Успешная карьера в рекламной индустрии: как начать и построить. Читайте на Cossa.ru

21 сентября 2023, 14:45

Успешная карьера в рекламной индустрии: как начать и построить

Выбрать роль и воплотить мечту.

Бренды и их коммуникация окружают нас со всех сторон — от йогуртов на завтрак до вашей подушки. По какой-то причине вы их купили — и эту причину знают люди, работающие в рекламе. Кто они?

Креативная индустрия — огромный мир, где можно круто проявить и развить свои способности, встретить единомышленников и поработать с интересными проектами. Понятие «рекламщик» включает в себя целый ряд отдельных профессий: креатор, стратег, копирайтер, арт-директор, аккаунт. Каждая имеет свою специфику и требует разных скиллов. Для начала стоит выбрать ту роль, которая вам интересна, и прокачиваться именно в этом направлении — причём лучше на специализированных курсах.

Перспективные профессии в рекламе

Креатор. Человек, который обладает креативной силой — навыком придумывать идеи и нестандартно решать задачи. Обычно креаторы делятся на копирайтеров и арт-директоров, работают в парах. Вместе генерят идеи для самых разных рекламных каналов, а потом участвуют в реализации проекта: копирайтер отвечает за слова (слоганы, сценарии), арт-директор — за образы (фото для баннера, локация для ролика).

Копирайтер. Специалист по коммуникации, его главные инструменты — слова и тексты. Это тот, кто придумывает, как решить задачу бренда и вдохновить людей на нужное действие: узнать о новом продукте, перейти на сайт, сохранить пост. Копирайтер в рекламном агентстве не только пишет тексты, но и генерирует идеи для спецпроектов и рекламных компаний. Он может писать сценарии для клипов и видеороликов, придумывать слоганы.

Арт-директор. Арт-директор помогает визуально упаковать сообщение для целевой аудитории так, чтобы его правильно поняли. Он контролирует творческий процесс дизайнеров и понимает, каким должен быть общий результат команды. При этом он участвует в коммуникации с клиентом.

Аккаунт-менеджер. Это человек, который соединяет два мира — клиентский и агентский. И основная его задача — сделать так, чтобы клиент доверился агентству, а агентство выполнило все обещания и договорённости в срок. Он выстраивает коммуникацию между клиентом и командой, выясняет пожелания заказчика и отвечает на его вопросы, контролирует ход проекта.

Стратег. Это важный участник процесса от задачи до воплощения. Он систематизирует большой объём информации и находит недостающие звенья в том, что есть, а потом правильно всё это облекает в коммуникацию. На своём уровне связывает клиента с креаторами, креаторов с маркетингом и смотрит на весь процесс немного сверху, что недоступно самим участникам процесса.

Где учиться?

Ситуация с рекламным образованием в России неоднозначная. Формально в государственных вузах есть соответствующие факультеты, но опыта и погружения в индустрию они дают крайне мало. Устроиться в крупное агентство сразу после вуза сложно, всегда чувствуется недостаток умений, придётся заново учиться прямо в процессе.

Хороший совет: начните делать собственные кейсы бесплатно, для фестивалей или по дружбе. Всего 2–3 продуманных, максимально удачно реализованных кейса позволят вам набить руку, разобраться в процессах и продемонстрировать работодателю свои способности. Креаторам стоит обратить внимание на креативные фестивали: Young Glory, ADCR Awards, Future Lions, Young Ones. Их часто судят топы креативных агентств, а победа (или хотя бы попадание в шорт-лист) станет отличным бонусом к резюме.

Анастасия Хижик, выпускница mads, в 2021 году вместе с напарницей Ксенией Лазаревой выиграли деревянный карандаш D&AD, получили золото, бронзу и серебро в Young Glory. После чего Анастасия вошла в топ-10 рейтинга креативности АКАР, была приглашена в жюри ADCR Young. Сейчас работает с разными клиентами попроектно и на фрилансе. А с 2022 входит в жюри фестиваля «Среда».


Подавая на конкурс готовые кейсы или решая фестивальные брифы, вы так или иначе нарабатываете и прокачиваете важнейшие для любого креативщика скиллы: умение работать с брифом, действовать в команде, а главное — придумывать сильные концепции и стратегии. Часто — на темы, которые в остальное время не попадают в круг ваших задач и интересов.

С чего начать?

