PRTech: как распространение искусственного интеллекта скажется на будущем профессии
Цитаты спикеров в этой статье настоящие, а вот их портреты уже сгенерированы нейросетью. ИИ и PR — отныне вместе навсегда.
Что бы ни пришло вам в голову, скорее всего, уже существует нейросеть, которая сможет реализовать эту задумку. И если начиналось всё с забав типа «нарисуй толстого кота, играющего на укулеле», то сегодня умение эффективно использовать нейросети становится важнейшим профессиональным навыком. И особое значение ИИ приобретает в деятельности специалистов по корпоративным коммуникациям.
Как изменилась жизнь пиар-департаментов, какие функции уже получилось делегировать нейросетям и какую роль в конечном итоге они сыграют в будущем целой профессии — разбираемся вместе с ведущими экспертами отрасли.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
|
|
Юлия Мохова
Генеральный директор агентства JM Communications, со-основатель школы коммуникаций JM Academy |
«Нейросети постепенно
сведут на нет рутинные задачи PR-специалистов: мониторинг СМИ, анализ данных, создание отчётов и составление аналитики.
Искусственный интеллект намного лучше и быстрее справится с анализом большого объёма информации и выявлением тенденций и паттернов».
|
|
Лариса Рудакова
Президент коммуникационной группы MediaLine, лидер проекта InterComm |
«Регулярно провожу тренинги по коммуникациям, и
в последний год в программе всегда появляется тема использования ИИ в деятельности журналистов, редакторов, сотрудников отделов PR, GR, HR и маркетинговых коммуникаций.
Есть чёткие запросы на практикумы по работе с GPT-чатом и другими программными продуктами на основе ИИ. В компаниях уже сейчас работают или начнут работать в ближайшее время такие направления использования нейросетей, как генерация иллюстраций для публикации в медиа, соцсетях, презентациях; создание и редактирование простейших текстов — вежливое письмо, инструкция, регламент; чат-боты и другие несложные механики для отбора сотрудников/информирования/проведения опросов; условный креатив — например, написать поздравительные, юбилейные стихи».
|
|
Артур Борцов
Директор по корпоративным коммуникациям «Евразийского банка развития» |
«Во многих компаний уже полностью автоматизированы как минимум три направления деятельности. Первое — написание текстов с большим количеством „воды“. Многие тексты, особенно для соцсетей, пишутся для количества, а не для качества. Вот как раз такой контент и создающих его менеджеров сервисы с ИИ уже начали заменять: задаёшь тему, а нейросеть пишет достаточного качества текст.
Второе — видеомонтаж. Несложные ролики из готовых кусков сервисы от GoPro могли собирать уже лет 5 назад. С синхронизацией музыки, выявлением самого интересного в кадре и так далее.
С приходом ИИ всё стало намного качественнее, чем было раньше. И чаще получается интереснее, чем результат работы среднего уровня видеомонтажёра.
И третье направление — редактура и исправление ошибок. Если 20 лет назад я все тексты показывал штатному корректору, то сейчас у меня установлено несколько приложений, которые указывают на ошибки, и подсказывают, как сделать текст более читабельным».
|
|
Владимир Залужский
Руководитель управления по коммуникациям и работе с инвесторами ПАО «Северсталь» |
«Вместо того, чтобы тратить время на поиск картинок на Pinterest или в Яндексе для своей презентации, можно сразу дать задание нейросети нарисовать уникальные изображения по вашему запросу.
Так вы точно выделитесь в общем ряду спикеров.
Аналогичным образом можно готовить тезисы для выступления: вместо того, чтобы тратить часы на исследования и погружение в тему, можно попросить ИИ скомпилировать текст по теме и просто его потом вручную дошлифовать».
|
|
Тимур Асланов
Главный редактор журнала «Пресс-служба», автор телеграм-канала @AslanovPR |
«Хотя ни одну профессию на данный момент ИИ не удалось заместить полностью, в сфере коммуникаций, СМИ и медиа прослеживается явная тенденция автоматизации процесса поиска идей, генерации креативов и консультирования клиентов, ведь нейросеть обладает большей насмотренностью, чем любой человек.
