DesignOps: масштабируем производство визуального контента
Разработку визуального контента для бизнеса можно поставить на конвейер. Рассказываем, как это устроить.
Эксперт: Даниил Большов, дизайнер, совладелец группы агентств +GP Agency, «12 Космонавтов» и 1147 Productions, специалист в области Design Operations.
Сильный бренд продумывает каждый контакт с потребителем, в том числе с точки зрения дизайна. Консистентность дизайна вносит важный вклад в знание бренда.
Помимо внешних существуют и внутренние потребности в визуальном контенте. Партнёрам надо показать красивую и убедительную презентацию, отделу исследований необходимы материалы для работы с фокус-группами, а маркетинг просит имиджи для A/B-тестов.
Поскольку количество точек соприкосновения постоянно увеличивается, бизнесу требуется всё больше визуального контента. Проблема в том, что зачастую с увеличением объёмов и скоростей производства может пострадать качество дизайна: не дожали, недосмотрели, не успели и ещё много «не».
Идет регистрация агентств-участников в рейтинги RUWARD 2024!
До 8 декабря идет этап регистрации диджитал-агентств/продакшенов в серии из 46 рейтингов узких диджитал-специализаций Руварда. Поторопитесь! =)
Один из способов избежать падения качества — собрать постоянную команду дизайнеров, которая закроет все дизайн-потребности бизнеса. Чтобы коллектив работал слаженно, как оркестр под руководством дирижёра, не обойтись без современных стандартов управления. О стандарте Design Operations мы и поговорим в этой статье.
«Фабрика дизайна»
Design Operations, или DesignOps, превращает разработку визуального контента в конвейер. При таком подходе процессами в команде занимаются «ops’ы» (дизайн-менеджеры). Как правило, «опсами» становятся либо высококвалифицированные дизайнеры, которые переходят в статус управленцев, либо продакт-оунеры, которые понимают специфику реализации дизайн-проектов. Таким образом, в команде очень чёткое разграничение: дизайнеры занимаются дизайном, а DesOps’сы дизайн-процессами.
В результате:
-
качество контента не отстает от его количества и скорости производства;
-
ежедневная реализация задач идёт по отлаженным лекалам;
-
дизайнеры обеспечены необходимыми технологиями и инструментами;
-
DesOps-специалисты организуют рабочие процессы, согласовывают; бюджеты, занимаются тщательным поиском и наймом талантов на «фабрику дизайна».
Наибольшую выгоду из DesignOps извлекут компании, которые хотели бы масштабировать визуальный контент в соответствии с потребностями бизнеса и избежать снижения качества контента. Основные стимулы использовать данный подход — желание избавиться от неэффективности и тратить меньше денег на персонал и подрядчиков.
Переход на стандарты DesignOps позволяет вывести работу дизайн-команд на новый уровень и в разы повысить производительность сотрудников.
История вопроса
Интерес к направлению DesignOps огромен, о чём свидетельствует охват отраслевой ассоциации DesignOps Assembly: 300 участников в 2020 году, более 4000 в 2022.
Среди компаний, которые запустили собственные «фабрики дизайна», Airbnb, Twitter, Lyft, LinkedIn, JPMorgan, Cloudflare, Netflix. Последний сервис, например, активно внедряет автоматизацию, осваивает nocode-инструменты, собирает единую базу данных из различных отделов. Среди используемых Netflix сервисов Monday, Zapier, Airtable.
В 73% случаев команда DesignOps-специалистов насчитывает менее 9 человек, тогда как штат дизайнеров в несколько раз больше. В обязанности DesignOps-команды входят информирование сотрудников, поддержка новичков, разбор кейсов, планирование, подготовка шаблонов, обучение, коммуникации с руководством, подбор инструментов, работа с обратной связью, организация мероприятий и многое другое. Частью DesignOps-команды могут стать такие специалисты, как community-менеджер, менеджер по работе с клиентами, рекрутер.
Аутсайдеры
Логично предположить, что агентства пытаются адаптироваться к новым реалиям, но не всё так просто. Переход на систему DesignOps означает полную перестройку бизнес-модели, в том числе выход за рамки проектного мышления.
В середине 2010-х мы могли наблюдать эту перестройку на примере крупнейших рекламных холдингов: они начали экспериментировать со структурой, развивать хабы вместо десятков специализированных агентств. Это позволило закрыть потребности клиентов, привлекая нужных специалистов из разных команд, независимо от того, в каком агентстве они работают и в какой стране проживают.
Многие агентства предпочли сохранить привычную структуру и проектное мышление. Как было сказано выше, у них нет проблем с креативом и исполнением. Клиенту придумают сложную концепцию и разработают рекламные материалы под любой носитель, но с большим объёмом визуальной информации команда вряд ли справится.
Как DesigOps-специалисты собирают дизайн-команду
Одной из основных задач DesOps-лидера является поиск талантов и формирование дизайн-команды. Одна из возможных структур такой команды — это гибкая проектная группа. Она состоит из «ядра» — специалистов в штате с полной занятостью и «спутников» — исполнителей, привлекаемых для выполнения конкретной задачи.
«Ядро» может быть совсем небольшим, от 5 до 10 специалистов, а вот количество «спутников» может доходить до 100 человек.
