Юмор — это серьёзно: как создавать собственные шутки и мемы для бизнес-контента
Вопрос не в том, стоит ли использовать юмор, а в том, как.
Рассказывает Дарья Балабанова, ведущий контент-менеджер ArrowMedia.
Развлекательный контент может принести поразительные результаты: он ломает барьеры, сближает и создаёт доверительные отношения между компанией и клиентом, демонстрируя, что бренд разговаривает на одном языке со своей аудиторией. При этом это отличная возможность получить бесплатные охваты за счёт виральности и пробить баннерную слепоту. Отсюда вытекает и уменьшение стоимости взаимодействия клиента с брендом. Поскольку, чем больше пользователей обращает внимание на контент/баннер/рекламу, тем больше переходят по нему и в итоге становятся клиентами. Юмор выделяет бренд среди конкурентов, провоцирует эмоции и тем самым помогает запомниться и повысить узнаваемость.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
С юмором шутки плохи: возможные риски и «техника безопасности»
Развлекательный контент несёт массу пользы для бизнеса. Но тут есть и подводные камни — одно неверное движение и накрывает волна хейта. Неуместная, несвоевременная шутка может случайно задеть и расстроить многих людей, а злить своих читателей, как правило, плохая идея. Поэтому при включении юмора в контент стоит помнить о рисках и придерживаться следующих правил.
Не шутите про опасные темы: религия, абьюз, шейминг, трагедии, сексуальные и национальные меньшинства.
-
Делайте мемы и шутки жизненными, максимально простыми и понятными.
-
Изучите свою аудиторию и её вкусы.
-
Не смейтесь над клиентами и конкурентами.
-
Принимайте решения о публикации максимально оперативно.
-
Внимательно следите за трендами, как за позитивными, так и негативными.
От теории к практике
Для создания развлекательного контента понадобятся некоторые навыки и черты. Такие как адаптивное, креативное мышление и насмотренность. К счастью, все эти скиллы можно развить. Для этого нужно много смотреть, читать, слушать и наблюдать за людьми вокруг. Учиться быстро реагировать на те или иные ситуации и успевать адаптироваться. Чувство юмора желательно, но не обязательно. Гораздо важнее понимать, что будет смешно для вашей аудитории, а что нет.
Где брать идеи?
-
Заимствовать из личного опыта своей повседневной жизни и разговоров о чужой.
-
Смотреть юмористические передачи, паблики, стендапы и мемные библиотеки (например, Memepedia).
-
Сёрфить в соцсетях.
-
Следить за новостями, инфоповодами и трендами и анализировать как можно это обыграть в комбо с вашим брендом.
-
Проводить мозговые штурмы с командой и генерить идеи.
Создаём собственные мемы
Мем — бесконтекстная единица, то есть не требующая объяснений. Чаще всего юмор в мемах настолько простой и лёгкий, что понятен всем.
Мемы бывают преднамеренными, их создают маркетологи или пользователи в надежде на виральность. Кооптированные — те, что возникли спонтанно, подхватились людьми и вируснулись. А также самозарождающиеся — созданные самими «жителями» интернета, которые завирусились (UGC — User Generated Content, пользовательский контент).
Лучше всего использовать готовый шаблон и делать адаптации из уже завирусившихся мемов, чем натужные преднамеренные. Потому что они могут остаться незамеченными или, что и того хуже, непонятыми.
Шаблоны
Двусоставные — двухчастное высказывание, состоящее из завязки и самой шутки, а картинка задаёт сюжет.
Персонажные — основанные на изображении какого-то персонажа, где визуальная составляющая выполняет функции вербальной.
Синтаксические — мемы с повторяющейся структурой текста.
Ситуативные комиксы — это мемы, которые представлены типовой схемой с меняющимися элементами.
Компаративные — мемы, основанные на сопоставлении нескольких изображений.
Шутки: как их придумывать?
Шутка, как правило, состоит из двух частей: сетап — первая часть, создающая ожидание, и панчлайн — вторая, которая отвечает за удивление и смешит. Комический эффект появляется, когда между этими двумя частями есть точка изменения — слово или действие, которое можно истолковать по-разному: мы понимаем их в одном контексте, а суть оказывается в другом. И именно это противоречие с привычным ходом дел и создаёт шутку.
Пример.
Если ты сильный, ловкий и умелый, значит сейчас дедлайн.
Пример.
— Назовите ваши сильные стороны.
— Настойчивость!
— Спасибо, мы свяжемся с вами.
— Я подожду здесь.
Приёмы построения шуток
1. Ложное противопоставление. Заключительная часть как будто противоречит началу, а на самом деле усиливает его.
Пример.
Как жаль, что вы наконец-то уходите.
Пример.
Честные не лгут, когда не надо.
Пример.
Мне обычно требуется более трёх недель, чтобы подготовить прекрасную импровизированную речь.
2. Ложное усиление. Заключительная часть по форме подтверждает первую, а по существу — опровергает.
Пример.
Люблю выходные. Можно быстро и без пробок доехать на работу.
Пример.
Бросить курить легко. Я бросала пятьдесят раз.
3. Доведение до абсурда. Эффект абсурдности достигается за счёт преувеличения или преуменьшения.
Пример.
— Много получаешь, работая маркетологом?
— Да. Три «спасибо» в день.
4. Намёк. Создаётся точно наведённая цепь ассоциаций и читатель легко докручивает намёк.
Пример.
Он перешёл все границы — и тогда ему предложили прогуляться по известному адресу.
5. Двойное истолкование или каламбур. Строится на полисемии — многозначности слов.
Пример.
Я принимаю ванну такой, какая она есть.
Пример.
Купил солнцезащитные очки. Оказались бракованными — солнце по-прежнему в опасности.
6. Ирония. Приём, когда говорим прямо противоположное тому, что думаем.
Пример.
Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.
Пример.
А может, тебе ещё дать ключ от квартиры, где деньги лежат?
7. Сравнение по отдалённому или обратному признаку.
Пример.
Хороший продающий текст, как женская юбка: достаточно короткий, но закрывает главное.
Пример.
Закон как столб: преступить нельзя, а обойти можно.
8. Парадокс.
Пример.
Я слышал много клеветы в ваш адрес, и у меня не осталось сомнений в том, что вы прекрасный человек.
Согласно отчёту Oracle, 91% пользователей во всем мире отдают предпочтение забавным и весёлым брендам. Но при этом 95% лидеров бизнеса остерегаются использовать юмор в коммуникации с клиентами. А зря. При грамотном использовании, юмор — мощнейший инструмент продвижения. Постоянное удержание допустимого уровня развлекательного контента поможет обратить на себя внимание аудитории и поддерживать этот интерес в дальнейшем. Однако, стоит помнить, что один и тот же подход не работает для каждого бренда или для каждой аудитории.
Мы надеемся, что наши советы помогут вам создавать отличные шутки и мемы. А ваши клиенты будут совершать покупки с той же лёгкостью и беззаботным настроением, с которым читают ваши тексты.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.