адаптировать сервис под себя. Но сейчас мы привыкли и довольны.

Перешли на Битрикс24, но он так и не закрыл потребности команды



Екатерина Беретарь

Сервис по подбору рекламных агентств NewBiz


NewBiz — связующее звено между клиентами и агентствами на рекламном рынке. Мы планомерно движемся к максимальной автоматизации всех наших бизнес-процессов (это происходит в рамках перехода от формата агентства к формату IT-сервиса), поэтому нам важно, чтобы таск-менеджер был взаимосвязан с другими частями digital-инфраструктуры.

Когда стало понятно, что иностранные провайдеры — это риски, мы начали долгий и мучительный переход на российские рельсы.

Сначала попробовали работать с экосистемой Яндекса, но испытали боль и страдания от работы с документами в ней.

Затем переключились на Битрикс24. И снова страдали! На этот раз от того, какой он перегруженный, как с ним сложно разобраться, как плохо организован процесс онбординга, как неклиентоориентированно ведут себя компании-интеграторы. Несколько месяцев нам потребовалось, чтобы утвердить ТЗ и рассчитать, сколько будет стоить автоматизация нужных нам процессов на базе Битрикса.

Сомневаемся теперь, стоит ли продолжать работу с этим сервисом, но альтернатив на российском рынке пока не видим.

Что делают российские сервисы, чтобы стать ещё удобнее для пользователей

А теперь — алаверды от представителей российских сервисов. Они поделились планами: как собираются улучшать свои продукты в ближайшее время, чтобы пользователям было ещё удобнее ими пользоваться.



Иван Мараховка

Мультисервисная платформа для управления проектами WEEEEK


У нас в WEEEK есть чат, в котором мы активно общаемся с пользователями. Нам в него скидывают разные баги и ошибки, а мы стараемся максимально быстро их исправлять. Плюс у нас есть публичная дорожная карта, где расписано всё, что WEEEK делал, делает и планирует делать в ближайшем будущем.

Для крупных команд клиентов мы создаём личные чаты. Там сопровождаем и консультируем пользователей WEEEK буквально круглосуточно, чтобы любая проблема решалась быстро.

Из хотелок клиентов: недавно добавили возможность ограничивать доступ к проектам и доскам (чтение/редактирование), сделали возможность группировать документы в базе знаний по проектам.

В разработке у нас такие фичи, как Диаграмма Ганта, интеграция с SSO и Active Directory. Также дорабатываем аналитику и раздел гостей.



Денис Коннов

Корпоративный мессенджер Пачка


Мы с командой делали корпоративный мессенджер Пачка 9 лет для себя. А с весны 2022 выпустили его как отдельный продукт и сфокусировались на нём. Уже добавили фичи, которые у нас просили пользователи: удобное меню, открытые чаты, видеозвонки, интеграции с SSO и AD. Все эти запросы получали от тех людей, которые переходили со Slack и MS Teams, так как они привыкли к этому функционалу.

Конечно, косяки ещё есть, так как мы взяли в фокус мессенджер весной, хотя и разрабатывали его много лет для своей команды. По десктопным приложениям много правок в процессе. По iOS приходится переписывать чат практически с нуля, чтобы он заработал как надо. Думаем, к осени все вопросы закроем.

Чтобы заслужить доверие пользователей, не только работаем над стабильностью мессенджера, но и ведём честные коммуникации. Все предложения и пожелания принимаем в нашем Telegram-канале, открытом бэклоге разработки и в блоге на VC.RU.



Александр Стихарев

Таск-трекер Shtab


Мы часто сталкиваемся с предубеждением к российским сервисам, но справиться с этим можно только качественным продуктом и постоянной работой над его улучшением. Сбор обратной связи от пользователей — основа развития сервиса, для этого удобны автоматические письма. В них мы спрашиваем клиента, что в работе Shtab ему нравится, а что нет, какие функции для него самые важные, и просим дать нам совет. Ещё на вопросы и замечания клиентов мы отвечаем в сообществе в VK и на моей личной странице.

Чаще всего пользователи просят создать диаграмму Ганта, над которой уже идёт работа, и Android-приложение. Также у нас есть публичный roadmap, где можно посмотреть, что будет интегрировано в сервис в ближайшее время. Например, сейчас мы внедряем новый способ трекинга времени — из браузера. Планируем выполнить эту задачу к началу осени.

насколько российские компании доверяют отечественным аналогам западных решений

Работа над новыми функциями для Shtab устроена по принципу «меньше, но лучше». Мы не расширяем функционал, если не уверены, что он будет работать без багов. Например, год наши специалисты разрабатывают раздел «Финансы». Мы будем продолжать его дорабатывать, пока качество нас не устроит.

Безусловно, у сервиса есть баги, но не критичные. Для нас важно сразу исправлять все ошибки, о которых мы узнаём. Если баг необходимо срочно исправить, то мы обновляем сервис в течение дня.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is