Специализация «ядра» зависит от тех задач, которые на него возлагает бизнес. Если это создание ключевых имиджей и баннеров, то в команде будут: дизайнеры и технические дизайнеры, а также, опционально, моушн-дизайнеры. DesOps’сы выступают в роли связующего звена между творцами и бизнесом.
Для DesOps-специалиста когнитивные навыки (soft skills) не менее важны, чем экспертиза в сфере дизайна. К таким скиллам относятся:
- стратегическое мышление;
- адаптивность и инициативность
- ответственность и ориентация на результат;
- умение работать в команде;
- коммуникативность;
- ведение переговоров;
- публичные выступления;
- самоорганизация.
Для построения дизайн-процессов DesignOps команды используют большое количество цифровых сервисов. Их конфигурация, «допиливание» и есть часть общей it-инфраструктуры. Их можно разделить на следующие группы:
- дизайнерские инструменты (Figma, Sketch, Adobe XD, Invision Studio);
- платформы для совместной работы (Figma, FigJam, Slack, Miro, Monday);
- сервисы для ведения документации (Confluence, Google Docs, Jira, Sharepoint, Notion, Airtable);
- сервисы для создания документов (Confluence, Google Docs, Microsoft Suite, Notion, Coda);
- системы управления задачами (Jira, Trello, Asana, Kanban, Airtable);
- сервисы для коммуникации (Slack, Zoom, Teams, Loom, Skype, мессенджеры WhatsApp и Telegram).
Создание «фабрики дизайна»: какую схему выбрать
Здесь есть три варианта: сформировать собственную инхаус-команду, найти партнёрское агентство для создания outstuff дизайн-команды или обратиться к DesignOps дизайн-платформам.
В первом случае бизнесу требуется вначале нанять бизнесу требуется вначале нанять Design Operations команду, поставить перед ней задачи и делегировать функции управляющих дизайн-процессами. Далее DesOps’сы уже формируют дизайн-команду. Подобные дизайн-команды работают во многих компаниях, например, в Сбере, Яндексе, Альфа-Банке, VK, Додо Пицце.
Собственная команда дизайнеров способна выдать огромное количество визуального контента, который будет соответствовать всем корпоративным гайдам. В случае необходимости расширения «ядра» специалистов могут возникнуть трудности просто из-за лимита на привлечение новых людей в штат компании. Особенно если значительная часть времени тратится на планирование, обсуждение и согласование.
Во втором случае в качестве DesignOps команды выступит агентство (если оно обладает знаниями DesOps) и соберёт под задачи клиента дизайн-команду. Это outstuff-модель, когда дизайнеры работают офисе компании или удалённо, но формально являются сотрудниками агентства. Такая схема позволит сократить расходы на персонал, не будет возникать проблем с расширением или с сокращением «ядра».
Подобный подход практикует французский рекламный холдинг Publicis Groupe, который в рамках стратегии Power Of One создает специализированные команды — так называемые bespoke agencies. Например, Le Pub обслуживает бренд Heineken, а One Touch работает с Nivea (Beiersdorf). Другая группа, Omnicom Group, запустила Team X для обслуживания бренда Mercedes-Benz — одной из целей партнёрства заявлено производство контента «в больших масштабах».
Другой пример — независимое агентство Oliver, которое буквально поставило создание инхаус-команд на поток. Партнёру подберут исполнителей под любую задачу, от видеопродакшена и eCommerce до CRM и продвижения в социальных сетях. На данный момент у Oliver 18 офисов и хабов по всему миру, от Южной Америки до Китая.
И третий вариант, который появился совсем недавно, — онлайновые DesOps-платформы, предназначенные для систематизации и выполнения дизайн-задач на потоке. Их миссия — использовать лучшие практики управления дизайн-процессами и объединить их в единой цифровой экосистеме.
Очевидно, что в эпоху цифровых кочевников, когда рабочее место не является постоянным, онлайн-встречи становятся нормой, а личное присутствие — аномалией, такая платформа сможет объединить разрозненных специалистов и гарантировать результаты для бизнеса.
DesOps-платформы вроде Superside и Sketchdeck больше похожи на сервисы для управления дизайн-проектами, чем на классические биржи фрилансеров.
К услугам нового типа дизайн-платформ уже прибегают Amazon, Facebook*, Salesforce, Cisco, Shopify и другие, чтобы масштабировать свой визуальный контент на мир. В Россию новую нишу осваивают «12 Космонавтов».
Перспективы тренда в России
То, что «Good design is good business», понимает не только первый президент IBM Томас Уотсон. Внедрение Design Operations обсуждают на РИФе, UX-Марафоне, CrossConf, Sberbank Design Meetup, DUMP и других отраслевых мероприятиях, где опытом делятся представители крупнейших компаний с миллиардными оборотами. Это значит, что тренд прошёл проверку временем и доказал эффективность. И хотя на Schema и DesignOps Summit нет спикеров из России, мы можем гордиться уже тем, что консультант по DesignOps в EPAM, куратор DesignOps Summit, основатель портала xOpsToday и один из евангелистов движения Фарид Сабитов начинал свою карьеру в Казани.
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.