Рынок специалистов ивент-индустрии: как добиться успеха выходцу из смежной сферы
Что мир ивентов нам готовит.
Тектонические сдвиги последних лет значительно перетрясли ивент-индустрию, в том числе и рынок труда. Событийщики испытали на себе социально-экономические последствия коронакризиса и столкнулись с отъездом классных специалистов за границу. Очевидные признаки указывают на процесс смены поколений: шанс в индустрии получают специалисты, которым есть что доказывать.
Пока одни только запускают карьеры, другие принимают ответственность на руководящих позициях, чтобы продуктивно использовать опыт последних лет. Александр Долгов, управляющий партнёр event-агентства prostorcrew, расскажет о ситуации на рынке труда в креативной индустрии.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Кто востребован в ивент-индустрии сейчас
Всегда востребован персонал в сфере работы с клиентами — account-менеджеры или senior account-менеджеры. Это очень ответственные позиции, которые напрямую влияют на бизнес, поэтому профессионалов здесь подбирают очень тщательно.
Глобальная задача account-менеджеров — обеспечить успешную реализацию мероприятий и создать положительный опыт для всех участников сделки. Базовая обязанность — коммуникация с клиентами, но, в зависимости от компаний, функции таких сотрудников могут быть шире: это и координация различных аспектов мероприятий, и финансовый контроль смет, а ещё оценка и ревью результатов работы.
Начальная зарплата таких специалистов может составлять 40–60 тысяч рублей, опытные и квалифицированные специалисты зарабатывают от 80 тысяч. В Москве эта сумма традиционно выше. Актуальную гонорарную вилку можно проверить на HH: там в разделе «Маркетинг, реклама и PR» есть возможность выбрать подраздел event-менеджер.
Самая дефицитная позиция на рынке ивент-индустрии, на мой взгляд, — креативный директор. Проблема с ними в том, что кандидаты на эту должность зачастую приукрашивают вовлечённость в проекты. Когда мы встречаемся с ними и задаём вопросы, просим назвать сильные и слабые стороны, любимые и нелюбимые задачи, зачастую выясняется, что человек придумал всего лишь пару активаций в рамках проекта, который делали совсем другие люди.
Задача креативного директора — возглавлять творческий процесс, причём не просто на уровне проведения питчинга, но и на уровне менторства, то есть нужно мотивировать команду думать в особенном ключе, обладать специальными практиками и подавать пример коллегам.
Поскольку это уже управленческая должность, то и уровень заработной платы здесь выше. Диапазон гонораров весьма широкий, многое зависит от масштабов бизнеса и опыта сотрудника. Нижний порог стоит оценить в 80 тысяч рублей, верхняя планка — от 200 тысяч и выше.
На что смотрит работодатель при отборе сотрудников
Может показаться, что индустрию потрепало, а грамотных людей много и они сидят без работы. Но когда ты внимательно шерстишь рынок, то сталкиваешься с двумя трудностями.
Во-первых, большой рынок фрилансеров. Это удобно, когда тебе нужно собрать команду на проект, но для бизнеса это не вариант для развития в долгую перспективу. Исходя из моего опыта, у фриланс-сотрудников нет такой же привязанности к компаниям, как у штатного персонала. Они легко меняют проекты и вполне могут совмещать работу в конкурирующих фирмах, что может сказываться на показателях бизнеса. И если бизнес смотрит на проекты как на ступени развития в целом, то для фрилансеров проекты зачастую вполне законченная личная история.
Во-вторых, высокий уровень запросов. За опыт всего в 1–2 года кандидаты просят 250–300 тысяч рублей, причём на стартовых позициях менеджеров по работе с клиентами. Проект-менеджер запросил 180–200 тысяч в месяц. В основном такие зарплаты могут быть, если у специалиста есть навык продюсера и он умеет работать самостоятельно. И, конечно, имеет довольно большой рабочий бэкграунд с крупными компаниями и брендами.
Чтобы кандидаты понимали примерные требования к навыкам, я хочу сравнить портреты идеального работника ивент-сферы тогда и сейчас. Если вспоминать ивентеров конца 2000-х, то все буквально жили работой. Она была однозначно на первом месте и центром вселенной. Это накладывалось на молодость, потому что от всех активностей ты получаешь кайф: куча мероприятий и новых полезных знакомств, ты ходишь на вечеринки, варишься в процессах и ощущаешь ответственность за серьёзные проекты. Мы отдыхали короткими промежутками.
