VK Видео в роли YouTube: есть ли будущее у платформы
В 2023 году в YouTube насчитывается около 51 млн каналов, а 72% из них монетизируются с помощью встроенной рекламы видеохостинга. Однако из-за санкций российским авторам такая функция больше не доступна. Чтобы продолжать зарабатывать и развиваться, зарубежный стриминг пришлось заменить отечественным, поэтому многие шоу и блогеры эксклюзивно перешли на платформу VK Видео. Есть ли у этого сервиса будущее и сможет ли он в конечном итоге стать полным аналогом YouTube? Рассуждает Артём Жданов, основатель агентства видеопродакшена Yes,Today! Film.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Проблемы с YouTube
В марте 2022 г. YouTube полностью приостановил монетизацию российских блогов, начал удалять контент и целые каналы пользователей из РФ. Контент-мейкеры, которые получали доход от встроенной рекламы, остались без основного дохода и отправились искать альтернативные платформы для работы.
Сначала одной из таких платформ стал Rutube, с февраля по апрель 2022 года количество пользователей там увеличилось на 28%. Но площадка оказалась совсем не готова к такому приросту: неудобный интерфейс, странный алгоритм рекомендаций и поиска, а в мае 2022 года сервис и вовсе подвергся сильнейшей за всю историю кибератаке и был недоступен более двух суток. Поэтому вскоре его популярность пошла на спад и владельцы каналов продолжили искать альтернативу YouTube.
Что представляет из себя платформа VK Видео
VK Видео — это бывший раздел «Видеозаписи» во ВКонтакте, который стал полноценной медиаплатформой. Сервис постепенно расширяет медиатеку лицензионными фильмами и сериалами. Авторы контента могут проводить прямые трансляции, которые тоже монетизируются. На платформе даже есть трансляции российских телеканалов.
VK видео был представлен пользователям ещё в 2021 году, но активная работа над этой платформой пришлась именно на период санкций со стороны зарубежных сервисов. Перед Rutube у VK Видео несколько преимуществ: огромная аудитория, более понятный интерфейс, множество встроенных инструментов для аналитики, лучше работают рекомендации.
Сегодня контент на платформе за сутки собирает больше 2 млрд просмотров, а ежедневная аудитория сервиса составляет десятки миллионов человек.
В 2022 году VK Видео стало доступно в качестве приложения для умных телевизоров Samsung, LG и моделей на базе Android TV. А совсем недавно, в августе 2023 VK Видео стало доступно к скачиванию и на операционной системе iOS.Теперь ролики теперь можно смотреть просто через приложение, без авторизации, что дает ещё одно преимущество сервису.
VK Видео VS YouTube: преимущества и недостатки
VK видео позиционирует себя как альтернатива YouTube, поэтому вполне логично будет сравнить площадки друг с другом по следующим параметрам: аудитория, контент, монетизация, рекламные возможности и аналитика.
Аудитория
Аудитория YouTube составляет 2,5 млрд активных пользователей в месяц, среди них 52,3 млн смотрят YouTube из России. VK видео в этом плане не отстаёт: в 2022 году активная дневная аудитория платформы превысила 55 млн пользователей. Во многом это происходит благодаря тому, что сервис базируется на основе одной из самых популярных соцсетей в России.
Контент
На YouTube зарегистрировано более 51 млн каналов. Креаторы готовы приходить на площадку бесплатно и создавать разнообразный контент: образовательный, развлекательный, экспертный. На YouTube пользователь может найти видео по любому запросу: будь это «10 способов открыть банку без открывашки» или же лекции по ядерной физике.
В VK Видео контента меньше, как минимум, потому что это не мировая платформа.
Видео не такие разнообразные и это точно не то место, где можно найти ответ на любой вопрос. Также в последнее время сервис за деньги «перетягивает» блогеров с YouTube. Например, VK видео начали сотрудничать с Medium Quality и другими продакшен-студиями, чтобы качественных шоу на площадке стало больше. Но перенести всех на новую платформу дорого, а добровольно покидать зарубежный сервис авторы пока не готовы.
Монетизация
Здесь VK видео однозначно выигрывает у YouTube, так как на зарубежной площадке монетизация российским авторам по-прежнему недоступна. Конечно, есть обходные пути, например, можно сделать упор на аудиторию соседних стран или завести зарубежный аккаунт и дублировать контент на английском языке, но выводить деньги будет в любом случае проблематично.
Что касается монетизации в VK видео — она доступна сообществам, у которых более 5 тысяч подписчиков.
Работает это так: автор публикует контент в сообществе и получает прибыль от показа рекламы одного из партнёров VK. Размещается она автоматически, нужно только подключиться к программе.
У такого дохода нет потолка и он не ограничивается со стороны самой площадки. Сумма вознаграждения зависит от нескольких показателей: количество и качество видеороликов, охват и вовлечённость целевой аудитории, число просмотров роликов, тематика контента, объёмы самой рекламы и другие.
Рекламные возможности и аналитика
YouTube предлагает встроенные рекламные возможности через Google Ads, но на данный момент они недоступны пользователям из РФ. Поэтому продвигать свой контент с помощью специальных рекламных инструментов не получится. Чего не скажешь о VK Видео. На российской платформе увеличивать охват и просмотры контента можно с помощью встроенной таргетированной рекламы. Она позволяет настроить показы видео по аудитории: полу, возрасту, географии и интересам.
Донаты
На YouTube поддержать создателей контента можно с помощью системы Super Chat и Super Stickers. Эти функции позволяют зрителям отправлять деньги в чате в реальном времени во время прямых трансляций или премьер видео.
