Маркетинг стартапа. 4 точки роста и смерти
Коротко: иметь внятную стратегию и вести себя как городской сумасшедший. Ещё короче: чудить!
Привет! Меня зовут Роман Шалимов, я основатель креативного агентства Sunny Agency. Мы сфокусированы только на росте стартапов: создаём бренды, стратегии, рекламу и контент.
Я перелопатил 23 статьи про маркетинг стартапов и не согласен с 92% написанного. Они: «Не тратьте время на бренд», а я: «Тратьте». Они: «Главное — это аналитика», я: «Аналитика — не главное». Ощущение, что правду прячут. А я расскажу :–)
1. Человек, которого не позвали на вечеринку
Что на меня наводит тоску, так это формулировка «ЦА». Она будто подразумевает группу неодушевлённых субстанций, бороздящих космос и жаждущих скачать ваше приложение на смартфон.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Когда создаёте/меняете продукт или коммуникацию с клиентами — представляйте только одного человека. С конкретным именем, цветом волос, местом работы, увлечениями и любимым сериалом. Лучше всего повесить его фото на самом видном месте. На митингах задавать вопрос: «А нашему Джиму, который пришёл уставший с работы, не будет лень вводить емейл, чтобы протестировать наш сервис?»
Помимо выбора любимчика, нужно решить — «Кого на вечеринку вы не позовёте»? Кто не ваш клиент?
Окей, в ТикТоке сидят и люди 50 лет. Но ориентироваться всё равно нужно на 15-летнюю Сашу, которая с ушками эльфа танцует под Prodigy. А вот 34-летнего Игоря, желательно, чтобы ТикТок бесил.
Например, мы в агентстве работаем только со стартапами. Могли бы сделать рекламу сосисок? Ну наверное. Но откажемся, потому что хотим гарантировано получить «своих клиентов» из IT и диджитала, а для этого нужен 100%-ный фокус именно на них.
Это основы маркетинга. Нельзя продавать всё и всем. Вы должны чётко понимать своего человека, которому продаёте и тех людей, которых не возьмёте «в тусовку».
Точка роста. Создать конкретного персонажа, для которого делаете продукт и рекламу, повесить его фото и набор характеристик в офисе. Определить для себя людей, на которых ориентироваться не станете.
Как поможет? Будут быстрее и проще приходить клиенты, с которыми максимальный мэтч. Вы создадите хороший продукт, эффективную рекламу и контент специально для них.
Точка смерти. Продавать всем. Абстрактной ЦА, которую сегментировали по полу, возрасту, локации и уровню дохода. Ориентироваться на сухую аналитику аудитории.
2. Бренд или «Бизнес Молодость»
Один из вредных советов — не строить бренд. Не тратить время и сосредоточиться сразу на продвижении продукта.
Если хотите «тестировать ниши» и быть «джентльменом в поисках десятки», то рекомендация ок. Но если собираетесь строить бизнес — займитесь брендом сразу.
Бренд меняет бизнес.
Нет границ между бренд- и бизнес-стратегией. Между продуктом, брендом, эйчаром и любым другим процессом. Бренд — это и есть ваш стартап.Заложите основные точки брендинга сразу. Для простоты возьмите только 2 опорные задачи для его создания.
Отличаться. Бренд — это эмоция. Чем сильнее вы отличаетесь от остальных, тем лучше вас запомнят, тем больше лояльности клиентов, сотрудников и партнеров вы получите.
Стать дятлом. Выберите только одно сообщение, которое бренд будет долго и последовательно доносить людям. Помимо логотипа и айдентики, коротко пропишите вот что:
- ценности (1 штука);
- большая цель (1 штука);
- сообщение бренда (1 штука).
Если есть время — очеловечьте ваш бренд. Представьте его конкретной личностью, наделите характером и предпочтениями.
Читайте также: Как создать сильный бренд на основе трендов и заработать на этом. Пошаговый разбор с примером
Google сохраняет фундаментальные основы бренда: разноцветные буквы в логотипе, дудлы, ценности. То, что заложили больше 20 лет назад, эффективно работает до сих пор.
Недавно мы поставили целью придумать лого и айдентику за 1 час. Дизайнер принёс мне наброски иллюстраций, а я сказал, чтобы не «причесывали» их и оставили черновики финальным вариантом. Получилось прикольно.
Точка роста. Создать бренд, который будет привлекать внимание и иметь чёткую позицию.
Как поможет? Вы станете заметными для клиентов, талантов и инвесторов. Бренд изменит продукт, коммуникации, бизнес-процессы.
Точка смерти. Как-нибудь"упаковаться" для рекламы.
3. Стратегия или «ёжик в тумане»
Кто такой «ёжик в тумане»? Это стартап со стратегией в виде презентации на 300 слайдов с аналитикой ЦА, объёма рынка и пугающими формулировками метрик по типу MRR. Всё это круто, но не то, благодаря чему будет рост. Ибо сильной идеи, направляющей бизнес, как правило, в такой презентации нет.
Стратегия обязана быть простой и внятной.
Стратегия — это то, что направляет бизнес и помогает принимать ежедневные решения по изменению продукта, ремонту в офисе, найму людей, запуску рекламной кампании.
Вы можете провести миллион исследований, но в конечном счёте стратегию всё равно нужно придумать. Это абсолютно креативный процесс, в котором фаундерам важно взять на себя смелость и определить путь.
