7 главных принципов SMM-стратегии
Как заложить основу для продвижения в соцсетях.
Часто приходится наблюдать, как клиенты и специалисты искажают нарратив и считают, что SMM — это просто.
«Да, что там сложного, выложил фотку, написал текст, всё».
SMM для многих — медиаконтейнер, куда сливается всё из коллекций фото и видео. В этой статье я хочу показать, что SMM — сложный многоуровневый инструмент. А упрощённый подход снижает его эффективность.
Автор: Эмин Сафаров — digital-маркетолог, основатель агентства VHQ Digital.
Опыт работы над разными проектами, включая развитие личных брендов и продвижение коммерческих аккаунтов позволил мне выделить семь фундаментальных принципов SMM-стратегии, без которых она не будет работать.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
- Самоопределение.
- Целевая аудитория.
- УТП и компетенции.
- Польза.
- Вовлечённость.
- Коммуникация.
- Доверие.
Рассмотрим подробно каждый принцип.
1. Самоопределение
Прежде чем начать коммуникацию с аудиторией, следует пройти через процесс, который условно можно назвать «самоопределением». В него входит:
- определение бизнес-стратегии;
- определение коммерческой стратегии;
- определение продукта.
Зачастую многие проекты сыпятся уже на этом этапе, потому что их создатели оказываются неспособными чётко сформулировать свою концепцию. Проблема самоопределения — это распространённая болезнь. Причина проста: российский бизнес рос быстрее, чем компетенции маркетологов. Раньше приходилось делать что-то на лету, и детально продумывать концепцию не было времени. Теперь же нужно откатиться назад, и начать продвижение с основ, а именно с самоопределения и позиционирования.
2. Целевая аудитория
После прохождения этапа самоопределения можно задуматься об аудитории. Мы теперь знаем, кто мы. Самое время разобраться — для кого мы.
Я очень рекомендую не ограничиваться определением аудитории с помощью социально-демографических характеристик: женщина, 18–45 лет. Более эффективно так называемое определение персоны. Этот инструмент предполагает описание человека, который является идеальным покупателем или клиентом. И подробный рассказ о его ежедневном образе жизни. Такой подход позволяет узнать много нового.
Метод персоны отлично подходит для коммуникационных инсайтов, а для брендинга полезнее будет найти нарратив. Инструментов существует множество, важно найти свой, — стандартных советов здесь нет.
Как только мы описали нашу целевую аудиторию и аккуратно разделили её на сегменты, можно переходить к следующему принципу.
3. УТП или компетенции
Мало создать продукт, следует донести до покупателя его преимущества, раскрыть с лучшей стороны. Сделать это нужно оригинально или как минимум понятно. Второе даже важнее первого, потому что в погоне за оригинальностью бренды увлекаются формой, забывая про наполнение.
Как правильно сформулировать УТП или полезные компетенции? Вспомните свои дипломные работы. В главе «Введение» обязательным элементом была научная новизна. То есть нужно было ответить на вопрос: «А что нового работа привносит?». Не нужно изобретать вечный двигатель, достаточно улучшить уже существующее. Это и есть УТП или ключевая компетенция, отличающая один бренд от другого.
4. Польза
Может показаться, что польза и УТП — два по сути одинаковых принципа, но это не так. Чтобы лучше очертить различие, следует сделать лирическое отступление и поговорить о том, на каком этапе развития маркетинга мы находимся.
Речь идёт о маркетинге «четвёртой волны». В четвёртой волне маркетинг имеет дело с культурным кодом, который состоит из нашей повседневной рутины. А значит, нужно доказать потребителю, что продукт способен органично войти в его жизнь, сделать её проще.
Показать свои сильные стороны недостаточно. Следует привести веские доказательства — принцип пользы как раз об этом.
Демонстрация практической пользы — reason to believe — важнейший принцип SMM. Лучше один раз увидеть яркий пост с видео или креативный принт, чем 100 раз прочитать текст на сайте.
