Эволюция форматов обучения: как смартфоны и TikTok изменили восприятие контента. Читайте на Cossa.ru

13 февраля 2023, 09:18

Эволюция форматов обучения: как смартфоны и TikTok изменили восприятие контента

Разбираемся в популярных обучающих форматах и выбираем подходящий.


image1.png

Рассказывает Евгений Нагорный, проектный лидер Эквио, эксперт в EdTech. Развивал цифровое обучение и платформы в крупных корпоративных компаниях, таких как Гарант, OZON и МегаФон.

Специалисты по корпоративному онлайн-обучению при разработке образовательного контента зачастую ориентируются на блогеров, журналистов и обычных пользователей — что привычно обычному потребителю?

Поэтому обучающие курсы следуют за трендами контентмейкеров.

От презентаций, видеороликов с «говорящими головами» и курсов в формате SCORM — к лонгридам и микролёнингу. При этом многое зависит от целевой аудитории курсов. Например, сотрудники из поколения Х лучше воспринимают текстовый контент, а зумерам сложно удерживать внимание во время получасовых обучающих роликов.

SCORM — формат для долгоиграющих курсов

SCORM — набор стандартов для создания онлайн-курсов, принятый во всём мире. Курсы в этом формате создают на основе слайдовых презентаций с добавлением тестов, видео, анимации и интерактивных элементов. Долгое время SCORM был популярен среди создателей обучающих курсов. Однако со временем стало понятно, что у этого формата есть несколько проблем.

  • Выяснилось, что курсы в формате SCORM по-разному работают на разных устройствах, а пользователи не всегда могут их открыть. С развитием рынка LMS (платформ для онлайн-обучения) начало появляться всё больше площадок, которые поддерживают не только этот формат.

  • Для создания курсов SCORM нужен целый штат специалистов, методологов и разработчиков, а сам процесс может занимать месяц и более.

  • Когда разрабатывали этот формат, мобильные телефоны ещё не получили такого распространения как сейчас. Поэтому такие курсы плохо подходят для просмотра с мобильных телефонов. А именно на них приходится около 60–80% установок обучающих платформ.

Поэтому сейчас популярность SCORM снижается, хотя многие продолжают использовать этот формат. Как правило, такие курсы создают в направлениях и тематиках, где информация долго не устаревает. Например, при создании welcome-курса для новых сотрудников или имиджевого контента.

image3.png

Обучающие видео как в YouTube Shorts или TikTok

Обучающее видео бывает двух видов.

Первый требует серьёзной подготовки и финансовых вложений. Компания арендует студию, покупает оборудование, приглашает оператора и монтажёра. Впоследствии из полученного контента собирается длинное видео, в которое можно добавить интерактивные элементы.

Такой формат больше подойдёт людям среднего и старшего возраста. Как правило, они не испытывают неудобств от просмотра получасового и даже часового ролика с почти не меняющимся видеорядом. И даже наоборот, фрагментарная подача контента может вызвать раздражение и помешать обучению.

Короткие видеоролики продолжительностью 1–3 минуты больше нравятся молодому поколению, привыкшему к такому формату в соцсетях. Такие курсы можно снимать на мобильный телефон без серьёзной предварительной подготовки. В видеоряд можно добавить интерактивные элементы. Например, вопросы, на которые нужно ответить для продолжения просмотра. Курсы в таком формате можно создавать за 10–15 минут, а если информация устареет, её легко актуализировать с помощью монтажа или съёмки нового видео.

image2.png

В тренде-лонгриды

Формат лонгрида пришёл в онлайн-обучение из журналистики. Он подразумевает использование большого объёма письменного текста, разбавленного изображениями, видеороликами, инфографикой, интерактивными вставками. Специалистов по обучению привлекла простота и скорость создания курсов в этом формате, а также его популярность у аудитории.

Многим проще получать новую информацию через текст. А материалы с вертикальной прокруткой хорошо воспринимают не только люди до 25 лет, но и представители более старших поколений. Последние чаще готовы читать текст-инструкцию с минимумом иллюстраций.

Для молодёжи важно наличие большого количества вставок с фото, изображениями и видео. В любом случае обучение с помощью лонгрида позволяет пользователю самостоятельно выбирать скорость освоения информации. Можно вернуться в начало и перечитать текст или, наоборот, промотать вперёд уже знакомый контент. Поэтому формат хорошо подходит для материала любой сложности.

Благодаря простоте создания и особенностям формата лонгриды популярны там, где срок актуальности знаний меньше цикла обучения.

Почти новый формат — шотриды

На самом деле такого названия не существует, мы придумали его сами. Тем не менее мы решили выделить короткие риды в отдельный формат. По сути он представляет собой большой лонгрид, разделённый на несколько последовательных отдельных блоков. В результате получается тот же микролёнинг, где обучающая информация подаётся небольшими частями, простыми для освоения.

Причём нельзя просто разделить текст на равные отрезки. Блоки должны быть просты для освоения, каждый из них должен содержать законченную мысль. Поэтому созданием шотридов должен заниматься профессиональный методолог. Он же может составить план обучения, чтобы пользователи ежедневно получали новую информацию и не теряли интерес к обучению.

Вместо вывода: сравниваем форматы между собой

По оценке Эквио, специалисты по обучению на нашей платформе используют следующее соотношение форматов онлайн-обучения:

  • 40–50% лонгриды;
  • 30–40% SCORM;
  • 10–20% видео.

Каждый из этих форматов подходит для выполнения своего типа задач. SCORM можно использовать там, где информация будет актуальна как минимум на протяжении года и не будет изменяться. Также такие курсы используют там, где нужно отработать навыки сотрудников. Для регулярно обновляющейся информации подходят лонгриды. С их помощью можно быстро рассказать о новых продуктах, изменениях в тарифах и так далее. Чем младше аудитория, тем короче должны быть обучающие материалы.

Чтобы быть уверенными, что формат выбран правильно, полезно проводить опросы пользователей. Удобнее всего делать это прямо на обучающей платформе.

Платформа для корпоративного онлайн-обучения Эквио поддерживает все современные образовательные форматы

Пользователь может загружать курсы в формате SCORM, редактировать видео, создавать тесты и разрабатывать лонгриды или шотриды в удобном встроенном редакторе. Возможность добавлять интерактивные вставки с тестами и заданиями позволяет контролировать процесс прохождения обучения.

Хотите рассказать на Коссе о своих продуктах или услугах? Изучите наши возможности и напишите на sales@cossa.ru — поможем выпустить эффективный текст.
Партнёрская публикация

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is