Что стоит предусмотреть до и во время съёмок рекламного контента
Бриф и креатив.
Какие нюансы стоит учесть на этапе подготовки к съёмкам и непосредственно во время записи роликов, рассказывает основатель агентства THE Fam, съёмочный продюсер фото- и видеопроектов Эльвира Амирова.
Этап брифинга: берём максимум информации от клиента
В съёмках, как и любой другой креативной работе на заказ, всё начинается с брифа. На этом этапе важно активное участие клиента, который знает свой продукт лучше всех. Но далеко не всегда заказчик готов подробно заполнять бриф. К тому же, поскольку он давно погружён в продукт, какие-то важные для продакшна вещи ему могут казаться очевидными.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Совет: не отправляйте безжизненную табличку. Чтобы коммуникация получилась эффективной, запланируйте серию интервью и задайте вопросы простыми словами. Лучше, если они будут открытыми — так ответы выйдут более развёрнутыми и информативными. А вот для себя завести файл в Notion или Excel нужно с самого первого этапа. Она поможет структурировать взаимодействие с командой и клиентом.
Обязательно на этом этапе обсудите с заказчиком три момента.
Цель контента. Тут поможет вопрос: «Какого именно действия я жду от зрителя после просмотра?» Например, одним может быть важно визуально заявить продукт, чтобы зрители запомнили обновлённую упаковку, а другим — добиться установок мобильного приложения и переходов на сайт.
Маркетинговые каналы распространения. Где именно будет использоваться контент: на телевидении и в ролл-апах Youtube или в Shorts и Reels? Это влияет на форматы, задачи, тип и объём контента.
Бюджет. От вилки инвестиций в создание контента зависит уровень продакшена, технические особенности производства, состав команды и объём материала на выходе. Бюджет лучше обсуждать в связке с дедлайном. Это поможет понять, реалистично ли воплощение желаний клиента в жизнь и интересно ли агентству браться за этот проект.
Этап раскадровок и скетчей: четыре вводных для «огурцов»
Бриф заполнен, концепция согласована — время готовить скетчи для фото или раскадровку для видео. Часто такие рисунки называют «огурцами», что характеризует схематический стиль изображений. Чтобы художник справился с задачей, ему нужен подробный бриф.
Совет. В задании по каждому скетчу или кадру обязательно прописывайте следующие моменты:
-
крупность кадра (общий, средний или крупный);
-
количество и персоналии героев, а также их позы;
-
обязательный реквизит (например, продукт в кадре);
-
эмоции героев.
Результат, который можно идти согласовывать с клиентом, выглядит так:
Организация съёмки: свет, цвет и акула из IKEA
После согласования концепта с клиентом можно начинать прорабатывать организационные составляющие: подбор локации, команды, оборудования, реквизита, составление отдельных брифов для каждого члена съёмочной группы.
При этом бриф должен быть подробным описанием задачи: с визуальными примерами, списком необходимого, таймингом проекта. Например, в брифе для сет-стилиста проекта «Большая забота — самым маленьким!», который совместно делали Cosmopolitan и Pampers, были примеры прошлых работ в рамках кампании и пожелания клиента для нового сеттинга и цвета, а также ограничения по бюджету.
В результате удалось достаточно точно попасть в пожелания клиента с первого раза, подготовив предложения по локации, наполнению её реквизитом, стилистикой главных героев. Сравните варианты из подачи с итоговым выходом в формате видео и с фотографиями, которые использовались в статье.
Совет. Отдельное внимание уделите брифингу по свету. Правильно выстроенный свет — 50% успеха и значительное ускорение работы на этапе постпродакшена. Подбирайте со специалистами световое оборудование перед съёмкой по согласованному референсу.
Отдельно про деньги, сроки и права
Начну с совета. Сразу после изучения клиентского брифа, подсчёта бюджета и согласования даты съёмки начинайте процесс подписания договоров, потому что за время подготовки цены могут вырасти, артист стать более известным и повысить гонорар или, когда ниша достаточно узкая, его могут перехватить конкуренты.
Если не обговорить все детали и не зафиксировать их, стоимость производства может поменяться уже после согласования бюджета с клиентом. Также в договоре пропишите количество правок. Например, три раунда входят в стоимость, а остальное считается от количества правок, их сложности и объёма в часах.
