Графический дизайн для соцсетей: тренды 2023 года и особенности оформления креативов на разных площадках
Как дизайн отражает долгосрочные перемены в SMM.
Какие тренды появились в оформлении соцсетей и как применять их для создания креативов в Instagram*, ВКонтакте, Telegram, Дзене и Одноклассниках на примере своих коммерческих проектов рассказывает Татьяна Вагнер, графический дизайнер Van Gogh.group, Havas Media и преподаватель на курсе «Графический дизайнер» в Нетологии.
Что изменилось: ценности аудитории и коммуникационные задачи
В 2022 году выпуск контента по прежним правилам стал невозможен. Ценности аудитории изменились: на первое место вышло ментальное и физическое здоровье, а желание потреблять сменилось стремлением к покою и безопасности. Весёлые развлекательные и нарочито продающие посты были уже неуместны. Аудитория могла принять их в штыки — вместо лайков бренд рисковал получить гневные комментарии и отписки. Поэтому открытая и честная коммуникация стала новым абсолютным трендом.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
При этом основные цели бизнеса остались теми же — привлекать потребителей и обеспечивать продажи. Брендам по-прежнему необходимо показывать свою уникальность и выделяться на фоне конкурентов. Но если раньше они могли делать это с помощью ярких цветов, смелых креативов и открытых призывов к действию, то теперь потребовалось найти другие способы, чтобы достичь этих целей.
Какие тренды появились в дизайне к 2023 году
В 2023 году в графическом дизайне начали преобладать сдержанность и лаконичность. Стали чаще использоваться спокойные тона и не кричащие шрифтовые пары, а яркий визуал теперь возможен только в сочетании с нейтральным и заботливым сообщением.
Яркий минимализм. На первый взгляд такое сочетание может показаться странным. Но сегодня оно отлично решает задачи бренда — привлечь внимание и не быть слишком напористым. Этот подход основан на противоречиях: простые формы сочетаются со смелыми цветами, сдержанные элементы с яркими акцентами, а минимализм в тексте с максимализмом в визуале.
Мягкие градиенты обволакивают зрителя атмосферой уюта. Они неплохо работают в качестве фона, но могут также использоваться в текстах или других второстепенных элементах. Мягкий градиент не отвлекает внимание от основного объекта, при этом изображение выглядит современным и трендовым.
Гиперреалистичный 3D приходит на смену стандартному 3D-стилю. Если раньше на изображениях были пластилиновые персонажи и мультяшные объекты, то теперь упор делается на гиперреалистичную визуализацию. Такие изображения удерживают внимание пользователей: хочется остановиться, рассмотреть их в деталях и понять, реальный на них предмет или нарисованный.
Крупный план и детализация позволяют приблизить товар к потенциальному потребителю. Мы будто даём его в руки. Покупатель может рассмотреть товар с разных сторон, ближе увидеть детали и понять, что он хочет его купить. Такой приём хорошо сочетается с 3D-эффектом, когда части продукта будто парят в воздухе. Картинка становится объёмной и реалистичной.
Как перенести существующий визуал в актуальные соцсети и применить новые тренды: разбираем на кейсах
Дизайн всегда разрабатывается под приоритетную площадку продвижения, и для многих брендов ей был Instagram*. Компании чаще всего просто дублировали существующий контент в другие соцсети. Cегодня приоритетность каналов изменилась: аудитория Instagram* уменьшилась и многие пользователи перешли в Telegram, ВКонтакте, Дзен и даже Одноклассники. И бренды делают упор на эти площадки. Поэтому дизайнерам нужно пересматривать существующие визуальные концепции и искать способы привлечения аудитории под новые коммуникационные задачи.
Какие особенности площадок стоит учитывать, где будут уместны новые тренды и как их использовать, расскажу на примере своих коммерческих проектов и не только.
