Ишь, какой опыт! Уволить нельзя оставить: что делать, если токсичные коллеги отравляют коллектив
Изучаем опыт взаимоотношений между агентствами и клиентами в регулярной рубрике контент-бюро «Ишь, Миш!».
Горький опыт контент-бюро «Ишь, Миш!»
Привет! В рубрике «Ишь, какой опыт!» хотим поделиться горьким кейсом, как команда бюро разбилась на три лагеря и чуть не исчерпала себя. Спойлер: сейчас всё хорошо. В статье расскажем, что случилось, какие действия привели к проблеме и какие выводы мы сделали.
Уверены, наш случай знаком многим командам и будет полезен в ситуации, когда вы готовы опустить руки.
Что произошло
Примерно в одно время год назад мы, те самые ребята, наняли не тех ребят, которые первоклассно делали свою работу. Ну просто сорвали куш: новые коллеги умные, опытные, способные, что ещё нужно? Проекты в надёжных руках!
Идет регистрация агентств-участников в рейтинги RUWARD 2024!
До 8 декабря идет этап регистрации диджитал-агентств/продакшенов в серии из 46 рейтингов узких диджитал-специализаций Руварда. Поторопитесь! =)
Однако за этот год атмосфера в бюро дошла до точки кипения. Внутри некогда дружной команды образовалась пропасть. Мы разделились на три мини-коллектива.
Первые, Ишьмишки или Те самые ребята
Коллеги, которые топят за команду, заботятся о проекте и успехе бюро. Они вовлечены в работу, общаются со всеми на равных, уважают личные границы друг друга и всегда готовы помочь, если их попросят. Эти люди просто кайфуют от своей работы и хотят заразить вайбом остальных.
Вторые или Хранители нейтралитета
Коллеги, которые соблюдают баланс. Они не гонятся за успехами бюро, держат дистанцию, не ходят после работы вместе с остальными в бар. Для них работа — это просто работа. Такие люди никому не пакостят, не интересуются жизнью отдельных персон и не распускают сплетни.
Третьи или Не те ребята
Коллеги, которые где-то потеряли свои софты. Они общаются с другими в приказном тоне, считают себя способнее других и не скрывают этого, грубят и отказывают в помощи, даже если это напрямую касается их обязанностей.
Последние любили распространять слухи. О том, почему ложные слухи могут похоронить коллектив, рассказали в нашей предыдущей статье про сплетников в команде.
Ретроспектива: что привело к разладу
Со временем не те ребята стали приносить много проблем — и бизнесу, и коллегам.
«Может, на удалёнку?»
Воздух в офисе стал до того густым, что многие больше не хотели ходить в него: шаг вправо, шаг влево — и вот о тебе уже расцвела новая сплетня, потому что ты доверил коллегам секрет, добился успеха, пожаловался на усталость или не помыл ложку. Причина была не так важна.
Глядя на эту картину, действительно начинаешь считать, что дома работать проще: можно говорить вслух что угодно и никто тебя не осудит, не закатит глаза и не фыркнет в ответ, а главное, не обернёт твою же информацию против тебя.
«Кажется, я делаю свою работу плохо»
Не те ребята оказались блестящими манипуляторами. Они здорово внушали некоторым коллегам, что те недостаточно эрудированны — и по жизни, и в работе. Из-за этого многие перестали предлагать идеи на брейнштормах, проявлять инициативу, спрашивать совета, чтобы не прослыть глупыми.
Люди просто боялись быть собой.
«Я справлюсь самостоятельно»
Доходило до того, что часть коллег пыталась сделать что угодно своими силами, лишь бы минимизировать взаимодействие с не теми ребятами. Даже если это выходило за рамки рабочих обязанностей. Конечно, такие схемы сказывались на качестве и скорости работы.
«Ребята, у нас потери»
Один из наших любимых клиентов решил покинуть бюро: им не хватало бюджетов на услуги «Ишь, Миш!». Мы попытались найти компромисс — пересмотрели работу и снизили стоимость. Клиент согласился, но в последний момент передумал. Однако контент, подозрительно похожий на то, что мы делали в бюро, продолжал выходить в их соцсетях.
Оказалось, не те ребята своим тесным коллективом переманили клиента к себе и работали с ним в офисе у нас под носом, не стесняясь обсуждать задачи. Справедливости ради, они и не очень старались это скрыть.
Когда история вскрылась, о шансе на прощение уже никто не говорил…
Как решали проблему
… и этот дружный коллектив просто уволили. Хотя до этого руководство пыталось решить вопрос менее радикально.
Когда появились первые тревожные звоночки и красные флажки, генеральный директор пригласил ребят на f2f и сказал, что их грубость, враньё и сплетни вредят настроению коллектива. Просьба проста — прекратить подобное поведение.
Это не помогло. Их обещания измениться оказались насмешками над руководством и остальными коллегами.
Случившееся не единичный случай: в сложных ситуациях эти ребята не пытались разобраться в проблеме, они сразу вешали ярлыки и распускали слухи. В итоге вместо того, чтобы делать классные стратегии, коллеги сидели и разбирались, кто кого обокрал.
Мы поняли, что одним увольнением не обойтись: нужно впредь научиться избегать подобных ситуаций с наймом не тех людей. Но как?
Корпоративная культура
Мы разработали документ, где собрали основы о работе в «Ишь, Миш!». Внутри можно найти разную информацию.
- Историю и миссию бюро.
- TOV — как общаться друг с другом и с клиентами.
- Правила бюро.
- График работы.
- Удалёнка.
- Правила офиса.
- Иерархия и отношения.
Это была вынужденная бюрократия: теперь руководство сверяется с документом, когда нанимает сотрудников, новички — досконально изучают корпоративную культуру, а старички — придерживаются её основ.
По первым «испытаниям» можем сказать, что решение помогло. Избавление от токсичных коллег + корпоративная культура принесли свои плоды.
Как могло быть
Сейчас, в 2023-м году, многие компании нанимают сотрудников, в первую очередь оценивая их софт скилс, и только потом уже смотрят на хард.
И это резонно: харды можно нарастить, а вот софты — не всегда и не все.
Ошибка была в том, что мы в бюро взяли не тех ребят, опираясь на их профессиональные качества. Они вообще работали без нареканий — здорово выстроили процессы на проектах, нашли общий язык с клиентами, добились мощных результатов.
События 2022-го года оставили свой отпечаток: часть проектов ушла → финансы поредели → пришлось попрощаться с частью коллектива. Перед нами стоял выбор: или уменьшить зарплаты всем, или оставить сильнейших. Мы выбрали второе, чтобы клиенты не пострадали. А потом пожалели.
Ребята, с которыми мы попрощались, были профессионалами. В их пользу мы отказались от менее опытных сотрудников. Они не играли в высшей лиге и им было чему учиться в работе, зато они оказались хорошими людьми.
Мы извинились перед некоторыми, поняли свою ошибку и предложили им вернуться. Стыдно ли нам? Да, конечно. Но именно это решение помогло вернуть в коллектив былой настрой.
Что в итоге
Стало легче ходить в офис, общаться, обсуждать работу и не только. Ребята снова дышат полной грудью: всё реже говорят об удалёнке, всё чаще остаются после работы поиграть в кикер и просто пообщаться.
Коллектив выздоровел, когда отравляющие атмосферу люди ушли. Для профилактики в «Ишь, Миш!» осталось укрепить связи. Одно дело — написать корпоративную культуру, другое — внедрить её и пропагандировать.
Мы ещё раз убедились, что люди важнее.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.