Успешные коллаборации: укрепляем бренд и привлекаем новых клиентов
Какие правила важно учитывать, чтобы коллаборации были результативными и запоминающимися.
Современные реалии заставляют непрерывно искать новые способы выделиться среди конкурентов и покорять неизведанные рынки. В 2023 году главным инструментом стали коллаборации. О них и расскажет Александр Белов, трендсеттер режиссёрских мероприятий и основатель event-агентства TOBELOVE Agency.
Шаг 1. Выйти за привычные рамки
Любая коллаборация — это взаимное соглашение между компаниями с целью стратегического партнёрства. Они помогают эффективно масштабировать и усилить любой бизнес, расширить аудиторию, а также массово транслировать ценности бренда от идеолога до потребителя. Но, помимо этого, коллаборации — сильный инструмент, дающий возможность выйти за привычные границы: экспериментировать, зайти на новый неизведанный рынок, проверить себя, а иногда даже посмотреть на свой бизнес со стороны. Идеальное сотрудничество — это синергия правильных партнёров, хорошей идеи и творческого подхода.
Идет регистрация агентств-участников в рейтинги RUWARD 2024!
До 8 декабря идет этап регистрации диджитал-агентств/продакшенов в серии из 46 рейтингов узких диджитал-специализаций Руварда. Поторопитесь! =)
Важно не забывать главное правило: коллаборация — усиление ресурса. Партнёрство должно быть выгодным для всех сторон: чтобы оба бренда смогли максимизировать воздействие на аудиторию, оптимизировать расходы и получить максимальную прибыль.
Ценный опыт дают коллаборации с крупными брендами. Однажды мы делали корпоратив для виноторговой компании Simple. Сложность была в том, чтобы учесть огромное количество вводных: от руководства, от пиар-отдела и так далее. Такое многоэтапное взаимодействие заставляет выходить из зоны комфорта.
Важно было наладить процесс общения, научиться подстраиваться друг под друга, при этом не терять контроль над ситуацией, не забывая, что ты профессионал. Мы предложили установить дресс-код в стиле глэм-рок, но руководство скептически отнеслось к этой идее, ведь гостей предполагалось более 1000 человек. Мы настояли на своём: люди выглядели ярко и эффектно, тематическая одежда выделяла и одновременно подчёркивала индивидуальность каждого гостя. Глава компании открыл вечер, ворвавшись в зал верхом на мотоцикле прямо сквозь бумажный баннер с логотипом Simple! Вечер получился фееричным. В итоге совместно мы добились результата, которого точно не получили бы, работая поодиночке.
Шаг 2. Определить формат
Спецпроекты делают в офлайн- и онлайн-форматах. Вариантов сотрудничества существует бесконечное множество: от взаимного упоминания в соцсетях и проведения совместных мероприятий до масштабных pr-кампаний и выпуска продукта.
В первую очередь, любую коллаборацию стоит рассматривать как огромное поле для креатива. Это возможность создать яркий и запоминающийся инфоповод, найти новый путь взаимодействия с аудиторией, поработать с теми, кто раньше казался недоступным. Главное не бояться экспериментировать. Коллаборация позволяет посмотреть на привычные вещи в совершенно новом ракурсе и решить задачи непривычным для вас способом.
Взаимодействие с партнёрами-подрядчиками — тоже коллаборации. У меня был интересный опыт тройного сотрудничества: наше агентство делало масштабный свадебный проект, но никак не получалось найти общий язык с главным декоратором. Он не мог прочувствовать общее настроение и концепцию. И я пошёл на эксперимент: позвал на одну из локаций другого специалиста, хоть это и противоречит всем канонам рынка. Результат превзошёл мои ожидания: два абсолютно разных авторских подхода, сработав на контрасте, создали несколько уникальных пространств, в совокупности производящих потрясающий эффект.
Шаг 3. Выбрать партнёра
Коллаборации хорошо влияют на имидж и узнаваемость компании. Лучших результатов можно достичь, работая с сильным партнёром с хорошей репутацией. Он должен иметь медийный вес и релевантный образ. При этом нужно отдавать себе отчёт, что за время совместной работы вы «окрашиваетесь» в те ценности, которые транслирует партнёрский бренд. Идеальный вариант, когда у брендов-партнёров схожие принципы и философия. Это поможет им дополнять друг друга. Но иногда непохожесть и конкурентность только усиливают инфоповод, дают возможность обмена аудиторией и получения ещё большего охвата.
Полезно, когда у потенциального участника коллаборации есть опыт, которого нет у вас. Так в процессе взаимодействия вы сможете учиться друг у друга, тем самым расширяя границы ваших возможностей.
Связь с ненадёжным компаньоном способна серьёзно навредить имиджу. Поэтому к его выбору стоит подходить максимально внимательно.
Не в моих правилах говорить о ком-то за глаза, поэтому не буду называть конкретные имена. Была пара случаев, когда ко мне выходили с предложением коллаборации, и уже на первых шагах реализации я понимал, что это не сотрудничество, а полное делегирование проекта в наши руки — субподряд. Такие партнёры зачастую не имеют компетенции достаточного уровня и хотят выехать на чужих навыках и авторитете. От подобного «сотрудничества» лучше держаться подальше, тщательно изучая портфолио потенциального контрагента на ранней стадии переговоров.
Шаг 4. Разделить зоны ответственности
Главная ошибка, которую можно допустить на начальном этапе создания коллаборации — не разграничить зоны ответственности. Заранее решите, кто за что отвечает. Составьте общую смету, где будут видны все затраты: технические, маркетинговые и другие. Для получения максимума от совместной работы важны грамотное планирование и правильное распределение обязанностей.
В моей практике был случай, когда мы с потенциальным партнером не смогли поделить зоны влияния. Началось перетягивание одеяла, каждый хотел откусить себе кусок пожирнее. Это было болезненно. В итоге коллаборации так и не получилось.
Шаг 5. Научиться говорить «нет»
В любой работе важна честность, как с собой, так и с партнёром. Ещё на берегу обсудите все важные моменты: какие у вас цели, какими путями вы хотите их достигать и какую выгоду получит каждый бренд. И, если одну из сторон что-то не устраивает, или вы не уверены в своих ресурсах, лучше сказать «нет» и отказаться. Возможно, в будущем ещё будет возможность «переупаковать» идею и создать по-настоящему классный проект.
Шаг 6. Оценить результат
Ключевые метрики, по которым стоит оценивать эффективность коллаборации, это: охваты в медиа и соцсетях, количество новых клиентов, общая выручка и публикации в прессе. Не стоит забывать и об эмоциональной стороне любого проекта — реальные отзывы клиентов и вашей аудитории, настроение, которое подарила ваша совместная работа людям. Это важнее любых цифр.
Коллаборации — всегда риск. Но зачастую оправданный. Главное, внимательно подходить к сотрудничеству и вдумчиво выбирать партнеров, ценности которых близки вам и вашему бренду. Тогда от работы вы получите по-настоящему синергетический эффект.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.