5. Вовлечённость
Лишь только на пятом принципе мы можем позволить себе перейти к контенту, говорить про контент. «Content — is the king» — древнейший афоризм. Но до короля надо ещё дорасти.
Вовлечённость — это большая история, которая охватывает
- DAU/MAU;
- просмотры;
- лайки;
- комментарии;
- сохранения;
- ER и прочее.
Этот принцип по содержательной части самый простой — делай красиво и интересно. В рамках этого принципа можно и нужно говорить о качестве контента, его актуальности для целевой аудитории.
Какие здесь проблемы испытывает современный SMM? Всего одну. Думаю, вы догадались. Забывая про первые четыре принципа, контент создаётся ради контента и не несёт в себе никакой пользы для аудитории.
Ошибочно полагать, что пользователь заходит в соцсети «просто так». Нет, он идёт за пользой, он хочет вовлечься. Поэтому важное правило — контент должен быть полезным.
6. Коммуникация
Итак, мы поняли, как делать правильные посты, но это не всё. Попробую описать метафорой: посты — это слова, из них нужно сложить фразы, предложения, текст — обеспечить коммуникацию.
SMM в первую очередь — коммуникативный инструмент. Это не медиаконтейнер и не площадка для лидогенерации. SMM позволяет общаться с аудиторией, слышать её.
Обеспечить правильную коммуникацию с верной тональностью и тактом — вершина любого SMM. Я видел много случаев, когда по-настоящему хороший аккаунт просто сливал полученное внимание: не отвечал на вопросы, не благодарил за хорошие отзывы и не отрабатывал плохие. Или же отрабатывал плохие не так, как подобает. Пример ниже.
Не нужно забывать о целевом предназначении социальных сетей. Открытое общение и честная коммуникация — вот ради чего мы здесь собрались.
7. Доверие
Мы не покупаем у того, кому не доверяем. Априори:
Доверие = Продажа.
Пройдя путь от самоопределения до организации прозрачной коммуникации, любой бренд может рассчитывать на доверие и получение любых целевых действий.
Но доверие в наше время — это ещё и последующая поддержка комьюнити. Брендам следует и дальше коммуницировать с уже действующими покупателями, создавать адептов и поддерживать социальное поле. SMM играет роль службы поддержки, которая будет демонстрировать уже действующему покупателю, что он сделал правильный выбор. И я имею в виду не только сам продукт, а людей за ним стоящих — о них тоже обязательно нужно говорить.
SMM — это сложно. И не только потому, что здесь есть принципы, которым нужно следовать. Сложно, потому что сначала всё кажется таким парадоксально простым. Если вы находитесь в начале карьерного пути, то однажды этот надлом случится, и это нормально. Приходя к сложностям и преодолевая их, вы становитесь настоящим специалистом.
Разработка эффективной SMM-стратегии требует времени и усилий, но она способна помочь вам достичь любых бизнес-целей. Следуя вышеуказанным принципам, вы сможете создать стратегию, которая будет успешно взаимодействовать с вашей аудиторией и приносить значимые результаты.
Что ещё почитать о вселенной SMM
- Цифровая миграция 2022: изучаем отечественные соцсети
- Графический дизайн для соцсетей: тренды 2023 года и особенности оформления креативов на разных площадках
- SMM и воронка продаж: набираем подписчиков за 4 шага
- Графический дизайн для соцсетей: тренды 2023 года и особенности оформления креативов на разных площадках
- Email + SMM. 8 причин, почему эти каналы должны работать вместе
- Молчать нельзя модерировать: как работать с аудиторией девелопера в соцсетях
- Клиентский сервис в соцсетях: возвращаем покупателей
- Мария Снегова, Дежурный smmщик: «Будущее соцсетей мне видится эпизодами сериалов „Чёрного зеркала“»
- Войти в SMM и не облажаться
- Что не так с резюме SMM-щиков и как не провалить собеседование
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.