Боты на основе ИИ уже сейчас неплохо распознают обращения: их подключают и в банках, и в сфере услуг, и на бизнес-страницах.
Конечно, справляются они по большей части так себе, но рутинные задачи выполняют на отлично и гораздо быстрее, чем люди. В эту же категорию можно отнести обзвоны и согласование встреч, сбор статистики и анализ по медиа и соцсетям».
Tempora mutantur*
По сути, практически любая профессиональная задача теперь может быть потенциально решена с помощью нейросетей. ИИ всё глубже проникает в рабочую рутину, постепенно упрощая, ускоряя и улучшая рабочие процессы специалистов по коммуникациям и одновременно предъявляя новые требования к их компетенциям.
Чему необходимо учиться профессионалу в области коммуникаций в эпоху нейросетей?
|
|
Юлия Мохова
Генеральный директор агентства JM Communications, со-основатель школы коммуникаций JM Academy |
«Очевидным навыком станет умение использовать ИИ. Мало того, что необходимо знать, какую нейросеть и для чего нужно использовать, важно понимать, как правильно поставить задачу. Примером может служить Midjourney, где можно легко получить нужное изображение, но лишь при условии, что вы умеете писать понятные промпты для этой нейросети.
С делегированием рутинных задач у PR-специалиста возникает необходимость развивать навык долгосрочного планирования и личного креатива —
никто не придумает креативную концепцию лучше человека, знающего ЦА.
Во всём многообразии контента, генерируемого нейросетями, важно также прокачать эмоциональный интеллект, отсутствующий у ИИ: как аудитория отреагирует на тот или иной контент, уместно ли его использование, что нужно добавить, чтобы вызвать нужные эмоции у аудитории и установить контакт с потребителем?»
|
|
Лариса Рудакова
Президент коммуникационной группы MediaLine, лидер проекта InterComm |
«У одного из моих коллег есть метафора:
„ИИ — это алмаз, а мы, коммуникаторы, ювелиры, которые его ограняют и создают из него прекрасные ювелирные изделия“.
Требования к компетенциям уже давно звучат на всех конференциях: понимание основ программирования, умение правильно составлять запросы, использование в своей практике современных IT-инструментов. Все новые программные продукты для создания контента, сбора аналитики, организации и проведения мероприятий должны быть „на кончиках пальцев“ у медийщиков и коммуникаторов».
|
|
Артур Борцов
Директор по корпоративным коммуникациям «Евразийского банка развития» |
«Основное требование к специалистам в области коммуникаций — быть готовым к изменениям. Осваивать новые навыки, продукты, каналы коммуникаций, которые появятся в будущем и так далее. Если коммуникатор к этому готов, он сможет перестроиться.
Новые сервисы ИИ — это хорошие инструменты для коммуникатора. Если ты понимаешь, что должно получиться на выходе, они могут сэкономить время.
Если ты не знаешь, что должно быть на выходе — они могут помочь с мозговым штурмом. Не нужно бояться ИИ, нужно учиться им пользоваться».
|
|
Тимур Асланов
Главный редактор журнала «Пресс-служба», автор телеграм-канала @AslanovPR |
«Пока меняется не столько сам набор компетенций, сколько порядок их актуальности.
Если раньше в коммуникаторе ценились мобильность и скорость, то сейчас компании будут искать специалиста, способного на глубокий анализ, фактчекинг и работу в кризисных ситуациях.
Отдельно стоит выделить способность к пониманию целей компании и её продуктов. Чем лучше вы как специалист понимаете ценности, значимость и важность вашей компании по сравнению с конкурентами на рынке, тем убедительнее будет восприниматься ваша работа со СМИ и общественностью — нейросети и результаты их работы часто ругают как раз за сухость и отсутствие какой-либо эмоциональной окраски сообщений».
