Kolenka продакшен: когда от подхода «снимаю видео сам» лучше отказаться
Ок, бюджета нет, идеи есть. Но всегда ли можно снять и смонтировать видеоконтент самостоятельно?
Сейчас у каждого в кармане есть смартфон, с помощью которого можно снять видео, добавить/убрать звук, сделать цветокоррекцию и монтаж. Можно даже поставить галочку «сделать киношную картинку», и вот уже фон размыт, а на видео наложены фильтры. Вопрос: зачем тратиться на видеопродакшен для бизнеса, если снять и смонтировать видео можно самому?
Ответ: в большинстве случаев хватит самостоятельной съёмки, но есть 6 ситуаций, когда она может привести к серьёзным проблемам. О них и расскажет Анна Хлебникова, руководитель проекта VIDEOSET-INSTA.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Вы и так загружены делами
Предприниматель всегда занят. Не бывает такого, что все задачи в бизнесе вдруг оказались выполнены, а все вопросы решены.
Но одно дело, когда у вас есть возможность выделить время, чтобы снять и смонтировать видео самому. И совсем другое — когда это ставит под угрозу более важные вопросы, включая работу с клиентами. Или когда вам приходится отказываться от выходных и работать до позднего вечера, чтобы снять очередное видео. А ещё — когда выпуск роликов становится нерегулярным (это вредит и охватам, и продвижению), потому что вы не знаете, когда сможете выкроить время, а уже отснятый материал неделями ждёт монтажа.
То, на что у вас уходит много времени, — подготовка места съёмки, работа со звуком, монтаж и прочее, специалисты сделают в несколько раз быстрее. Если вы уже перегружены, отдайте работу с видеоконтентом им, так вы освободите время для более важных дел.
«А блогеры и знаменитости? Они снимают по десять рилс в день и ничего, всё успевают».
Да, но, во-первых, соцсети — это источник дохода для блогеров и совершенно логично, что они уделяют внимание именно видео. А во-вторых, над роликами знаменитостей, будто бы снятыми на коленке, работает целая команда, просто это не бросается в глаза.
У вас нет опыта в съёмке и монтаже
В этом случае вы будете допускать ошибки — как каждый из нас в новой для себя сфере.
Недостаток знаний и опыта ведёт к типичным проблемам, когда неспециалист снимает видео сам: некрасивые тени на лице, неудачный ракурс, плоский фон, звук, словно из бочки, эхо, перепады громкости, неестественный цвет кожи, рваный монтаж и так далее.
Вот лишь один пример, как делать не надо: яркий свет, некрасивые тени, из-за неправильного освещения лицо кажется плоским.
Чтобы исправить ситуацию, не покупая специальное оборудование, достаточно закрыть яркую лампу бумагой или белой тканью.
Ваши первые самостоятельные видео неизбежно станут «учебными», это нормально. Если вы готовы к этому, если намерены учиться и оттачивать навыки в сфере съёмок и монтажа — отлично! Я гарантирую, что со временем, перенимая чужой опыт и исправляя ошибки, вы будете снимать всё лучше и лучше. Но если вам нужны качественные классные видео прямо сейчас, если обучение съёмке и монтажу для вас не в радость, делегируйте работу с видеоконтентом.
Здесь есть золотая середина: короткие ролики для соцсетей снимать самому и понемногу оттачивать навыки, а важные для продаж видео (например, проморолики, видеовизитки и так далее) заказывать у профессионалов.
Час вашей работы стоит дорого
Если так, его лучше потратить именно на работу, согласны?
Приведу пример. Час готового обучающего контента при съёмках в Москве стоит ориентировочно от 40 тысяч рублей. Это шесть уроков по 10 минут. Или 30 рилс. В студии вы потратите на съёмки примерно 3 часа (зависит от того, сколько дублей понадобится) и 40 тысяч рублей. Всю остальную работу выполнят специалисты, и у вас будет контент профессионального уровня.
Если вы уже снимали видео сами, посчитайте примерно, сколько времени вам нужно, чтобы выставить кадр, настроить освещение, подготовить оборудование, снять ролик и сделать монтаж так, чтобы итоговый вариант вас устроил.
Если у вас такого опыта нет, озвучу средние цифры: неспециалисты тратят около 10–12 часов, чтобы получить час готового контента. Много времени уходит на подготовку места съёмок, макияж (в базовом варианте он нужен и мужчинам — скрыть недостатки, убрать жирный блеск и так далее). Ещё больше на то, чтобы выровнять цвет кожи на этапе цветокора, улучшить звук, сделать монтаж. Если нужно добавить графику: титры, плашки в корпоративных цветах, красивую инфографику, — закладывайте ещё час-два.
