Русский DOOH: как меняется рынок наружной цифровой рекламы. Часть 2 — цифровизация
Вторая статья цикла про русский DOOH — о том, как проходит цифровизация рекламных конструкций.
Digital-агентство Риалвеб поговорило с экспертами индустрии и подготовило цикл из трёх статей об особенностях DOOH как рекламного инвентаря, ключевых трендах и о том, какую роль во всем этом играет агентство.
В прошлой статье мы обсудили, как кризис повлиял на рынок цифровой наружной рекламы. Во второй статье цикла расскажем о темпах цифровизации рекламных конструкций, её ограничениях и конкуренции с традиционной «бумажной» рекламой.
На конструкции, расположенные в точках с высоким трафиком, например, на основных городских магистралях, всегда есть повышенный спрос со стороны рекламодателей. В случае со статическими форматами конкуренция за размещение происходит по принципу «кто первый встал, того и тапки».
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Цифровизация конструкций — это возможность для клиентов разместиться в том месте, которое им необходимо. Цифровая наружная реклама выгодна и для операторов: возможность размещать на одной поверхности несколько клиентов увеличивает доходность каждой конструкции. Однако всегда ли использование «цифры» оправданно, и вытеснит ли она когда-нибудь «бумагу» полностью? Разбираемся.
Темпы цифровизации
Цифровизация в России идёт полным ходом. По данным AdMetrix, в марте 2022 года доля затрат рекламодателей на цифровые размещения в общем объёме инвестиций в наружную рекламу составила 46%. В 2018 году она составляла всего 19%.
|
|
Никита Мосеев
Директор по федеральным продажам медиагруппы «РИМ» |
«Такой быстрый рост происходит благодаря интересу со стороны рекламодателей, а также экономической выгоде для операторов».
Кризис на темпах цифровизации пока не сказался.
В планах Gallery — ввести в 2022 году в эксплуатацию более 60 цифровых экранов, 40 из которых уже установлены и работают. Темпы цифровизации в будущие годы при этом компания снижать не планирует.
Больше всего цифровых экранов установлено в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах digital-экраны также устанавливают преимущественно в крупных городах.
Развитие DOOH в регионах происходит неравномерно. По темпам развития лидируют города-миллионники. В остальных населённых пунктах дела обстоят иначе. Например, в моногородах с единственным градообразующим предприятием многое зависит лишь от воли руководителя. Также цифровые конструкции в небольших городах невыгодны рекламодателям.
|
|
Павел Виноградов
Директор по информационным технологиям и инновациям MAER |
«Основные продажи рекламы на регионы ведутся в рамках общего пакета, в котором мы предлагаем весь наш инвентарь. Рекламодателю интереснее крупные города, потому что в них выше количество контактов. В крупном городе, например, перед медиафасадом может пройти миллион зрителей, тогда как в маленьком наберётся тысяч десять. Установка фасада при этом стоить будет одинаково, поэтому, с учётом меньшего количества контактов в небольших городах, значительно вырастет стоимость одного контакта».
Тем не менее это касается в основном конструкций крупных федеральных операторов. Во многих регионах есть свои локальные операторы, которые занимаются развитием сети цифровых конструкций.
|
|
Никита Мосеев
Директор по федеральным продажам медиагруппы «РИМ» |
«Развивая партнёрский проект по городам РФ с привлечением в том числе и небольших рекламных операторов, мы заметили, что цифровизация очень глубоко коснулась России. Даже в городах с населением менее 100 000 человек зачастую есть digital-носители. Так что цифра — это совсем не привилегия крупных городов».
Иногда цифровые рекламные конструкции появляются в городах без участия операторов.
|
|
Дарья Чуйкова
Генеральный директор HD Outdoor |
«Вы можете приехать в местный торговый центр и увидеть экран на фасаде или межэтажную рекламу. Торговый центр устанавливает экраны сам, у него может не быть оператора. Но они это делают, и продают потом сами рекламные места. Это доступно, но перед установкой всегда нужно оценивать спрос».
Ограничения
Наличие спроса — важнейший критерий, по которому нужно оценивать целесообразность оцифровки рекламной конструкции. Установленный в мелком регионе или в точке с низкой проходимостью цифровой экран будет неинтересен федеральным рекламодателям, а из локальных компаний трудно будет собрать нужное количество заказчиков.
|
|
Павел Виноградов
Директор по информационным технологиям и инновациям MAER |
«Такой экран просто не сможет собрать тех денег, которые позволят окупить стоимость его установки и обслуживания»
Однако даже операторам, которые могут размещать конструкции в местах с высоким трафиком, приходится сталкиваться с трудностями при переходе на «цифру». Цифровизация подразумевает не только обновление конструкций, но и полную перестройку бизнес-процессов компании, а также наём сотрудников с соответствующими компетенциями.
|
|
Вячеслав Кан
Программатик-директор Gallery |
«Всё зависит от масштаба и сроков. Если переход на цифру делать поэтапно, то при должном планировании всё получится».
Неотъемлемая часть процесса перехода — технические сложности на местах установки рекламных конструкций. Трудности чаще всего возникают ещё на этапе проектирования.
|
|
Никита Мосеев
Директор по федеральным продажам медиагруппы «РИМ» |
«На локации может не быть свободных электрических мощностей. Кроме того, часто есть инженерные сложности: благоустройство прилегающей территории, городские коммуникации вблизи конструкций».
