Идентификация бренда: выделяемся среди миллиона компаний с помощью грамотного дизайна и айдентики
Нюансы создания эффективного дизайна и фирменного стиля на примерах больших и малых брендов.
Рассказывает Левон Мартиросян, бренд-дизайнер и основатель Studio.m31. Согласно проведённым исследованиям 75% людей узнают бренд по логотипу, 60% — по визуальному стилю и 45% — по фирменному цвету. Известные примеры: Apple, McDonald’s, BMW, Google.
Вот почему 75% компаний заявляют, что повышение узнаваемости бренда является одним из их главных приоритетов, а 82% инвесторов хотят, чтобы у компаний, в которые они инвестируют, был сильный бренд.
При этом, несмотря на доказанную эффективность брендинга, только 25% компаний имеют формальные правила использования бренда и активно их применяют. Менее 10% брендов поддерживают высокий уровень согласованности бренда во всех продуктах и маркетинговых каналах. 71% компаний согласны с тем, что непоследовательное представление бренда приводит к путанице у клиентов.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Чтобы разработка брендинга не стала пустой тратой бюджета, необходимо грамотно выстроить коммуникацию с заказчиком. А затем приступать к разработке.
Процесс коммуникации с заказчиком
Первое, что необходимо сделать — понять задачи, которые клиенту необходимо закрыть. Помогает это сделать правильный брифинг. Заказчику сразу стоит объяснить: краткие ответы для галочки дадут такой же результат. Вот часть вопросов, которые мы задаём, прежде чем начинаем сотрудничество.
-
Что из себя представляет ваш продукт или услуга? Опишите подробно.
-
Какую цель вы преследуете в работе с нами, какие задачи в продукте или бренде хотите закрыть с помощью дизайна?
-
Кто ваш потребитель, почему он выбирает именно вас?
-
Что вас отличает и делает сильнее конкурентов?
-
Как устроены внутренние процессы в организации?
-
Каким образом построено взаимодействие с клиентом?
Подобная постановка вопросов помогает получить развёрнутые, а не банальные и бесполезные ответы. В результате дизайнер глубже поймёт устройство бизнеса и найдёт больше метафор и уникальных смыслов.
После понимания нюансов работы компании, а также задач, стоящих перед клиентом, следует расписать проблемы, решение которых студия может взять на себя. Затем составить расчёт, согласовать сумму проекта и договор. Если клиент не знает, чего он хочет, а просит сделать «просто красиво», не стоит начинать работу.
Первоначальное общение — это фундамент, который помогает узнать, насколько хорошо заказчик понимает суть брендинга и насколько он отличает «просто красивую» картинку от эффективного дизайна. Отталкиваясь от этого следует формировать команду проекта.
-
Неопытный дизайнер + неопытный клиент: они растянут проект или вовсе не доведут его до завершения.
-
Опытный дизайнер + неопытный заказчик: эксперт грамотно донесёт суть, возьмёт процессы под контроль и оперативно закроет проект.
-
Опытный заказчик + опытный дизайнер ускоряют процессы в разы.
Именно грамотная первоначальная коммуникация и правильно сформированная команда позволяют нашей студии переходить к эффективному анализу и разработке. И впоследствии получать результат, который решает задачи бизнеса: привлекает аудиторию, повышает узнаваемость, создаёт целостный образ бренда. Как на примере, представленном ниже.
Этапы анализа и проектирования
Первый этап
Анализ аудитории, конкурентов, бизнеса, трендов и тенденций в нише. Понимание потребностей, барьеров аудитории и ситуации на рынке поможет минимизировать риск ошибок.
Второй этап
Создание платформы бренда, в которую входят: миссия, ценности, видение будущего компании. Клиенты выбирают те бренды, чьи ценности понимают и разделяют.
Также ценности не должны противоречить позиционированию и деятельности компании. Если организация занимается производством изделий из натурального меха и вдруг начинает транслировать любовь к животным или выступает в защиту окружающей среды, это вызовет негатив и непонимание со стороны большей части аудитории.
Третий этап
Выстраивание гипотез: проведение стратегических сессий с людьми, которые подходят под описание потребителя. Во время сессии группа делится внутренними ощущениями и впечатлениями от бренда, а также нюансами, которые смущают. Этот этап поможет выявить ошибки, допущенные на этапе анализа. А также узнать, насколько вы попали в ядро целевой аудитории, действительно ли у вас общие ценности.
Четвёртый этап
Разработка нейминга. Название должно соответствовать идеологии и быть запоминающимся: кратким, ясным, ассоциативным, благозвучным, броским. К примеру, Амазонка — самая длинная река, Amazon — самый крупный интернет-магазин. Или PayPal — звуковой повтор делает название лёгким для восприятия и запоминающимся.
Пятый этап
После формирования бренд-платформы и названия можно приступать к созданию айдентики: слогана, логотипа, элементов фирменного стиля.
