Зачем продюсеру и блогеру оформлять партнёрство. И как быть, если всё пошло не так. Читайте на Cossa.ru

06 июня 2023, 12:33

Зачем продюсеру и блогеру оформлять партнёрство. И как быть, если всё пошло не так

Как составить партнёрское соглашение и разрешить спор без обращения в суд.

Популярность инфобизнеса в России растёт — по данным исследования агентства Smart Ranking и платформы GetCourse, в 2022 году выручка отрасли увеличилась на 3%, несмотря на блокировку социальных сетей. В 2023 году её ждёт ещё больший рост. Экспертов и продюсеров, которые совместно делают проекты, становится всё больше, но далеко не всегда они сотрудничают по договору.

Это большой риск, который может привести к публичному разбирательству — от него не застрахованы даже популярные блогеры.

Избежать недопонимания в работе и мирно разрешить конфликт поможет партнёрское соглашение — особая форма договора, которая подойдёт инфобизнесменам. Что это такое, рассказывает руководитель собственной юридической практики по работе с партнёрами онлайн-бизнеса и медиатор Ассоциации 4Legal Екатерина Прохорова.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Источник: Lexica

Что такое партнёрское соглашение и когда оно может понадобиться

Партнёрское соглашение — это вид договора, который регулирует отношения между участниками проекта. Этот формат пришёл в Россию из американской практики: такая форма соглашения не поименована в российском законодательстве. Однако Гражданский кодекс РФ разрешает составлять договор в свободной форме, поэтому партнёрское соглашение имеет юридическую силу.

Если коротко, партнёрское соглашение — документ, на основании которого партнёры строят взаимодействие. Его можно составить на любом этапе сотрудничества: как на старте бизнеса, так и когда проект уже устойчиво существует, а закреплённых договорённостей при этом в команде нет.

Партнёрское соглашение определяет цели развития общего проекта, зоны ответственности, сроки и порядок работы, распределение доходов, способы разрешения споров и другие детали, вплоть до определения очередности отпусков партнёров и способов коммуникации между собой. Стороны могут обращаться к такому соглашению, например, во время текущей работы, когда появляются новые задачи, в случае конфликта или когда происходит ситуация, близкая к конфликтной.

Чем рискуют блогеры, которые работают без партнёрского соглашения

Зачастую блогер и продюсер не задумываются о юридических вопросах, когда только начинают сотрудничество. Работа обычно строится на доверии и уверенности в успехе, у каждой стороны свои задачи, и зоны ответственности не пересекаются. Однако при таком формате работы они берут на себя риски:

  • конфликт из-за финансов, особенно если продюсер и блогер не обсудили свои ожидания по доле дохода;

  • потеря одним из участников проекта доступа к ресурсам проекта, к платформе, денежным средствам или команде;

  • претензии от потребителей. Ответственность будет нести сторона, на чей счёт поступает выручка от продаж;

  • каждая сторона может считать свой труд более важным, так как нет единой оценки материального и нематериального вклада;

  • снижение качества онлайн-продукта, так как все силы забирает конфликт;

  • недопонимание в других вопросах вроде того, когда один из участников может брать выходной или уйти в отпуск.

В моей практике был случай, когда создатели успешной онлайн-школы по госзакупкам решили расстаться спустя пять лет работы без партнёрского соглашения. Продюсер хотел уйти из проекта и забрать с собой команду, но ИП было оформлено на эксперта, поэтому последний в случае разрыва мог забрать себе деньги.

Я помогла сторонам вступить в переговоры. В результате продюсер и эксперт проработали вместе ещё полгода, договорились об авторских правах на курс, продюсер нашёл и обучил новую команду, а эксперт выплатил долю продюсера в 6,5 миллиона рублей.

Также партнёрское соглашение может заключаться между брендом и блогером при их взаимодействии на долгосрочной основе.

Чаще всего оно называется соглашением о сотрудничестве, но суть от этого не меняется. Если бренд выбирает амбассадора, то соотношение прав и обязанностей здесь шире, чем просто участие в рекламной кампании: зачастую компания может намеренно включать положения, которые, например, будут ограничивать инфлюенсера во взаимодействии с другими компаниями, посещении мероприятий и даже размещении контента. Поэтому партнёрское соглашение помогает определить цели и формат такого сотрудничества, а также даёт возможность прекратить его без выплаты огромных штрафов и неустоек.

Как составить партнёрское соглашение

Партнёрское соглашение можно составить самостоятельно, если участники умеют вести переговоры в нейтральной позиции. Главный плюс такого подхода — высокая степень доверия, так как над документом работают сами партнёры. Однако предприниматели не всегда способны предусмотреть разные исходы сотрудничества, например, когда появляются новые задачи, проект не «выстреливает» или партнёры решают разойтись, особенно, если проект новый.

Например, в проекте по финансовому консультированию стороны работали по партнёрскому соглашению, но совместный бизнес был оформлен на эксперта со статусом индивидуального предпринимателя. Продюсер собрал сайт и добавил на него шаблонную оферту, которая ставила онлайн-школу (следовательно, самого эксперта) в невыгодные условия. У покупателей было право потребовать полный возврат стоимости уже в конце прохождения курса. Один из клиентов воспользовался этим правом и подал в суд на эксперта. Оказалось, что в соглашении с продюсером не был отражен вопрос ответственности за работу с документами, и эксперт понёс все судебные расходы. Хотя партнёрское соглашение ранее было заключено, оно не принесло пользы, так как в нём не были учтены все необходимые нюансы.