Сколько стоит час вашего рабочего времени? Посчитайте сами.
Вы редко смотрите чужие видео
Насмотренность очень важна: она помогает находить удачные решения, начиная с тематики видео, оформления канала и заканчивая техническими деталями: выбором переходов между сценами, перебивок, цветовой гаммы и так далее. Если вы редко тратите время на чужие видео, насмотренности просто неоткуда взяться.
Казалось бы, что сложного? Поставил камеру, сел за стол и снимай! Но когда доходит до дела, я слышу много вопросов.
-
Как подавать материал? Я часто руками машу, это нормально?
-
План брать крупный или от груди? Или надо уместиться в кадре целиком?
-
Скучно смотреть, когда в кадре только я. А что добавить, чтобы разнообразить видеоряд, не понимаю.
-
Для публикации надо обложку придумать, чтобы как можно больше людей заинтересовались и включили мое видео. А что там должно быть, на этой обложке?
-
Мне обязательно сниматься в видео самому или можно только голос записать, а на фон закинуть какую-нибудь презентацию?
-
Нужно корпоративные цвета включать в одежду, чтобы подчеркнуть связь с нашим брендом? Мне просто не идёт синий.
Такие вопросы — от недостатка насмотренности. И совершенно нормально задаваться ими, если вы только начали знакомиться с миром видеоконтента.
В вопросе насмотренности экспертов и предпринимателей легко обходят школьники, которые целыми днями сидят в ТикТоке и на Ютубе, а также блогеры, для которых соцсети — основной источник заработка. Поэтому отбросьте мысли вроде «вот школьники снимают и набирают сотни тысяч подписчиков»: у них совсем другой контент, гораздо больше свободного времени и высокий уровень насмотренности.
Вы предлагаете продукт премиум-класса
Такие продукты нуждаются в соответствующей упаковке. Непрофессиональная съемка совершенно не вяжется с дорогими продуктами и вызывает ощущение обмана.
Вот пример: крупная онлайн-школа запускает курсы, где преподают звезды. Зрители видят шикарную рекламу, слышат громкие имена и ожидают, что съёмка будет на высоте. Но, придя на вебинар, видят совсем другое: неподходящий ракурс, плохое освещение, не лучшее качество картинки. Возникает диссонанс.
Рекламу товаров люксовых брендов не снимают на дешёвый смартфон. Дорогие обучающие программы от звёзд не записывают на бюджетную веб-камеру в зуме.
Вы ненавидите снимать и монтировать
… но вам нужно много видео: для курсов, продвижения, продаж.
Любую рутину, которую вы ненавидите, лучше делегировать. Я, например, терпеть не могу работу, связанную с финансовой отчётностью и оформлением документов. Как предприниматель я умею её делать, но отлично понимаю — специалист справится намного быстрее и лучше (а ещё без ошибок). И я очень благодарна людям, которые освобождают меня от этой бумажной рутины.
Если съёмка и монтаж видео превращаются в огромный стресс для вас — делегируйте, пусть этим займётся кто-то другой. Потому что чем больше такой рутины в работе, тем быстрее мы выгораем. А выгорание руководителя ставит под угрозу выживание его бизнеса.
Снимать видео самому, если для вас это в радость и если хватает свободного времени, можно и нужно! Но если видео нужны для продвижения бизнеса, а вы их делать не умеете, не хотите и не любите, — делегируйте, как и любую задачу, где важен профессионализм. Поберегите свои силы и время.
Что ещё почитать о нюансах продакшена и съёмок
- Продакшен в бизнесе: делать самостоятельно или обратиться к агентству
- Как сократить расходы на рекламные ролики, повысив их эффективность: антикризисная модель продакшена
- Кейс «Куфара»: как снять эффективный промо-ролик для рекламы нового сервиса в Беларуси
- Профессия в рекламе: дизайнер тритментов
- Как создавать видеоролики, которые будут работать на ваш личный бренд
- Видео в технике stop motion: как это делается, сколько стоит и как работает в связке с маркетингом
- Видеопродакшен для онлайн-школы: как впятером записать 40 интервью за 3 месяца и не сдохнуть
- Что стоит предусмотреть до и во время съёмок рекламного контента
- 10 лайфхаков по домашней съёмке видео для брендов
- Съёмка корпоративного фильма: как сделать качественное видео с правильным позиционированием
- Вот это поворот! Как мы снимали видеоролики для KIA Motors
- Как составить ТЗ на видеопродакшен, чтобы получить онлайн-курс вашей мечты
- 20 млн $ за четыре минуты видео. Сколько должен стоить рекламный ролик?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.