Логотип — лицо бренда. Следует протестировать, как он будет смотреться на разном фоне, и помнить о том, что логотип — не головоломка. Он должен быть узнаваемым даже в маленьком размере. Для решения этой задачи в компании может быть разработана система, которая подразумевает разные варианты использования логотипа.
В свою очередь, слоган — отражение идеи, ассоциация с компанией. Стоит помнить, что он должен быть конкретным, а не абстрактным. Как слоган L’Oreal: «Ведь вы этого достойны». Или слоган M&M’s: «Тает во рту, а не в руках». А слоган: «Просто, выгодно, удобно!» — описывает что угодно и не вызывает ничего.
На каждом этапе важно проверять, не отклонились ли вы от своих задач. Для этого отвечать на вопросы:
-
Относится то, что мы сейчас делаем к ЦА компании?
-
Передаёт дизайн уникальность того, что мы предлагаем?
-
Отражает ли он ценности, которые мы хотим транслировать?
Дизайн, который решает задачи — какой он?
Такой дизайн визуально транслирует внутреннюю философию компании, является продолжением её концепции, создаёт цельный образ. И в результате подталкивает покупателя быть частью бренда.
К примеру, БМВ — марка для дерзких людей, любящих адреналин, и бренд свободно транслирует характер своего потребителя. Акцент в рекламных компаниях нацелен на само авто, динамику, скорость. И наоборот, рекламная кампания Фольксваген нацелена больше на спокойных людей, на семейные ценности.
Эффективный дизайн может быть как ярким, так и спокойным в зависимости от отрасли и концепции самой компании. Так, фирменный стиль, который мы разрабатывали для студии интерьеров EMIKH продолжает концепцию студии, в основе которой — простота и функциональность. Поэтому в элементах дизайна отсутствуют лишние детали и транслируется эстетика в простоте:
А фирменный стиль, который мы разрабатывали для заведения «ХО Целуем и обнимаем», дополняет концепцию бара даже в интерьере и коктейлях. В результате создаётся цельный образ компании в сознании аудитории и бар выделяется на фоне аналогов.
Кроме этого, правильный дизайн, который отражает позиционирование, характер и ценности, к примеру, стоматологии — это не зуб на логотипе. Не стоит бить в лоб, чтобы донести клиенту суть бренда. К примеру, мы разрабатывали логотип для школы английского языка в городе Грозный. В логотипе мы могли использовать банальные вещи: связать иконку с флагом Великобритании, добавить красный автобус, телефонную будку, книгу. Но в результате разработали концепцию, основа которой — птица-говорун, владеющая несколькими языками и выступающая неким символом школы.
В дальнейшем в самих рекламных макетах мы раскрыли, что это школа английского.
Характер компании в дизайне передается за счёт цветовых сочетаний, шрифтов и форм. Именно цвет может показать, готов ли бренд к экспериментам или он больше про постоянство и ответственность. К примеру, другой школе иностранных языков, мы помогли выделиться на фоне конкурентов и показать характер бренда именно с помощью цветовых решений и форм.
Мы разработали группу отличительных элементов, которые создали целостный образ бренда. Цветовые решения были подобраны с помощью семантического анализа и ассоциаций: собирательных образов и мудбордов. Для нас было важно показать, что английский — международный язык. Философия бренда нашего заказчика — гонка за знаниями, которая длится всю жизнь.
Ученики школы — спортсмены и звёзды. Каждый из них уникален, отсюда и вытекают разные интересные формы в самой графике. Каждый графический элемент — олицетворение наших учеников, все они разные, но в то же время объединены одним делом.
Цвета, которые мы использовали — спокойные и детские, так как большая часть обучающихся — дети и тинейджеры. Правильная разработка дизайн-системы помогла нам показать динамику бренда, а также собрать целостный образ, который остаётся в голове у потребителя. Благодаря этому мы помогли компании повысить узнаваемость и объединить филиалы. Со временем компания закрепилась на рынке и стала одним из главных игроков.
Резюмируя, следует сказать, что правильно созданные элементы айдентики и грамотное сочетание цветовых решений в дальнейшем помогают аудитории понять, что это за бренд даже без участия логотипа в рекламной компании. Яркий пример — рекламные компании McDonald’s или Coca-Cola, где в креативах не используется логотип.
Реалии могут измениться и повлечь за собой изменения и в айдентике. Но в любом случае правильно формировать целостную систему бренда, которая поможет выделиться на фоне других и закрепиться на рынке, необходимо с самого начала.
Что ещё почитать о дизайне для бренда
- Почему не нужно тратить время на фокус-группы при смене айдентики
- Как и зачем мы делали айдентику для школы вместе с её учениками
- Из первых уст. Об айдентике travel-сервисов: Aviasales, OneTwoTrip, Туту.ру и Movista
- Каким мог быть ребрендинг Coca-Cola: вариант российских дизайнеров
- 15 трендов в дизайне логотипов: версия Билла Гарднера из LogoLounge
- Как выбрать архетип бренда: разбираем на реальном примере
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.