Пиар нон-стоп: что экспертам делать со своим продвижением в новых реалиях
Советы по бюджетному и эффективному пиару в кризис.
Маркетинг и PR вошли в список первых расходов, попавших под сокращение у большинства предпринимателей и компаний. Это подтверждает статистика — спрос на специалистов в этой сфере резко упал — количество вакансий сократилось на 44%, а число резюме выросло на 11%.
Почему полный отказ от продвижения в кризис может быть опасен, и как использовать это время с выгодой для бизнеса, рассказала Ксения Котвиц — основатель PR-агентства Media Loves You (победитель Международного фестиваля рекламы и маркетинговых коммуникации «Серебряный Меркурий 2022» в номинации «Личный бренд»), PR-специалист с 11-летним опытом работы, входит в рейтинг лучших пиарщиков России.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Почему пир пиар нужен даже «во время чумы»
Я работала со сферами от политики и бизнеса до онлайн-образования, и за 11 лет моего опыта в PR все они переживали разные кризисные периоды, из последних — пандемию. Так вот: те, кто не останавливал продвижение несмотря на внешние обстоятельства и адаптировался к новым условия, не только пережили сложное время, но и вырвались вперёд, ведь конкуренция в такие периоды минимальна. В то время, как все думали, что в локдаун PR никому не нужен, моё агентство выросло на 198% по годовому обороту. За первое полугодие 2022 года мы заработали в 3 раза больше, чем за аналогичный период год назад.
И так на любом рынке. Всем известный информационный портал Кинопоиск начал активно продвигать себя как онлайн-кинотеатр именно в пандемию, что позволило ему за 2020 год увеличить выручку в 3,5 раза до 2,8 млрд рублей. Смог бы он это сделать без продвижения? Вряд ли.
Как продвигаться с минимальными вложениями
В кризис расслоение общества нарастает: богатые богатеют, бедные — сами знаете. Это значит, что будут востребованы две категории товаров и услуг — эконом и премиум.
Пересмотрите свою целевую аудиторию и решите, в какую сторону вам лучше двигаться — более дешёвых и массовых товаров или в сторону дорогих и эксклюзивных.
Например, телесный психолог и блогер, с которым мы работаем, отказалась от дорогостоящих и длительных онлайн-курсов, хотя они были очень популярны в 2021 году. В 2022 аудитория не готова заглядывать далеко в будущее и инвестировать в обучение большие суммы — результат нужен здесь и сейчас. Наш эксперт внедрила формат клуба по подписке, вступить в который можно на короткий срок и по доступной цене. Продукт имел ошеломительный успех, за первый месяц его приобрели больше 3200 человек.
Затем определите каналы коммуникации, по которым можно с этой аудиторией связаться. И переходите к формированию ключевых месседжей, которые вы хотите донести до потенциальных клиентов.
Если в качестве одного из каналов вы выбрали средства массовой информации, то ключевые месседжи можно внедрить в экспертные публикации или комментарии.
Например, сотрудничая с компанией, производящей и реализующей ионизаторы воды (топ-3 по СНГ в своём сегменте), мы выбрали новостные и развлекательные СМИ. Наша задача была донести до широкой аудитории информацию о том, что ионизированная вода полезна для здоровья и важно пить именно такую воду.
Нами были подобраны следующие темы:
«Что такое водородная вода на самом деле»;
«Может ли вода очистить организм от вредных токсинов»;
«11 признаков того, что ваш организм обезвожен (и как это исправить)» и так далее.
Наша публикация «Простая привычка, которая поможет вам всегда выглядеть на пять лет моложе» собрала цитирования в нескольких СМИ, тем самым получив суммарный аудиторный охват свыше 211 миллионов просмотров в месяц.
Эксперт для Woman Rambler:
Эксперт для Yoga Journal
Публикации эксперта в Marie Clair:e
Эксперт для InStyle:
Вирусная публикация для Marie Claire:
То есть через публикации мы не только демонстрировали экспертность компании, но и вызывали у аудитории интерес к продуктам нашего заказчика. Формируя ключевые месседжи, важно помнить о цели коммуникации: вы хотите не просто засветиться в СМИ, но и получить доверие читателей и захватить внимание потенциальных клиентов.
