Стратсессия — способ потратить деньги или путь развития компании?
Что такое стратегические сессии, какими они бывают и зачем нужны.
Разбираемся в инструменте с экспертами из маркетинга и брендинга — для этого редакция «Это неТочно» поговорила с основателем маркетингового агентства «Точно.» Алексеем Кривошеиным и креативным директором агентства брендинга и дизайна GN10 Никитой Горбуновым.
Что такое стратсессия
В широком смысле, стратсессия — это процесс разработки стратегии. Она может быть маркетинговой, коммуникационной или бизнес-стратегией.
Для стратсессии нужны:
- полноценный рабочий день;
- топ-команда бизнеса;
- фасилитаторы — люди, которые умеют выстраивать общение в группе.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Для разработки каждого типа стратегии лучше приглашать экспертов-фасилитаторов. Например, для маркетинговой стратегии это будут маркетологи, которые умеют проводить стратсессии, имеют опыт и насмотренность в бизнес-моделях, каналах продаж и инструментах продвижения продуктов и бренда.
Как проходит стратсессия. Собственник рассказывает всё, что знает о продукте и клиентах — кто покупает у компании, сколько, почему. А ещё — о своих планах и целях. Например, увеличить оборот или выручку, повысить узнаваемость компании или её стоимость на рынке, чтобы потом продать бизнес. В обсуждении также участвует команда топ-менеджеров, представители производства. Маркетологи анализируют полученные данные и разрабатывают гипотезы, как воплотить всё это в жизнь.
Какими бывают стратсессии
Задача стратегической сессии в маркетинге — сформировать стратегию продвижения. Найти сильные точки продукта, понять, за что реально платит сейчас и готова платить в будущем аудитория, а также сформулировать гипотезы продвижения. На стратсессии получается находить те решения, до которых не получится дойти просто сидя в кабинетах. И сторонний маркетолог их не увидит, так как не знает бизнес изнутри так, как топ-команда.
Например, начальник отдела продаж радостно сообщает, что на днях они продали дверь за 3 млн. Это слышит начальник производства и говорит: «Я видел этот заказ — мы потратим на него минимум 3 месяца, придётся закупить дорогую уникальную фурнитуру, и то можем не успеть в срок. Мы бы за это время сделали 10 обычных дверей за 500 тысяч. И заработали бы больше, и устали бы меньше».
И это повод сделать выводы: не стараться продать дорогое и уникальное, а сделать упор на классические модели. В условиях рабочего дня такой диалог вряд ли состоится — у всех свои дела, да и рабочие места не рядом. А во время стратсессии это обычное дело.
Стратсессии активно используются и в дизайне и брендинге. Здесь основная задача — проявить смыслы и ценности компании, объединить все накопленные знания о бренде и продукте. Говоря проще, сформировать видение бренда, инструмент управления брендом.
|
|
Никита Горбунов
Креативный директор и основатель агентства GN10 |
«Мы работаем с брендингом и дизайном, но с новыми клиентами часто используем стратегические сессии и нам очень важно, чтобы на них присутствовали либо владельцы, либо руководители бизнеса. Они знают не только бренд-цели, но и стратегические цели бизнеса, маркетинговые цели, а также понимание, какие планы на бренд у компании».
Стратсессию используют не только для развития бизнеса. Она подходит и для решения вопросов внутри компании:
- понять, кого не хватает в команде;
- найти, с какими клиентами комфортнее работать;
- решить, с кем давно пора попрощаться.
А что дальше
Стратсессия для бизнеса — это не формат «поговорили и разошлись». В итоге должны появиться:
- понимание ключевой экспертизы компании — за что клиенты реально платят;
- готовые гипотезы продвижения;
- чёткое понимание, какая команда нужна под каждую гипотезу;
- наглядный расчёт расходов и предполагаемой прибыли.
Чтобы ничего не потерять, лучше всё прописывать в отдельном файле: гипотеза → ответственный за реализацию → сколько клиентов планируется привлечь → офлайн или онлайн реализация → сколько денег планируется заработать.
Клиент получает понимание сути бренда, ключевые рациональные и эмоциональные отличия от конкурентов, прописанные коды, характер и ценности бренда, а также рекомендации. То есть все те параметры бренда, которые помогают отстраиваться от конкурентов, и за что конечный покупатель будет любить бренд.
А дальше нужно внедрять рекомендации и тестировать гипотезы. Сработавшие — масштабировать, то есть вкладывать в них больше и увеличивать масштаб, а неэффективные — отключать. Это называется стратегированием. Руководит процессом и контролирует его маркетолог — штатный или на аутсорсе. У собственника не хватит на это ни сил, ни времени.
Стратсессия не даст результат, если её не внедрять, а сложить в стол и оставить всё как было. Может показаться, что после стратсессии получилось слишком много выводов, слишком много всего нового — страшно решиться на глобальные перемены и не всегда на это можно легко выделить бюджет. Но важно делать хоть что-то: запустить 2–3 гипотезы → внедрить 1–2 решения → отследить эффективность.
Даже 1–2 сработавшие гипотезы могут дать хорошую прибыль. Её можно будет использовать для масштабирования сработавших гипотез и даже на тестирование новых останется. Так, постепенно, компания выйдет на новый уровень, — без резких перемен и глобальных трат с самого начала. Хотя лучше, конечно, не бояться изменений. Ведь без новых действий не будет нового результата.
Что даёт стратсессия
Стратсессия помогает взглянуть на бизнес со стороны, а не изнутри. Так лучше видно потенциально сильные и слабые стороны. В любом случае вы найдёте точки роста компании.
Маркетинг — это направление, работа в котором начинается со стратсессии, но не заканчивается никогда. Нельзя написать маркетинговую стратегию сразу на 5–10 лет, ведь меняется ситуация на рынке, сама компания, клиенты. Стратсессия даёт толчок к развитию, а дальше нужно регулярно пересматривать стратегию и дорабатывать её. Этот процесс называется стратегированием.
На любую стратсесcию лучше сразу идти с конкретным запросом. Но даже если сформулировать его пока не получается, а потребность в росте есть, — это будет полезно. Возможно, запрос родится на самой стратсессии, и сразу найдутся варианты его решения.
|
|
Алексей Кривошеин
Сооснователь агентства «Точно.» |
«Мы делали проекты, когда собственник говорил, что ему нужен бренд, чтобы через три года продать компанию. И мы понимали, что финальная задача не просто сделать красивую картинку в моменте, а повысить стоимость компании, чтобы клиент реализовал свою бизнес-задачу».
Возможные запросы на стратсессию:
- рост дохода;
- захват рынка;
- рост ценности компании для дальнейшей продажи;
- выход на новый рынок;
- личное развитие.
Стратсессия как инструмент помогает достичь вообще любого результата — многократного роста прибыли, бешеной узнаваемости компании или такого увеличения числа клиентов, что компания перестанет с ними справляться. Первые изменения будут видны уже после 1–2 месяцев. Но на более масштабные может потребоваться 3–5 лет. Вопрос только в том, насколько собственник и топ-менеджмент готовы к таким изменениям.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.