Google Analytics 4: чем отличается от старой версии и как безболезненно перейти на новую
До 1 июля 2023 года всем придётся окончательно перейти на новую систему Google Analytics 4.
Руководитель отдела продаж инновационного digital-хаба Wunder Digital Россия Ольга Нестерович расскажет, как изменилась Google Аналитика, что в неё добавили разработчики и почему стало лучше.
Многие компании используют Google Analytics для сбора и анализа статистики посещаемости сайта. В 2022 году корпорация Google анонсировала полный переход на обновлённую версию системы до конца июня 2023. После старая версия прекратит работу и будет доступна пользователям только для просмотра истории за последний год. Ваши данные будут храниться на сервисе Universal Analytics 360 до 1 июля 2024 года.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Чем раньше вы сможете «переехать» в новую систему, тем проще и быстрее сможете к ней приспособиться. Алгоритмы Universal Analytics постепенно устаревают, а возможности машинного обучения в Google Analytics 4 позволяют изменить подход к аналитике данных и делают работу эффективнее.
Далее расскажу подробнее о том, какие функции в новой Google Аналитике изменяется.
Путь пользователя можно будет отследить сразу на нескольких платформах
Изменились алгоритмы системы, которые фиксировали посещения сайта и мобильного приложения. В новой Google Analytics 4 для сбора статистики применяется кроссплатформенный трекинг.
Как было в Universal Analytics.
В Universal Analytics система не может определить одного и того же пользователя, который проявляет активность на разных платформах. Например, человек начал просматривать страницу с ПК, потом он отошёл по делам, открыл ту же страницу уже в мобильном приложении и продолжил просмотр. В старой Аналитике в таком случае визит с каждого из устройств будет рассматриваться по отдельности.
Как стало в Google Analytics 4.
Новая система может определить одного и того же посетителя, который использует несколько платформ для взаимодействия.
Если вы собираете статистику с сайта и мобильного приложения, то в Google Analytics 4 данные с разных платформ объединяются в один отчёт.
Что изменилось.
Работа с такими отчётами становится более результативной, потому что они полноценнее и статистика в них отражается точнее.
Новые показатели для анализа активности пользователя
В Google Analytics 4 отслеживание пользовательской активности и сбор статистики происходят по-другому, не как в Universal Analytics. В систему добавлены новые метрики.
Новая метрика: показатель вовлечённости вместо показателя отказов
Как было в Universal Analytics.
Посещение пользователем целевой страницы, прокрутка и просмотр контента продолжительностью менее 30 секунд с последующим выходом со страницы в Universal Analytics считалось «отказом». Например, если пользователь заполнял форму регистрации, допустим, 15 секунд, то программа могла одновременно зафиксировать «отказ» и «конверсию», потому что целевое действие пользователем было выполнено, но продолжительность пребывания на странице составила менее 30 секунд.
Как стало в Google Analytics 4.
В новой системе отсутствует «процент отказов» (bounce rate). В Google Analytics 4 поведение пользователя даже в рамках одной страницы оценивается с точки зрения вовлечённости. Различные действия на сайте, такие как заполнение формы, просмотр, ввод данных считаются за отдельное событие.
Новая единица измерения — engagement rate («показатель уровня вовлечённости») рассчитывается исходя из количества отдельных событий = действий пользователя на сайте или в мобильном приложении.
Что изменилось.
Такая механика позволит вам проводить более качественный и полный анализ взаимодействия пользователя с контентом: узнать, чем интересуются клиенты и каким образом контактируют с вашим бизнесом.
Новая метрика: показатель времени активности вместо общего времени, проведённого на сайте.
Как было в Universal Analytics.
Universal Analytics фиксировала время от попадания пользователя на сайт до совершения им последнего действия.
Как стало в Google Analytics 4.
В Google Analytics 4 среднее время активности посетителя страницы рассчитывается по новой формуле: суммарная продолжительность всех взаимодействий делится на количество сеансов.
Новый показатель называется Average Engagement Rate — «усреднённый показатель вовлечённости аудитории». Google Analytics 4 показывает не общую продолжительность сеанса, а только количество времени, которое пользователь активно взаимодействует с сайтом, просматривает страницу, совершает какие-то действия.
Например, пользователь заходит на сайт доставки продуктов, начинает просматривать страницу и на 10 минут отвлекается на свои личные дела: уходит в другую комнату и отвечает на звонок. После он возвращается, смотрит на сайте, допустим, сроки и условия доставки, и закрывает вкладку. В системе Universal Analytics будет зафиксирована активность более 10 минут, тогда как новая Google Analytics 4 засчитает только несколько секунд, которые пользователь открывал страницу доставки и изучал её.
Что изменилось.
Таким образом вы получите более точную информацию о средней продолжительности сессии и сможете внести изменения, направленные на улучшение пользовательского опыта.