Instagram*: привлекать сдержанным и ярким визуалом
После блокировки соцсети в России стало практически невозможно запускать рекламу и использовать монетизацию. Тем не менее больша́я часть аудитории осталась в Instagram*, поэтому многие бренды продолжают там работать. Основная задача присутствия бизнеса в этой соцсети — по-прежнему продажи, просто сегодня они должны быть менее напористыми. Аудитория устала от постоянного прогрева и активных призывов к действию. Поэтому крупные бренды, такие как Стокманн или re:Store, сейчас чаще разбавляют коммерческие посты рубриками с лайфхаками, инструкциями, рецептами и интерактивами вроде опросов и тестов. Всё это отлично помогает разнообразить контент и повысить лояльность подписчиков.
Аудитория привыкла видеть в Instagram* качественный визуал. Здесь будет уместен стильный, актуальный и трендовый дизайн, а яркие заголовки помогут привлечь внимание и при этом донести нейтральный месседж. Дизайнеру стоит использовать всё многообразие форматов: короткие видео, Reels, карусель из изображений. Один креатив можно упаковать по-разному, чтобы донести его до каждого подписчика. Когда аудитория уменьшается, это особенно важно.
Такой визуал я сделала для своей профессиональной страницы в Instagram*. Целевая аудитория поста — люди, которым интересен дизайн. Это молодая аудитория, которая интересуется трендами, обладает вкусом и хочет развивать насмотренность. Поэтому яркое и современное решение — то, что должно было им понравиться. Пост не имеет коммерческой цели. Коммуникационная задача — просто поздравить подписчиков с Новым годом.
Я использовала в иллюстрации два активных цвета, минимализм в тексте и коллажирование. На картинке изображены обнимающие руки, а месседж прост: 2023 год, мы тебя приветствуем, всё будет хорошо.
ВКонтакте: показать товар в деталях
С начала 2022 года аудитория площадки выросла. Сегодня на ней есть те, кто уже давно использует соцсеть, и те, кто перешёл в неё с других площадок. Эту особенность стоит учитывать: если аудитория разная, лучше придерживаться нейтральных решений или чередовать их и анализировать, какой отклик вызывает тот или иной визуал.
ВКонтакте удобно продвигать свои товары и услуги с помощью разнообразных инструментов. Дизайнер может работать с картинками к постам, галереей карточек, историями, клипами, видео и рекламными баннерами. Но при работе с некоторыми инструментами возникают сложности. Так, если в посте больше двух картинок, первую из них лента сожмёт и обрежет, а повлиять на то, как они будут скомпонованы, трудно. Поэтому для начала важно понять как соцсеть работает с визуалами: внимательно читать требования к макетам и пробовать разные варианты.
Задача поста на странице re:Store была в том, чтобы показать аудитории товар и напомнить о возможности его приобрести. Сделать это нужно было аккуратно, нативно, без кричащих призывов. Необходимо было учесть, что аудитории сейчас стало важнее купить не новые модные наушники, а те, которые будут хорошо и долго работать.
В визуале я сделала фокус на главных плюсах AirPods: водостойкости, активации при надевании и долгом заряде. Крупный план помог показать продукт во всей красе, а детализация — продемонстрировать, что наушники не боятся капель дождя. Также мы хотели подчеркнуть преимущества кейса: я показала его в открытом и закрытом виде, чтобы аудитория могла хорошо его рассмотреть. В тексте использовала мягкий градиент — он отлично подошёл под стиль re:Store, и подача информации получилась сдержанной, но при этом не выглядит слишком серьёзной.
Одноклассники: выделиться эстетичным визуалом
В Одноклассники перешли не многие. В первую очередь это связано с низкой популярностью соцсети среди аудитории компаний, которые активно продвигаются в соцсетях. Пользователи площадки старше 30–35 лет, и молодёжным брендам просто нет смысла сюда идти. Но те, кто работает со взрослой аудиторией, вполне могут использовать эту соцсеть для привлечения потенциальных потребителей.