Какие-то константы не будут меняться в бренд-стратегии лет 10. Что-то будет меняться каждые полгода.
В коммуникационной стратегии вы будете менять сообщение, которое доносите определённой аудитории, как и расширять/сужать аудиторию.
Стратегия бренда может уместиться в одно слово, фразу, а может расшириться до манифеста.
Реализация (тактические действия) могут быть сложными, но сама стратегия обязана быть простой.
Например, для банка Хайс мы придумали стратегию «Хайс — не больше чем банк». Это определяет всё: лёгкий продукт без лишних функций, клиентский сервис, рекламные кампании, отношения в команде. Стратегия простая, понятная, даже тупая. Но воплощение комплексное и сложное.
Можете придумать стратегию и написать на салфетке — это ок. Главное, чтобы её знали вы, ваши сотрудники и инвесторы. Не ок — прятать отсутствие сильной идеи за сложными графиками.
Хот рекомендасьён: книга «Плохая стратегия, хорошая стратегия» Ричарда Румельта.
Точка роста: простая и внятная стратегия, которая понятна в короткой смске.
Как поможет? Вы будете быстро принимать решения, понимая, соответствует оно стратегии или нет. Коммуникации станут гораздо эффективнее. У вас будет понятное направление движения, которое снизит неопределённость.
Точка смерти: отсутствие указательной стрелки, вместо которой сотни бесполезных шестерёнок.
4. Энергия или креативная ограниченность
Окей, у вас есть гениальная идея. Чтобы её развивать, нужно внимание клиентов и инвесторов. Чтобы получить внимание клиентов и инвесторов, нужно его привлекать. Чтобы его привлекать, следует отличаться и вызывать эмоции. Чтобы отличаться и вызывать эмоции, нужна креативная энергия.
Креативная энергия равна вниманию клиентов и инвесторов.
Если привлечёте внимание, вам простят ошибки. У вас будут ресурсы, чтобы меняться и исправлять фейлы. И даже эпикфейлы.
Но если внимания нет, то времени на изменения у вас не будет, потому что деньги закончатся, а новых никто не даст.
Чтобы привлекать внимание, нужно чудить! Быть странными. Стараться выделиться из толпы по всем возможным аспектам: от дизайна и функционала продукта до коммуникации с клиентами и партнёрами.
Например, для банка Хайс мы размещали такие баннеры в Inc и the Village на 14 февраля:
А вместо красивых тридэшных банковских карточек в соцсетях у нас:
Даже корпоративный мерч может быть таким, что сотрудники захотят носить его вне работы и фоткать в соцсети:
Если вы молодой необанк и конкурируете с бюджетами на маркетинг в 100 раз больше вашего, то чудить — ваш главный инструмент. Это касается и любого стартапа, где цена за клиента уже доходит до 1000 $. Быть скучным слишком дорого и рискованно.
Худшее, что можно сделать — вести себя серьёзно и осторожно. «Надуть щёки» и делать «лаконичную» рекламу, которая никому в этом мире не интересна.
Общение вашего стартапа с людьми должно вызывать эмоции. Потому что ваш рекламный баннер конкурирует с 5-секундным видео, где котик засыпает и падает с дивана. У человека, который смотрит это видео, выходной, в который врывается реклама очередного онлайн-сервиса.
Если добавите креативную энергию в свой бизнес, то получите неподдельное внимание клиентов, инвесторов и сотрудников. Не сможете — останетесь «правильными» и без денег.
Точка роста. Стать заметным с помощью креативной энергии, которую используете во всех процессах: от имейла с оффером для разработчика до поста в соцсетях.
Как поможет? Получите внимание клиентов, партнёров и инвесторов. Увеличите эффективность бюджета на маркетинг.
Точка смерти. Креативная ограниченность и незаметность. Нет проектов, которые умерли от того, чтобы были слишком популярны. Но тысячи постоянно умирают, потому что никто о них так и не узнал.
Все прекрасно знают, какие инструменты маркетинга доступны. Нет секретных площадок и форматов рекламы, существование которых вас бы удивило: «О вау! Как называется? Таргетинг в ВКонтакте?» Как и все, стартапы любят анализировать и считать.
Но рост не об этом.
Ваш рост в том, чтобы думать от одного человека, привлекать внимание и быстро меняться.
Поинты, которые мы перечислили — это задачи фаундеров. С остальным справится команда и Мастеркард. Но вопросы создания бренда, стратегии, креативного подхода и понимания потребителя — именно на основателях.
«Так в чём отличие от маркетинга стартапов от любой другой отрасли?» — спросите вы.
Отвечу так: вам нужно меняться в сто раз быстрее, делать «на троечку» и не бояться осрамиться.
Это и есть маркетинг, это и есть бусидо ;–)
Что ещё почитать о запуске стартапа
- Как мы продвинули стартап в новой нише с помощью SEO
- Стартапам: как управлять репутацией при активном росте бизнеса
- Data-driven маркетинг стартапов: вызовы и подсказки для 2022
- Как запустить сарафанное радио: четыре механики для B2C-стартапа
- 10 навыков стартапера. Личный топ Антона Фатеева, БУДУ
- 7 смертных грехов growth marketing-стратега, или Как заставить свой стартап умереть
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.