Новые инструменты для сбора статистических данных
Информация — основа работы аналитики. Качественные и структурированные данные — залог эффективности принимаемых решений, поэтому Google добавили новые инструменты для управления информационными ресурсами.
Инструмент: быстрая сегментация данных
Сегмент — это набор данных, соответствующих определённым критериям. Они позволяют просматривать отчёты по категориям пользователей, сеансов и обращений. Например, пользователь, регулярно совершающий покупки на сайте будет относиться к одному сегменту, а тот, кто посещал сайт, но так ничего и не купил — к другому.
Как было в Universal Analytics.
В Universal Analytics сегменты соотносятся с тремя компонентами иерархии данных аналитики.
- Пользователи. Все, кто взаимодействует с вашим ресурсом (веб-сайтом или приложением).
- Сеансы. Действия пользователя на вашем ресурсе группируются в сеансы.
- Обращение. Каждое взаимодействие с вашим ресурсом на протяжении сеанса. Это могут быть просмотры страниц, события, транзакции электронной торговли.
Как стало в Google Analytics 4.
Быстрая сегментация данных облегчит работу с анализом различных аудиторий. Теперь информацию о пользователях можно разделять по критерию «откуда пришёл трафик»: рекламный трафик, органический или социальный.
Также есть возможность создать собственную аудиторию и просматривать по ней отчёты. Настройте до четырёх разных пользовательских сегментов и сравнивайте их между собой.
А если вы перенесёте в аналитику ещё и дополнительные параметры и показатели, относящиеся конкретно к вашим пользователям, то при создании сегментов эти данные будут уникальными для вашего проекта. Вы сможете их комбинировать и придумывать новые подходы к разделению аудитории.
Что улучшилось.
Новый функционал системы помогает шире взглянуть на свою аудиторию и поэкспериментировать с сегментами.
Инструмент: обновлённый раздел Insights (подсказки)
Как было в Universal Analytics.
Подсказки в Universal Analytics были неудобным в использовании разделом, который часто выдавал некачественную информацию.
Как стало в Google Analytics 4.
В новой системе Google Analytics 4 инсайты доступны с любой страницы. К ним можно перейти с помощью кнопки в правом верхнем углу экрана. Для более чёткой сегментации данных раздел предлагает выбрать один из предложенных системой вопросов, например: «На каком языке разговаривают мои пользователи?» или «Сколько пользователей пришло из органического трафика за последний месяц?». Также Вы можете составить свои вопросы.
С помощью раздела Insights можно посмотреть данные статистики за последний год. Статистика обновляется в режиме реального времени по мере сбора новой информации и при обнаружении данных, которые программа сочтёт важными. Когда вы просматриваете статистику, система определяет, какие данные вам наиболее интересны, и упорядочивает новые карточки с учётом ваших предпочтений.
Что улучшилось.
Новый поиск работает гораздо лучше, чем в версии Universal Analytics, потому что разработчики изменили алгоритмы подбора вопросов и сделали их более индивидуальными для каждого пользователя.
Инсайты помогут вам отслеживать важные изменения в статистике счётчика и оперативно реагировать на них.
Как перейти на Google Analytics 4: пошаговый алгоритм
1. Обновить систему.
В панели Администратора Google Аналитики выбрать пункт «Обновить до GA4».
Нажать кнопку «Начало работы».
В всплывающем окне нажать кнопку «Создать ресурс».
2. Установить тег сайта в систему.
В обновлённой системе Ассистент настройки сразу предложит вам установить тег вашего сайта в систему.
Тут уже будет ваш сайт.
Копируем идентификатор показателя.
3. Установка тега через Google Менеджер тегов.
В инструкции есть два варианта установки тега. Мы будем это делать через Google Менеджер тегов.
В Диспетчере тегов выбираем нужный нам аккаунт и переходим в него.
Выбираем «Добавить новый тег».
Конфигурация тега.
Выбрать тип тега: «Конфигурация GA4».
Вставить скопированный ранее идентификатор показателя.
Триггеры: «Выбрать All Pages». Сохранить тег.
Отправить.
И Опубликовать.
В течение 3–4 часов данные подгрузятся уже в обновлённую Google Analytics 4. С ними можно будет полноценно работать, настраивать систему под себя и использовать новые возможности Аналитики.
Новая система Google Analytics 4 значительно отличается от предыдущей функционалом и интерфейсом. Изменилась логика аналитики: акцент смещается на анализ поведения пользователя, а не на продолжительность сеанса, что предоставляет доступ к более точной информации. Одна из ключевых фичей нового продукта — кроссплатформенная аналитика между сайтом и приложением. Она предоставляет более полную картину взаимодействия с пользователем.
Рекомендуем параллельно с предыдущей версией запускать новый Google Analytics 4 и начать собирать в него данные. Такой подход позволит безболезненно перейти на эту версию продукта и использовать его максимально эффективно.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.