Нейросети в маркетинге: очередной хайп или новый тренд? И то, и другое
Разбираемся, какую пользу можно ждать от нового этапа развития нейросетей.
Размышляет Андрей Курилович, руководитель направления performance-маркетинга компании Progressive Media.
Нейросети сейчас и хайп, и тренд. Мы уже живём в мире, где нейросети являются неотъемлемой частью технологий и процессов. Дальше можно не читать.
Но. Посмотрите на картинку:
Как думаете, что показывает этот график из Google Trends? Подсказка — пиковые значения указаны в период январь–март 2021 года.
Вторая картинка:
На первой мы видим историю PR-кампании Clubhouse.
Это когда даже ЛОМы ломанулись в неё, но она не взлетала. На второй — показатели PR-кампании ChatGPT. Тоже умрёт? Давайте вспомним ещё немного истории и вернёмся.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
За последние 30 лет текущий всплеск массового интереса к нейросетям уже третий. Первый был в 1997 году, когда Deep Blue играл в шахматы с Каспаровым, второй в 2016 году, когда AlphaGo выиграла в го у Ли Сидоля. И теперь мы видим новый раунд.
Почему я привёл пример с Clubhouse? На мой взгляд, по механике разгона всё очень похоже, и часто такие истории заканчиваются для мира воспоминаниями бабушек на лавке. Но сейчас это другое. Точно. Во-первых, сейчас PR-кампания направлена не только на поднятие раунда, но и на то, чтобы больше пользователей быстрее обучили ChatGPT. Во-вторых, сейчас всё-таки меняется индустрия. Наша, креативная. До этого ИИ был в роли робота и выполнял рутинные задачи, а теперь хочет стать творцом.
Так что же? Текущий хайп по поводу нейросетей не временный? И теперь SEO и интернет-маркетинг наконец-то умрут? Всё сделает ChatGPT, MidJourneу и другие ИИ? И тут мой ответ — нет. Давайте посмотрим ещё раз на происходящее чуть шире.
ИИ уже давно пришли в маркетинг и решают большой круг задач
Перечислю сферы пересечения услуг агентства и ИИ и расскажу как мы работаем в паре (кстати, из-за ИИ ни один человек не был уволен).
Первое — мониторинг упоминаний брендов/личностей/событий в сети. Системы мониторинга давно умеют (не очень, но всё же), оценивать упоминания как положительные, негативные или нейтральные, систематизировать, рисовать графы. Это заметно облегчает работу, помогает оперативно реагировать при управлении репутацией.
Второе — развитие систем контекстной рекламы. Уже несколько лет работают автоматические стратегии (особенно успешны в Google Ads, пока не запрещённом в РФ, но запрещённом для РФ). Также системы пару лет пробуют создать автоматические кампании, которые формируются просто на основе URL. Почти сказка. Почти, так как работает не всегда, и обычно такого варианта кампаний недостаточно даже для микробизнеса.
Третье — SEO. Тут уже лет 10 сеошник — это каждый раз последний джедай, доказывающий ИИ Яндекса и Гугла, что его сайт не отстой. И не только потому, что получил Премию Рунета.
Четвёртое, наверное, самое успешное направление — системы аналитики. В том числе BI-системы, в которых нейросети очень кстати.
Пока из перечисленных четырёх услуг в маркетинге мы нигде не видим исчезновения ни линейных специалистов, ни сеньоров. Но копирайтеры-то точно теперь не нужны? Нам всё напишет ChatGPT! То есть те четыре сферы не победили человека, а там, где математики минимум — победит?
ChatGPT безусловно помогает копирайтеру и редактору. Сейчас копирайтеру вместо поисковика можно использовать ChatGPT для получения обработанной текстовой сводки. Но ответ ИИ нужно вычитывать, редактировать. И это для простых текстов. Для PR и рекламных текстов необходима глубокая доработка.
Ну тогда цена за работу копирайтера должна снижаться? Нет. Никакого снижения цен для агентства и клиента тут не будет. Задача осталась прежней. Но вот скорость подготовки материалов может заметно вырасти.
Итак, если со старыми инструментами мы уже живём и каких-то массовых сокращений маркетологов, менеджеров и вообще чумы на агентском рынке не видно, какую пользу стоит ждать от нового этапа развития ИИ для нашей сферы?
Несколько примеров работы с ИИ
Задача: подготовить кейс про внедрение BI-системы для решения бизнес-задач Herbalife Nutrition.
Для привлечения и удержания внимания пользователя мы решили использовать концептуальные метафоры в визуале превью кейса.
Для поиска идей использовали ChatGPT. Отобрали 3 интересных метафорических образа системы бизнес-аналитики:
- микроскоп;
- карта или система GPS;
- маяк.
Кажется, неплохо. Идём в MidJourneу, получаем такие изображения:
В публикацию забрали вариант:
Задача: рассказать клиентам о технической поддержке сайтов по модели Time&Material.
Путь поиска идей для визуала был аналогичным.
Использовали ChatGPT, отобрали 4 интересных варианта, в которых выделенную команду, работающую над проектом заказчика, можно сравнить с:
-
экипажем на судне;
-
командой врачей;
-
заказом коктейля в баре по схеме «за каждый ингредиент». Клиент платит за каждый ингредиент, который будет использован в коктейле, а также за время и навыки бармена.
Тут, конечно, с креативом получилось не столь разнообразно, но роботы друг друга поймут, и мы отдали эти тезисы в MidJourneу.
Варианты изображений:
Выбрали такой:
Нейронные сети позволяют человеку работать в разы быстрее, точнее анализировать большие данные и даже создавать уникальный контент. Как видно из реальных рабочих примеров, роль человека с появлением ИИ в маркетинге не исчезает, но видоизменяется и усложняется. Возможно, появятся новые роли, например оператор ChatGPT.
Пока реклама создаётся для человека, участие человека в её разработке необходимо.
Что ещё почитать об использовании нейросетей
- Бот ChatGPT: что это такое и как пользоваться в Россиис
- «Может, он просто стесняшка?» Копирайтеры и дизайнеры оценили контент от нейросетей
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.