Поэтому при составлении соглашения лучше обратиться к профессионалу. Специалист, как правило, разбивает такую работу на пять этапов.

Выявление целей и ценностей каждой стороны. В самом начале важно посмотреть на партнёрство в перспективе и понять, насколько у его участников совпадает это видение — определить это помогают индивидуальные беседы.

Обсуждение деталей. Дальше углубляются в более функциональные и технические аспекты: как стороны видят развитие бизнеса, представляют задачи и функции участников, оценивают вклад материальных и нематериальных ресурсов, какие ресурсы вкладывают. Если продюсер и блогер живут в разных странах, то стоит также обсудить юрисдикцию проекта.

Примеры вопросов, которые нужны задать при составлении партнёрского соглашения

Составление соглашения. Все выявленные детали переносят в документ с соответствующими разделами: права, обязанности, ответственность сторон, способы взаимодействия и урегулирования споров, причём стилистически стараются максимально придерживаться формулировок, зафиксированных в устном обсуждении.

Согласование договора. Когда соглашение готово, стороны перечитывают и корректируют его.

Подписание самого соглашения.

Как урегулировать конфликт даже без партнёрского соглашения

Конечно, партнёрское соглашение не является гарантией того, что конфликт не возникнет, однако в таком случае уладить его становится гораздо проще. Если же стороны не заключали никакого соглашения, то вероятность судебного разбирательства увеличивается. Однако есть способ избежать этого с помощью проведения процедуры медиации.

Медиация — это метод урегулирования конфликта с участием независимого посредника. В России этот процесс регулируется федеральным законом N 193-ФЗ. В отличие от судебного разбирательства, медиация проходит конфиденциально, что особенно важно для популярных блогеров, которые не хотят публично решать конфликты. Медиация также является более гибким инструментом: при желании в соглашение можно включить даже пункт об извинении сторон, чего, как правило, не бывает в постановлениях суда.

Медиатор в таком процессе выступает в роли судьи: он независим и беспристрастен, поэтому им не может стать юрист одной из сторон. По закону медиатором может выступать человек старше 25 лет с высшим образованием и профессиональной подготовкой по этому направлению. Причём необязательно юрист: например, в трудовых спорах медиатором может быть HR-специалист, а в семейных — психолог, если такой специалист прошёл профильную подготовку.

Медиатор также должен состоять в профильной ассоциации — такие союзы разрабатывают общие стандарты работы специалистов. Подбирать медиатора удобнее всего именно на сайтах подобных ассоциаций: там можно узнать принципы работы профессионала и определить, подходит ли он по ценностям обоим участникам конфликта, что особенно важно для удачного решения проблемного вопроса.

На сайтах профильных ассоциаций медиаторов можно выбрать как по направлениям, так и по местоположению

Для меня как медиатора, например, важно придерживаться человечного подхода: не только решить бизнес-вопросы, но и уладить конфликт с эмоциональной и психологической стороны. Как показывает практика, финансовые вопросы — это только верхушка айсберга, и если разобрать накопившиеся претензии, то участники охотнее идут на денежные уступки и даже могут продолжить сотрудничество, сохранив бизнес.

Как проходит процедура медиации

Перед началом работы медиатор знакомит стороны с правилами проведения процедуры, уточняет их возможности, время и ресурсы. Как правило, на процедуру медиации уходит 4–5 сессий. Каждый медиатор работает по своим техникам: в основном это набор специальных вопросов и профайлинг, то есть определение характера вербального и невербального поведения.

Медиатор играет важную роль в решении конфликта, но исход всё же зависит от самих сторон. Если все складывается удачно, то по результатам медиации партнёры подписывают юридически обязывающее конфиденциальное соглашение. В него вносят все те пункты, о которых договорились стороны.

Например, сейчас я выступаю медиатором между продюсером и экспертом гастрономического проекта. В начале сотрудничества они не заключили соглашение, и продюсер решил покинуть проект и забрать деньги и команду прямо перед запуском нового курса.

В ходе медиации выяснилось, что претензии связаны не с деньгами, а с несоответствиями ожиданий сторон друг от друга. Партнёры не обсудили свои роли в проекте и не зафиксировали обязанности: каждый что-то делал, а второй об этом или не знал, или рассчитывал на большее. На каждом обсуждении вскрываются новые обиды, поэтому медиация затянулась и продолжается до сих пор.

Юридический чеклист совместной работы блогера и продюсера

1. Заключить партнерское соглашение. Оно обозначит правила работы и станет опорой в сложные времена.

2. Согласовать соглашение у юриста. В отличие от шаблона договора из интернета, независимый эксперт подскажет, на что в сотрудничестве стоит обратить внимание именно в каждом конкретном случае.

3. Не подавать в суд в случае конфликта. Публичное разбирательство ударит по качеству продукта и нанесёт репутационный ущерб и эксперту, и продюсеру, а главное — совместному проекту.

4. Поэтому лучше прибегнуть к процедуре медиации. Медиатор разберётся с причинами конфликта и подготовит выгодное соглашение на конфиденциальной основе с учётом интересов каждой из сторон.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is