Нюанс про права и их передачу. От объёма прав серьёзно зависит стоимость проекта для продакшена. Например, в зависимости от сроков и объёма прав на работы, которые нужны клиенту, гонорар фотографа может вырасти в разы (вводные должны быть указаны в брифе фотографа). Уже после подписания всех бумаг клиент может рассказать про то, что будет работать с селебрити только на эксклюзивных началах, а также «заблокирует» для него смежные категории на полгода или год. Права могут передаваться только на размещение на ТВ или в интернете, а могут и на все каналы коммуникации сразу. Если это не прописать заранее, можно попасть в неприятную ситуацию.
Продакшен: строго придерживаемся тайминга и не забываем про обед
Помимо съёмочного времени на месте всегда стоит учитывать простой: время сбора, возможные опоздания актеров, грим, переезды от локации к локации и дорожные пробки, установку оборудования и тест света, если это съёмка в студии и так далее. Вот некоторые из временных затрат в цифрах:
-
30 минут на кофе с утра, раскачку и опоздания;
-
2 часа на монтаж оборудования, выставление света и тест;
-
1,5 часа на грим и костюм для героини и час для героя;
-
30 минут на съёмку одного человека в кадре. Время увеличивается, если несколько героев или совместные кадры;
-
полчаса или час на обеденный перерыв (почему он нужен обязательно, расскажу дальше).
Во время съёмки ролика для ведущей международной конференции про образование и новые технологии EdCrunch нужно было успеть за один день сделать все сцены в разных локациях Москвы. Для перемещения арендовали минивен только для съёмочной группы, а каждый актёр ожидал на своей съёмочной точке. Мы специально выбрали заранее такой же день недели и время, чтобы точнее предсказать ситуацию на дороге и просчитать логистику. В итоге на съёмке всё сработало с минимальными отклонениями.
Совет 1. Чтобы строго придерживаться тайминга, помимо стандартного вызывного листа для съёмочной группы сделайте более подобную таблицу, в которую также включите съёмочный тайминг и подробное описание, как добраться до локации на машине, своим ходом, что с парковкой. Кроме того, отдельно распечатайте скетчи, раскадровки и референсы, брифы гримеров и стилистов.
Совет 2. Когда за съёмочный день нужно снять много героев, можно запараллелить процессы, наняв несколько визажистов, стилистов, ассистентов. Если в кадре должны быть свежеприготовленные блюда, их могут параллельно готовить несколько поваров и фуд-стилистов.
Совет 3. Чтобы тайминг соблюдался, каждый должен заниматься своим делом и быть спокоен. Залог успешной съёмки — это не только довольный клиент, но и хорошее состояние членов команды. Многие из них проводят на съёмках много дней подряд и для них «снэковая диета» с перекусами на ходу — не выход. Поэтому в тайминге всегда закладывайте время (и в смете — средства) на полноценное горячее питание группы.
И последнее: не стоит недооценивать важность опыта
В съёмках важна интуиция или, если давать ей более рациональное определение, съёмочный опыт. Когда ты понимаешь, что вот этот кадр нужно переснять, хотя клиенту и без него всё понравилось, или доснять, хотя не планировалось. Часто именно этот случайный материал используется в финальном монтаже. Например, в коллаборации Kellogg’s и Cosmopolitan не планировалась макросъёмка продукции, но именно эти кадры увидела аудитория.
Опыт также добавляет спокойствия во время съёмок. Многие вещи, которые в процессе пошли не по плану, могут быть решены быстро и не скажутся на результате. И если на стадии препродакшена есть время на правки, то во время съёмки часто нет возможности долго обдумывать решения — их нужно принимать здесь и сейчас.
Героиня одного видеоролика должна была тестировать продукт бренда на флайборде. Блогер вставала на доску впервые, и, хотя нас заверили, что у 99% новичков получается сразу же, у селебрити ничего не вышло. Нужно было торопиться с решением — что мы делаем дальше, так как солнце начало заходить, что повлияло бы на свет и цвет кадров. В съёмочной группе под типаж героини подходили два человека — я и представитель клиента, которая вызвалась попробовать и с первого раза встала на борд.
Финальный совет. Хотя опыт — вещь нарабатываемая и не всегда осязаемая, не стоит его обесценивать. Постарайтесь сделать так, чтобы на ключевых ролях на этапе продакшена были люди с опытом. Это будет гарантом вашего спокойствия и основой проекта.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.