Если желание развиваться есть, но нет понимания, с чего начать и куда двигаться, можно обратить внимание на курсы mads: это обучающая среда, которая помогает развиваться внутри рекламной индустрии (и даже выходить за её пределы), созданная основателями агентства Friends Moscow. Это совсем не университетское базовое образование — курсы содержат практические кейсы и методики работы с ними. Лекции и семинары ведут топы креативных агентств, лауреаты международных фестивалей, люди, десятками лет работающие с крупнейшими клиентами в таких агентствах, как Instinct & More, BBDO, Leo Burnett, Saatchi & Saatchi, Possible, Slava, Friends, Rodnya, Banda, Signal by ONY, Google, Yandex, IKEA, PepsiCo, Miami Ad School, Serviceplan Hamburg, R/GA London, Droga5, W+K London, BBDO NY и не только.

Выпускники курсов сейчас работают в крупных агентствах, таких как Madness, Havas Creative Group Russia, Ampersand.fm, Contrapunto BBDO, R/GA London, Saatchi & Saatchi, Instinct и других, а специалисты, уже имевшие опыт работы в рекламе, получили повышение после прохождения курсов.


       

Анна Бойлученко

Выпускница курса mads «Концептуальное мышление»

«Благодаря курсу я нашла первую работу в креативе, более того — агентство само вышло на меня. Я собрала крутое портфолио, получила фундамент и теперь развиваюсь в этой сфере. Когда я только пришла учиться в mads, у меня совершенно не было опыта в креативе. А сейчас спустя полгода в руках оффер в креативное агентство, Я приобрела друзей, собрала клёвое портфолио и поняла, чем я хочу заниматься в жизни».

Как искать работу?

Несколько советов помогут найти работу мечты.

Приведите в порядок резюме — это ваше лицо. Здесь важно сконцентрироваться на опыте и навыках, которые будут полезны работодателю. Описывайте всё максимально конкретно, но не рассказывайте про все свои работы за жизнь.

Если вы джун/интерн, пропишите ваши hard skills. Так работодателю будет понятно, чему вас необходимо будет обучить и в какое подразделение определить.

Не бойтесь говорить про то, какая часть работы вам интересна: что умеете, что хотите делать. Универсальных солдатов не бывает. Например: «умею работать с глобальными корпоративными клиентами», или «люблю локальный быстрый, хаотичный бизнес».

Оформите портфолио. Да, оно нужно всем. Соберите и наглядно покажите кейсы, над которыми вы работали. Если реализованных кейсов нет, то выпускная работа курса может стать частью портфолио. Можно начать делать собственные кейсы бесплатно для портфолио, по дружбе или для фестивалей. Так же можно придумать задачу самому для себя, предложить варианты решения и оформить эту работу в кейс.

Помните, что помимо звонков вашим предыдущим работодателям, hr часто проверяют ваши аккаунты в соцсетях. Приведите их в порядок: уберите сомнительные фото и посты, которые стоит показывать только друзьям.

Тренируйте насмотренность: отслеживайте новости индустрии, изучайте рекламные кейсы. Убедитесь, что понимаете, как работают агентство и бизнес клиента.

Проактивно рассылайте cv туда, где вы хотите работать — не ждите, пока вас куда-то позовут.

Где искать вакансии (каналы по убыванию значимости и актуальности)

Рекомендации, особенно для senior специалистов. Подойдут все связи: друзья, клиенты, агентства, продакшены.

Соцсети: тематические сообщества, группы и каналы.

Стажировки: идеально для джунов. В лучшем случае получите работу, в худшем — опыт и строчку в резюме.

Курсы mads. 80% студентов находят работу сразу после курса, а 15% уже во время обучения.

Сайты вакансий, например:


       

Тимур Абдюшеев

Выпускник mads. До обучения работал дизайнером в Finn Flare, а после занял пост креативного директора в РА «Friends Moscow»

«Дело не в том, что по окончании курсов ты наверняка окажешься в одном из самых лучших рекламных агентств на рынке. И даже не в том, что сможешь создавать крутые рекламные проекты, один из которых обязательно станет самым награждённым проектом агентства. Дело в том, что ты научишься думать. Думать много и результативно».

Хотите рассказать на Коссе о своих продуктах или услугах? Изучите наши возможности и напишите на sales@cossa.ru — поможем выпустить эффективный текст.
Партнёрская публикация

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is