Сейчас тенденция изменилась. Раньше в наших запросах был пунктик о коммуникации с клиентом в режиме 24/7. Но эйчары объяснили, что так писать уже нельзя.
Появилось понятие work and life balance, и в этом, кстати, огромная заслуга фрилансеров, которые изменили рынок трудовых отношений.
Грубо говоря, ты сделал один-два проекта и взял паузу: можешь наслаждаться миром, путешествовать. Потом сделал проект и снова отдыхать. Мы уважаем и такой подход, но это не мой стиль работы. Он мешает амбициям раскрыться, притупляет желание построить собственный бизнес. А это важно: многие специалисты нашего поколения ивентеров открыли собственное дело или заняли руководящие посты.
Если резюмировать картину с собеседований, то современным специалистам важно работать по графику, иметь возможность делать это удалённо, хочется совмещать интересную жизнь с работой. Такой портрет идеального сотрудника видит и кандидат, и, возможно, современный мир. Но если же лично я опишу этот портрет, он будет близок к тому, что я писал про ивентеров нулевых. В любом случае, мы принимаем новые правила игры.
Самый важный софт-скилл в индустрии — целеустремленность, которая открывает возможности для роста и перспектив.
Всегда ценю тех, кто уходит, чтобы открыть что-то своё, со своими правилами игры и собственным видением ситуации. И для нашей индустрии это нормальное явление по мере обогащения нетворкинга, личных связей. Карьера, амбициозность, желание добиться признания — без этого сложно быть идеальным сотрудником.
Как добиться успеха в ивент-бизнесе человеку из смежной профессии
Специалистам творческих специальностей, в том числе в области медиа и рекламы, не нужно прилагать огромное количество усилий, чтобы перепрофилироваться.
Во-первых, потому что опытные пиарщики, редакторы или копирайтеры так или иначе связаны с коммуникацией, и с опытом нарабатывают базу контактов, которая вполне может трансформироваться в клиентскую. А нетворкинг помогает быстрее адаптироваться в новой среде.
Во-вторых, потому что творческие специалисты обладают креативным мышлением, которое жизненно необходимо на питчингах и при организации ивентов. В-третьих, уважающие себя креаторы следят за трендами в медиаиндустрии, а понимание трендов поможет говорить с коллегами по ивент-индустрии на одном языке.
При этом ивент-индустрия требует специфических знаний и навыков, которые необходимо получить и развить: например, понимание нормативных баз, технической специфики площадок, особенностей работы с клиентами и брифами. Поэтому любой практический опыт критически важен, и вашим преимуществом будет дополнительное профессиональное образование или прохождение стажировки в ивент-компании.
Сравнительный анализ специалистов: кто и какие позиции занимает в ивент-индустрии
Сначала обратимся к статистике рынка труда: впервые с февраля 2022 года она выглядит вдохновляющей для специалистов ивент-сферы. По данным HH, к апрелю 2023 в сегменте маркетинга, PR и рекламы количество вакансий резко возросло (на 42% по сравнению с предыдущим годом). Позитивные цифры с учётом того, что по большей части 2022 года динамика была негативной. Это значит, что рынок труда постепенно приходит в себя на фоне недавних потрясений, а новые вакансии открываются.
Кто занимает эти позиции? Ставки в ивент-индустрии, как правило, слишком высоки, чтобы люди без опыта работы в подобном бизнесе сразу привлекались в большие проекты. Работодателям интересны кандидаты с подробными портфолио и большими историями, которые уже участвовали в организации событий и могут поделиться опытом.
Если говорить о бывших студентах, то преимущество на собеседованиях получают именно те выпускники ВУЗов, которые уже участвовали в креативах в качестве стажёров или волонтёров. Знание рынка подрядчиков, расчётливость в работе с бюджетами и сметами, понимание специфики планировки пространств и организации мероприятий исходя из тех или иных задач — это ключевые навыки, которые приходят именно в процессе работы. Однако по моей оценке всего около 15% вакансий в ивент-индустрии готовы предоставить новичкам.
В целом рынок специалистов в ивент-индустрии отзеркаливает общую ситуацию на рынке труда и во многом зависит от общественной и экономической обстановки в стране. Но самые трудные времена для отрасли, к счастью, остались в прошлом: наступает новое время, которое будут двигать новые специалисты. Самое время занять свободные ниши.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.