Когда сталкиваются таланты: разруливаем конфликты в творческом коллективе
Как обуздать хаос и договориться обо всём без потерь.
В креативном бизнесе конфликты чаще всего возникают из-за различия во вкусах, стиле работы, понимании того, что такое «красиво» и «креативно», а что нет. При этом дискуссии на этот счёт возникают не только у дизайнеров и художников, но и у талантливых программистов, пиарщиков, продюсеров и других специалистов, чья работа связана с творчеством. Эксперт по построению бизнес-партнёрств, автор технологии «Партнёрская сессия» Дмитрий Гриц рассказал, в чём особенности конфликтов в креативной среде и как их разрешать.
Конфликт как проект: почему в креативном бизнесе нельзя закрывать глаза на разногласия?
У людей, склонных к творчеству, придумыванию и реализации новых идей, к поиску нестандартных решений, особенно сильно развита эмоциональность, эмпатия, умение наблюдать за другими. Если в креативном коллективе часто возникают конфликты, то это грозит не только снижением продуктивности у сотрудников, но и увольнением ключевых экспертов или вовсе распадом бизнеса. Поэтому ко всем конфликтам нужно подходить как к проекту, цель которого — разрешить спорную ситуацию и предотвратить подобные случаи.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Основная особенность конфликта в креативной индустрии заключается в том, что достаточно тяжело оценить работу объективно. Большинство дискуссий возникают из-за того, что у всех творческих сотрудников разное представление об идеальном результате. Дизайн, текст или музыкальный трек трудно оценить рационально, опираясь на факты. В маркетинге же, например, есть data-driven решения (основанные на данных) и можно опереться на конкретные цифры. Определённо, есть тренды, в которые нужно «попасть», но они не постоянны и также не подлежат объективной оценке. Более того, творческий конфликт — это прежде всего личностный конфликт. У всех людей разный опыт, мировоззрение, видение — всё это отражается на работе.
Разные уровни — разные конфликты
На каждом уровне рабочих отношений свои особенности конфликта и пути его решения. Например, между владельцами конфликт может касаться стратегических вопросов, между продюсером и экспертом/артистом — следует ли запускать определённый проект, между рядовыми сотрудниками — рутинных задач. Разберём наиболее часто встречающиеся уровни конфликтов.
Партнёр vs Партнёр
Столкновение двух творческих умов порой может привести к развалу бизнеса.
Если конфликт разразился на уровне совладельцев, то зачастую без привлечения медиатора его трудно разрешить, особенно если в компании нет привычки обсуждать все разногласия и недовольства. Более того, ссоры партнёров могут сильно повлиять на дальнейший успех компании (или его отсутствие).
Два основных конфликта на этом уровне: деньги vs креатив и деньги vs интеллектуальная собственность.
В первом случае противостояние, например, может случиться между продюсером и певцом. Продюсер настаивает на том, что нужно выпустить определённый трек или записать его в коллаборации с другим артистом, а музыкант не согласен: по его мнению, предложенная песня не входит в концепцию лейбла. Второй же конфликт может касаться такого юридического вопроса, как право интеллектуальной собственности.
«Кому принадлежат совместно реализованные кейсы?» и «Кому они будут принадлежать после распада партнёрства?» — основные вопросы, которые стоит обсудить заранее.
К конфликтам такого уровня совершенно точно нужно подходить как к отдельному проекту. Если ситуация пока ещё не переросла в открытый конфликт, то разногласия можно разрешить на «партнёрской сессии», которую можно провести самостоятельно или же привлечь стороннего модератора. Такой эксперт занимает нейтральную позицию по отношению к партнёрам и проводит их по специальной методологии создания договорённостей. Если дело дошло до открытого конфликта, в который обе стороны уперлись и не могут двинуться дальше, в таком случае нужен профессиональный медиатор, который с помощью специальных техник поможет партнёрам прийти к консенсусу.
Руководитель vs сотрудник
Налаженная открытая коммуникация между руководством и подчинёнными — ключ к свежим идеям, нестандартным решениям. Чтобы её поддерживать, необходимо решить, как проходит процесс обсуждения идей и как они критикуются. Например, публичное осуждение проекта может не понравиться сотруднику, который за него отвечает — это может его демотивировать. В любой креативной компании, агентстве важно, чтобы сотрудники транслировали свои идеи открыто, не боялись осуждения. Именно поэтому руководителям следует создать доверительную атмосферу.