В VK видео донаты работают немного иначе. Если автор создаёт уникальный контент в VK — его можно подключить к системе донатов. Пользователи будут добровольно разово или ежемесячно жертвовать небольшую сумму, а креатор взамен — делиться с ними опубликованными только для них материалами.
Условия подключения очень просты: владеть сообществом открытого или закрытого типа и соблюдение условий площадки.
Благодаря инструменту монетизации VK Donut авторы за первые три месяца 2023 года заработали более 168 млн рублей, что в 2,8 раза больше, чем в прошлом году. Количество сообществ, которые используют этот инструмент, выросло на 67% год к году, а число подписчиков, перечисляющих средства через VK Donut, увеличилось в 2,1 раза.
Каналы, которые смотрят
Ещё в декабре 2022 года VK выкупила 51% долей в компании ООО «Медиум кволити продакшн», одной из лидеров по производству цифрового видеоконтента в СНГ. Medium Quality продюсирует не только известный многим «Импроком», но и шоу «Я себя знаю», «Контакты», «Женский форум», «Большое шоу» и другие. Этим шагом Вконтакте обеспечили эксклюзивность показа новых шоу в VK Видео и смогли подтянуть аудиторию зарубежного сервиса. Разберём, как обстоят дела с просмотрами известных шоу сейчас по сравнению с YouTube.
«Импроком»
Сейчас в группе 667 тысяч подписчиков и 4 шоу, которые выходят регулярно. Нельзя сказать, что канал был сделан в VK с нуля — изначально «Импровизация», «Громкий вопрос» и «Шоу Истории» были в YouTube под одним каналом «Импроком». Сейчас все выпуски выходят эксклюзивно в VK, но позже всё равно дублируются в YouTube.
«Громкий вопрос». В YouTube 2 года назад шоу набирало в среднем 5,4 млн просмотров, а год назад 3 млн. При переходе в VK Видео просмотры сильно сократились и 10 месяцев назад набирали всего по 30 тысяч просмотров. Но постепенно аудитория начала подтягиваться, с сентября ролики набирают 2,6–3,9 млн.
«Шоу Истории». В YouTube их контент собирал в среднем 2,5 млн просмотров, в VK Видео — 2,3 млн.
«ЧДКИ». Проект, который появился изначально в VK Видео. В среднем каждый выпуск собирает 3,9 млн зрителей.
«Тейбл Тайм». Ещё один проект, который изначально запустили на отечественной площадке, а потом уже выгрузили в YouTube. Первый сезон собрал охват 3,9 млн, второй сезон пока только выходит, но меньше, чем за месяц, каждая серия набрала от 2,3 млн просмотров.
В год проект получает 90 360 $.
Easycom
Канал в Ютубе, в котором выходили такие шоу, как «Женский Форум» и «Натальная карта». Сейчас у каждого шоу отдельные сообщества. До перехода в VK Видео выпуски «Женского Форума» набирали 2,3 млн просмотров, а сейчас в VK Видео собирают по 3,6 млн.
В год Easycom зарабатывает 64 800 $.
Азамат Мусагалиев
Множество юмористических шоу публиковались раньше в YouTube-канале Азамата Мусагалиева. Стартовые выпуски «Я себя знаю» после перехода в VK Видео удалили с YouTube, а оставшиеся там в среднем собирали 3,2 млн просмотров. Сейчас в группе ВКонтакте Азамата на роликах этого шоу по 2,3 млн просмотров.
Весь проект в год зарабатывает 106 560 $.
Площадка+
Важно не путать в этом случае «Площадку» и «Площадку+». «Площадка» до сих пор выходит эксклюзивно в YouTube, там публикуются шоу по футбольной тематике, а вот «Площадка+" теперь один из эксклюзивов VK Видео. Например, шоу «Зашквары» раньше набирали в среднем 1,6 млн в YouTube, а на отечественном сервисе сейчас — 1,44 млн просмотров.
В год проект зарабатывает 54 720 $.
По статистике заметно, что количество просмотров шоу в VK Видео чаще всего уступает YouTube, но незначительно. Всё-таки основная часть аудитории, которая лояльна к проекту, готова смотреть новые выпуски где угодно. И чем удобнее для пользователей будет эта площадка, тем выше вероятность, что они захотят остаться на ней подольше, посмотреть другие видео, создать аккаунт и настроить под себя рекомендации.
Сможет ли VK видео заменить пользователям YouTube, если его запретят?
Вполне вероятно, что из-за нового закона доступ к зарубежному сервису в РФ будет ограничен. Тогда возникает вопрос: готовы ли авторы и пользователи на постоянной основе включать-выключать VPN, чтобы смотреть YouTube или же, устав от зарубежной рекламы и плохого качества видео, россияне всё-таки полностью перейдут на отечественную платформу?
В 2022 году представитель АНО «Цифровые платформы» Владимир Зыков заявил, что VK Видео уже способно полноценно заменить YouTube. Сейчас специалисты улучшают приложение и настраивают поисковые алгоритмы. VK готовит собственную инфраструктуру на случай отключения YouTube и собирает огромное количество данных про своих пользователей. Позже, используя эту информацию, они смогут сделать более точную систему рекомендаций, которая будет учитывать несколько параметров: подписку на паблики, лайки на фото, любимую музыку и тому подобное.
На наш взгляд, россияне пока не готовы отказаться от YouTube и добровольно переходить во ВКонтакте. Но если разработчики продолжат улучшать приложение и будут привлекать больше интересных, перспективных авторов — после блокировки VK сможет заменить YouTube в России, но для просмотра зарубежных каналов в любом случае пользователи будут использовать VPN.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.