В Одноклассниках небольшой выбор форматов, а активные визуализации просто не распространены. Это как раз может сыграть дизайнеру на руку. Здесь будет проще выделиться и привлечь внимание аудитории. Главное — учитывать их вкусы и потребности.
Например, я делала визуал для винного завода Inkerman. Задача состояла в том, чтобы дать подписчикам полезную информацию и таким образом прорекламировать продукцию. Мы решили рассказать о простых в приготовлении блюдах, которые хорошо сочетаются с конкретным вином.
Визуальная концепция уже была разработана. Она соответствовала вкусам взрослой аудитории, сочеталась с классическим стилем продукции и историей завода, поэтому хорошо подходила под площадку. В креативе я использовала мягкие пастельные тона, сделала акцент на чёткой, эстетичной фотографии и выбрала для текста классические элегантные шрифты.
Telegram: использовать многообразие форматов
В 2022 в Telegram перешли многие компании. С одной стороны тем, кто раньше продвигался в Instagram* и других соцсетях с акцентом на визуал, пришлось сильно перестраиваться. С другой, брендам стало доступно множество форматов взаимодействия с аудиторией: опросы, стикеры, кружочки, трансляции. Нужно было придумывать новые решения, чтобы заинтересовать аудиторию.
Например, винный завод Inkerman использует кружочки как дополнительный канал публикации визуалов. Они отлично работают в связке с текстом и вовлекают аудиторию. Один из сегментов целевой аудитории бренда — люди 25–30 лет. Такой вид коммуникации не только помогает разнообразить контент, но и отвечает ожиданиям подписчиков.
В Telegram вполне применимы все визуальные решения, но при этом есть и свои тренды. Если раньше в кружочках в основном мелькали говорящие головы, то сейчас их заменили брендированные заглушки, а аудиосообщения стали сопровождать визуальным превью. Есть и свои сложности: в зависимости от количества изображений платформа сжимает их и делает непропорциональными. У соцсети есть инструкции, но они помогают не всегда. Поэтому перед публикацией лучше проверить, что готовый дизайн отображается, как надо: можно просто отправить его себе в «Избранное» или подобрать отдельные инструменты для тестирования.
Возможности этой соцсети больше, чем у других не только в плане форматов, но и инструментов. Есть чат-боты, которые помогают в оформлении материалов: например, можно переформатировать прямоугольное видео в кружок или скачать контент из своих аккаунтов в других соцсетях — это сильно упрощает работу дизайнера.
Дзен: привлечь оригинальными превью
Дзен — прежде всего, платформа для размещения статей. Темп и режим потребления контента здесь отличается от других соцсетей. Пользователи заходят раз в несколько дней, чтобы почитать вышедшие материалы на интересующие их темы. Поэтому здесь особенно важно делать для постов интересные превью, которые смогут зацепить читателя.
Приведу пример работы коллег. В посте для re:Store дизайнеры обратились к тренду на 3D-объекты. Иллюстрации похожи на фото настоящих игрушек, и это привлекает читателей. Они видят не просто фото или 2D-картинку, а что-то новое и необычное, задерживают внимание, хотят рассмотреть картинку, а потом и содержание поста.
Что делать, если перед дизайнером встаёт задача адаптировать существующие креативы под новую соцсеть?
-
В первую очередь стоит снова проанализировать целевую аудиторию бренда. От этого будет зависеть выбор площадки: для молодёжи скорее подойдёт Telegram, для людей среднего возраста — ВКонтакте.
-
Затем важно оценить, как аудитория реагирует на существующий креатив и понять, что ей нравится, а что можно изменить. Это поможет пересмотреть визуальную концепцию и выбрать подходящие тренды.
-
Дальше остаётся только пробовать: по-максимуму использовать все форматы новой соцсети, отслеживать, где и какой дизайн лучше заходит, и дорабатывать существующие решения в процессе.
Главное помнить, что аудитория стала более чувствительной и не готова к настойчивым продажам. Открытая коммуникация позволит бренду стать для подписчиков верным другом и советчиком.
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.