Если сотрудник работает на аутсорсе, то в этом случае стоит договориться о том, насколько стабильно его вовлечение в проект, может ли он работать на стороннего заказчика.
Сотрудник vs Сотрудник
Формировать команду необходимо так, чтобы был только один «источник» творческой идеи в каждом проекте.
Например, в коммуникационном агентстве за каждым проектом закреплен ведущий PR-менеджер, который отвечает за финальное решение. При этом от клиента к клиенту такой сотрудник может меняться. Таким образом распределяется нагрузка.
Если два сотрудника не могут договориться, например, чья дизайн-концепция лучше, то такой конфликт можно решить следующим образом. Провести внутреннюю защиту проекта перед руководством или всей командой: каждый питчит свою идею, а потом коллективно определяется наилучший вариант. Альтернатива — дать выбрать клиенту.
Причины конфликтов и их решение
Слабо разделены роли и зоны ответственности. Когда в команде все отвечают за креатив, договориться о финальном решении особенно тяжело. Конфликты часто возникают, если роли не поделены или же это сделано размыто. Также происходят разногласия, когда сотрудники взаимозаменяемы по экспертизе. К примеру, у режиссёра и продюсера будет меньше конфликтов, чем у двух режиссёров или режиссёра и драматурга.
Не решено, кто принимает финальное решение по креативной концепции. В творческом союзе, в котором только один «носитель» творческой идеи, конфликты будут случаться гораздо реже, чем там, где несколько людей отвечают за концепцию.
Идеальное креативное партнёрство — когда один совладелец отвечает за креатив, а другой — за финансовую составляющую.
Индивидуальность каждого партнёра. У каждого человека в творческой индустрии есть уникальный способ работы, свои ритуалы, предпочтения и запреты. Например, в одном бюро ландшафтного дизайна один из сооснователей упомянул слово «дедлайн», другой говорит, что он ненавидит это понятие. «Дедлайны созданы для коммерции, а у меня — творчество, у него не может быть дедлайна, поэтому мы сдадим проект тогда, когда он будет готов».
Проект сдавать всё же надо, поэтому партнёры договорились о «редлайнах» (срок сдачи проекта внутри компании), предварительных точках, принципе — результат должен понравиться клиенту.
В креативном бизнесе во многих случаях сотрудники не сфокусированы на бизнес-задачах или же уделяют им чуть меньше времени и внимания, чем творческой реализации. Поэтому и работа в офисе с 9 утра до 18 вечера вдохновляет не всех креативных сотрудников. Найти баланс между свободой и дисциплиной может помочь такая договорённость: встречаться в офисе хотя бы один раз в неделю, чтобы обсуждать текущий статус проектов и решать спорные моменты.
Документы творческих людей
Любые договорённости на словах — это отсутствие договорённостей, именно поэтому их важно оформлять в письменном виде. Партнёрам необходимо «партнёрское соглашение», а сотрудникам — корпоративный договор.
Творческим людям также помогают протоколы. Например, партнёры или сотрудники могут написать самим себе письмо в будущее о том, почему каждый из них ценит второго партнёра или коллегу, за что ему благодарен и что было уже достигнуто в этом креативном тандеме.
К нему можно обратиться, когда назреет конфликт или разногласие. Такой протокол поможет партнёрам вернуться к созидательному настрою и к общим ценностям. Со временем это письмо можно дополнять и снова запечатывать. Такой инструмент в творческом союзе предложил использовать продюсер артисту, сказав:
«Сейчас ты уже востребованный исполнитель, но со временем тебе покажется, что ты всего добился сам, без моей помощи. Тебе будет казаться, что ты — звезда, и я тебе больше не нужен. Пока это не наступило — напиши письмо сам себе, описав, за что ты мне благодарен».
Таким образом, при первом проявлении популярности артист читает этот документ и осознаёт, что его слава — заслуга целой команды.
Любой конфликт — это точка роста для партнёров и для сотрудников. Творческий бизнес — не исключение. Чтобы безболезненно разрешить разногласие, необходимо чётко распределить роли внутри коллектива и договориться, как ведётся работа.
Что ещё почитать по теме
- Управляемый хаос: выстраиваем работу креативных команд
- Креатив в безумные времена. Интервью Романа Шалимова, основателя Dreams&Fears
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.