Лучше доверить всю эту работу PR-специалисту, но если сейчас у вас нет бюджета, вы вполне можете реализовать все шаги самостоятельно. Конечно, у пиарщиков уже есть своя база тёплых контактов в СМИ, но и «в холодную» можно получить результат. Сейчас журналисты в основном пишут материалы на остроактуальные темы и охотно берут комментарии от тех, кто готов делиться опытом и знаниями, применимыми к текущей ситуации. Предложите релевантную тему, и вы получите заветный ответ.
Например, в период пандемии наш двигательный терапевт говорил об опасности витамина D для детей во время карантина. Эта тема собрала более 40 публикаций, в том числе её процитировало и зарубежное издание. А сейчас инвесторы, сотрудничающие с нашим агентством, активно дают комментарии на тему того, как в данный момент правильно распоряжаться деньгами и куда инвестировать в условиях санкций. Этот материал про PR тоже написан на актуальную тему, и раз вы его читаете, значит это правда работает.
Такие материалы позволяют аудитории убедиться в вашей экспертности, а доверие — это ключ к продажам.
Ещё одна причина работать с PR и СМИ
В локдаун людям стало скучно дома, и они сёрфили в интернете в поисках годного контента. Блокировка социальных сетей в текущем году также спровоцировала рост трафика в онлайн-изданиях.
А тем, кто выстраивал личный бренд только в Instagram* или Facebook* и вложил в продвижение существенные суммы, в марте этого года казалось, что их трудам пришёл конец. И несмотря на то, что многие эксперты адаптировались к текущей ситуации и продолжают вести свои блоги, они сталкиваются с серьёзными препятствиями: отсутствие таргета, падение охватов и блокировки VPN-сервисов.
СМИ — более стабильные источники. И те наши заказчики, кто регулярно работал над своей репутацией и вне социальных сетей, выпускал экспертные публикации, выступал на телевидении и радио, ощутили себя в безопасности. Их имя не будет стёрто из интернета в случае блокировки приложений. Упоминания об их экспертной деятельности и опыте остались на сайтах изданий, телеканалов, радиостанций и в поисковых выдачах Google и Яндекса.
К нам часто обращаются эксперты и предприниматели, которым необходимо подтвердить свой весомый вклад в профессиональную сферу и общественное признание для получения Визы О1 в США. Сотрудники иммиграционной службы могут запросить в качестве доказательств ссылки на упоминания в СМИ или самостоятельно проверить поисковую выдачу.
Для наших заказчиков, основательниц стартапа в Кремниевой долине, мы выбирали престижные издания с высокой индексацией. Нам удалось добиться того, что 4 из 9 позиций на первой странице Google занимают ссылки на организованные нами публикации клиенток. Что безусловно подтверждает их экспертную деятельность и профессиональный авторитет.
И хотя не всегда можно в моменте отследить результат работ со СМИ, публикации стали своеобразным капиталом, который сработал на руку экспертам и компаниям, задействовавшим это направление. При построении бренда диверсификация активов также важна, как и в инвестициях. Помните знаменитую поговорку «не кладите все яйца в одну корзину»? Она и про PR тоже.
Если сейчас ваш бюджет на продвижение близок к нулю, то я всё равно не рекомендую полностью отказываться от пиара. Используйте варианты некоммерческого продвижения: знакомьтесь со СМИ и журналистами, которые пишут о вашей сфере, предлагайте им актуальные темы и уникальные материалы. Кризис — точно не время замирать, а хорошая возможность научиться выживать, получить новые знания или освоить новую профессию и самому стать пиарщиком своего бренда.
Что ещё почитать об управлении турбулентностью в PR
- Пристегните ремни, мы входим в зону турбулентности! PR-технологии в кризис
- Коммуникационный взлом: что из прошлого и настоящего российский PR возьмёт в будущее
- Медийка 2022: про стратегии, brandformance и brand safety, форматы, платформы и всё-всё-всё
- Сколько стоит реклама блогеров в разных соцсетях в 2022 году: обзор
- Рейтинги влияют на продажи: где и как их отслеживать
- Кейс: выход производственной региональной компании в федеральные СМИ за год
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.