Будущее профессии и профессии будущего
Очевидно, что дальнейшее распространение ИИ скажется не только на необходимости внедрения новых технологических инструментов в процесс управления корпоративными коммуникациями, но и потребует серьёзных изменений «в головах» тех, кто за эти процессы отвечает.
|
|
Тимур Асланов
Главный редактор журнала «Пресс-служба», автор телеграм-канала @AslanovPR |
«Профессию, однозначно, ждут изменения, но она не исчезнет.
Те, кто привык писать однотипные тексты и рерайт, конечно, потеряют часть прибыли — нейросеть будет делать их работу гораздо быстрее и лучше.
Но те, кто постоянно совершенствуют свои навыки, учатся новому и имеют неповторимый стиль ведения коммуникации, будут чувствовать себя в будущем комфортно».
|
|
Артур Борцов
Директор по корпоративным коммуникациям «Евразийского банка развития» |
«Не нужно бояться прихода новых технологий, но и расслабляться не стоит. Скорее всего, лет через 10 мы будем заниматься чем-то совсем другим и использовать другие инструменты.
Если бы 20 лет назад мне кто-то сказал, что я смогу всю свою работу делать с помощью одного небольшого устройства, которое лежит у меня в кармане, я бы не поверил. Но сейчас происходит именно так.
Что не изменилось, так это умение выстраивать отношения с людьми, поддерживать партнёрские отношения, понимать людей и быть понятым.
Даже если через 10 лет появятся приборы для передачи мыслей, эти мысли должны быть чёткими и понятными, чтобы кто-то захотел их получить прямо в своё сознание».
|
|
Лариса Рудакова
Президент коммуникационной группы MediaLine, лидер проекта InterComm |
«Умение быть гибким и договариваться с людьми, способность фильтровать информацию, фокусироваться и, внимание, быть готовым сменить вид деятельности и переучиваться.
Последнее в наш сумасшедший век творческого и профессионального выгорания касается абсолютно всех профессий, не только коммуникаторов».
|
|
Владимир Залужский
Руководитель управления по коммуникациям и работе с инвесторами ПАО «Северсталь» |
«Технологические трансформации всегда сопровождались страхами, но при этом создавали новые рабочие места и профессии. Суть профессии современного коммуникатора не в том, чтобы писать пресс-релизы, а в том, чтобы формировать репутацию, налаживать диалог с целевыми аудиториями, управлять кризисными ситуациями. Зачастую для решения этих задач требуется нестандартный и очень креативный подход.
Сегодня коммуникатору нужно выходить за пределы узкой специальности, например, копирайтера или ивент-менеджера.
Освоили один участок, двигайтесь дальше в новые сферы коммуникаций. Успешнее других будут дженералисты с широким кругозором в интегрированных маркетинговых коммуникациях. А ещё я бы советовал пройти курсы сценариста, фотографа и продюсера мероприятий. И, конечно, развивать свой нетворкинг. Сила пиарщика в его связях — никакие нейросети этого не изменят».
|
|
Юлия Мохова
Генеральный директор агентства JM Communications, со-основатель школы коммуникаций JM Academy |
«Искусственный интеллект точно не оставит PR-специалистов без работы, но постепенно трансформирует её, открыв новые возможности. Делегировав рутинные задачи, они смогут сосредоточиться на решении более глобальных задач управления репутацией, построения креативных концепций и создания стратегий взаимодействия с потребителем.
Использование нейросетей для выполнения любой из задач позволит достичь нужного результата быстрее, а в скором времени, вероятно, и значительно предвосхитить ожидания».
*Времена меняются (лат.)
Автор: Анна Колесникова, эксперт по стратегическим коммуникациям и философии бренда, co-founder Студии персонального брендинга Personal Me.
Что ещё почитать о вселенной нейросетей и ИИ
- Искусственный интеллект в дизайне: способы экологичной работы с нейронками
- Как использовать нейросети в работе агентств: 10 ситуаций использования
- Как с помощью ChatGPT готовить эффективные коммерческие тексты для Яндекс ПромоСтраниц и Дзена
- ChatRUS: подборка российских нейросетей для работы с контентом
- Нейросети в маркетинге: очередной хайп или новый тренд? И то, и другое
- Как ChatGPT может стать эффективным инструментом при работе с SEO
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.