Отсутствие электричества — самое серьёзное препятствие для оцифровки регионов.
|
|
Дарья Чуйкова
Генеральный директор HD Outdoor |
«В некоторых городах у нас бывают даже платные трассы с хорошим асфальтом, которые при этом не освещены. На конструкцию в таком месте есть спрос, но поставить там цифровой экран будет сложно. Можно установить генератор, но это принесёт дополнительные затраты. В конечном счёте, стоимость и возможность размещения зависит от экономики конкретного города».
Существует также масса юридических ограничений, с которыми приходится сталкиваться при установке цифровых конструкций. Все строительные работы необходимо согласовывать с местными органами власти, и у этой процедуры есть множество нюансов.
|
|
Павел Виноградов
Директор по информационным технологиям и инновациям MAER |
«Во многих городах существуют дневной и ночной режимы показа. Ночью нужно, чтобы цифровая реклама не слепила жителей соседних домов и водителей, поэтому в тёмное время суток экран медленно загорается и медленно гаснет, изображения статичны, чтобы никого не раздражать и не отвлекать. Яркость экрана тоже регулируется. Мы действуем строго в соответствии с законом».
Размещение медиафасадов необходимо согласовывать с собственниками зданий: это могут быть государственные органы, компания или частное лицо.
Суперсайты ставятся вдоль крупных дорог и магистралей. Здесь действуют свои правила. Если опорная нога конструкции находится на земле, то эту землю необходимо арендовать или выкупить.
В зависимости от активности гражданского общества в некоторых городах дополнительно приходится проходить процедуру общественного контроля. Власти советуются с населением: разрешить установку конструкции или нет. Особенно это касается конструкций, размещаемых в исторической части города.
«Бумага» останется
|
|
Вячеслав Кан
Программатик-директор Gallery |
«Задачи полностью переходить на цифровые экраны не стоит, поскольку статическая реклама по-прежнему востребована».
|
|
Никита Мосеев
Директор по федеральным продажам медиагруппы «РИМ» |
«Всегда будет запрос на навигационное размещение, которое выполняет функцию указателя, ведущего к торговой точке. Для сравнения можно взглянуть на западный рынок наружной рекламы, который сильно опережает российский: там классические размещения тоже никуда не делись».
Современные технологии позволяют повысить эффективность статических конструкций. В первую очередь это делается за счёт аналитики.
|
|
Павел Виноградов
Директор по информационным технологиям и инновациям MAER |
«У нас есть микроавтобус, который оснащён WI-FI оборудованием. Мы называем его WI-FI-мобиль. По сути, это передвижная лаборатория: мы можем отправить его в любую локацию и оставить там на какой-то период времени, чтобы замерить аудиторные показатели. Таким образом, мы выбираем место расположения конструкции не на основе субъективных представлений, а опираясь на точные данные о количестве и качестве аудитории. Это будет актуально, как на цифровых носителях, так и применительно к статике».
Малые форматы
К малым форматам относят Cityboard (CB) и City Format (CF). CB — это отдельностоящая конструкция размером 2,7 на 3,7 метров. CF — конструкция размером 1,2 на 1,8 метров, отдельностоящая или являющаяся частью остановки общественного транспорта.
|
|
Вячеслав Кан
Программатик-директор Gallery |
«Их оцифровка может быть перспективной. Мировая практика показывает, что на малых форматах можно реализовывать интересные проекты, в том числе интерактивные, так как этот формат нацелен на пешеходов».
Тем не менее массовой оцифровки малых форматов ожидать не стоит.
|
|
Никита Мосеев
Директор по федеральным продажам медиагруппы «РИМ» |
«Окупить затраты на установку сети digital city format намного сложнее, чем в случае с большими форматами. Это связано с высокой стоимостью самих конструкций и при этом недостаточного спроса у рекламодателей на такие размещения».
|
|
Дарья Чуйкова
Генеральный директор HD Outdoor |
«Оцифровка таких форматов в нынешнем виде не нужна. Однако она предполагает, что им может найтись иное применение. В некоторых городах есть пешеходные улицы, где ходит множество людей, но совсем нет рекламы. Цифровые экраны малых форматов можно было бы использовать в таких местах для выполнения определённой социальной миссии. Например, информировать людей о погоде, выставках в музеях поблизости или что в храм на соседней улице привезли мощи святого. Разумеется, на эти экраны был бы очень высокий спрос со стороны рекламодателей: вокруг этих точек обычно множество магазинов и ресторанов. Это было бы полезно и бизнесу, и людям».
Indoor и реклама в метро
Оцифровка indoor-форматов пока что развита слабо. Проблема в основном в децентрализации и отсутствии единого регулятора.
|
|
Павел Виноградов
Директор по информационным технологиям и инновациям MAER |
«Многие indoor-операторы работают изолированно друг от друга и не спешат объединяться в общую сеть или входить в состав крупной группы. Без общей сети не получится реализовать programmatic-продажи, но именно аукцион и отталкивает операторов от объединения. Programmatic позволяет снизить стоимость самой рекламы, при этом стоимость контакта становится выше».
Так стоимость рекламы становится невыгодной для операторов и они не могут договориться.
В метро ситуация несколько иная. Все рекламные площади принадлежат одному оператору-монополисту. Он предлагает как статичные форматы, так и цифровые экраны. Некоторые лидеры рекламной сферы считают, что монополия задерживает развитие рекламы в метро: при том количестве денег, которое может вложить один оператор, о глобальном развитии речи быть не может. Если монополия будет снята, метро оживёт.
В заключительной статье цикла мы обсудим ключевые тренды на рынке цифровой наружной рекламы и распространённые ошибки, которые рекламодатели допускают при запуске DOOH-кампаний.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.