Маркетинговые стратегии: как привлечь внимание к своему бизнесу в 2024
Маркетинговые тенденции начала года.
Автор статьи: Валерия Чертовикова — CEO группы компаний Black Square, специалист по корпоративному обучению и коммуникациям.
В 2022 году бизнес ставил перед маркетологами задачи по увеличению прибыли и улучшению качества обслуживания, повышению узнаваемости бренда, привлечению новой аудитории и вовлечённости. В 2023 году акценты были расставлены на впечатления, более личный подход в работе с клиентами, сохранение и расширение сервисов, возникших на волне пандемии. Сейчас делают ставки на 2024 год. По разным прогнозам нас ждёт гиперперсонализация, активное пользование искусственным интеллектом, популярность видеоконтента.
Каждый год тренды маркетинга отличаются определённой спецификой. Чтобы сохранить эффективность бизнеса, обеспечить его конкурентоспособность и развитие, важно уметь в ней ориентироваться.
Какие тренды не потеряют своей актуальности в ближайшее время точно?
Персонификация
Эксперты сервиса email-маркетинга Unisender совместно с коллегами из НИУ ВШЭ провели глобальное исследование, проанализировав с помощью алгоритма iFORA около десяти миллионов документов по теме маркетинга в России. Результатом явилось понимание, что клиентоцентричность — самый быстрорастущий тренд в отечественном маркетинге.
Здесь можно выделить следующие тенденции.
Сбор и хранение данных
В конце 2022 года CRM-платформа HubSpot опросила более тысячи двухсот маркетологов по всему миру, работающих в сфере B2B и B2C. Одной из основных стратегий была обозначена качественная работа с данными.
Помимо базовой информации: пола, возраста, географии проживания и семейного положения, для успешного взаимодействия с аудиторией необходимо понимать её более глубинные характеристики: проблемы, которые их волнуют, онлайн-сообщества, которые их привлекают, площадки, на которых им нравится делать покупки.
Эта информация позволяет создавать более эффективный маркетинговый контент и повышать рентабельность вложенных усилий.
Задача не из простых, так как пользователи неодобрительно настроены по отношению к сбору подобной информации, особенно той, которая касается номеров телефонов, электронных адресов или финансового положения.
Например, наш университет предлагает информационный продукт, а при оформлении его покупки, обязательно указание некоторых личных данных — фамилии/имени, номера телефона, адреса электронной почты. Но для того, чтобы составить полный и максимально точный портрет целевой аудитории, нам этих данных недостаточно.
Для нас запрос клиента всегда является первичным. Исходя из потребностей нашей целевой аудитории, мы создаём программы. Поэтому мы регулярно проводим кастдевы. Они помогают собрать ответы на принципиально важные для нас вопросы, узнать с какими проблемами люди пришли, что хотели бы изменить/улучшить в своей жизни. Особенно хорошо кастдевы работают на уже состоявшихся клиентах. Чаще всего это анкеты обратной связи после завершения какой-либо программы.
Также для сбора обратной связи и дополнительной информации у нас есть отдел заботы, который поддерживает связь с учениками в процессе обучения. Любая дополнительная информация важна для нас, мы всё фиксируем, вносим в наши реестры и в дальнейшем анализируем.
Для некоторых бизнес-направлений отчасти решением проблемы становится сотрудничество с производителями «умных» вещей. Это колонки, роботы-пылесосы, осветительные приборы — техника, которая подключена к смартфонам или ноутбукам. «Умные» вещи способны собирать данные о поведении своих хозяев, а маркетологи могут на основании полученных сведений усиливать персонализацию предложений.
При этом важно обеспечивать высочайшую защиту полученных сведений, так как их утечка — это серьёзный репутационный риск.
Омниканальный маркетинг
Тренд на взаимодействие с потребителем через несколько связанных каналов продолжает набирать обороты. Современная аудитория использует широкий спектр взаимодействия с брендом, начиная с покупок в офлайне и заканчивая заказом в интернет-магазине, на странице в соцсети или через переписку в мессенджере. Чем больше каналов связи поддерживает компания, тем эффективнее оказывается её взаимодействие с потребителем. Кроме того, омниканальность также позволяет получать данные о клиенте: какой вид связи предпочитает, с какими запросами и как часто приходит, что покупает. Собирая эти данные в едином клиентском профиле, компания получает чёткий портрет своего потребителя и может настраивать предложения для него со снайперской точностью.
Работа с контентом
Одна из основных проблем на сегодня — перенасыщение контентом. В качестве ответа на перегруженность инфополя, у нас формируется клиповое мышление. Компаниям всё сложнее становится ухватить и удержать ускользающее внимание.
Выдерживать конкуренцию на этом фоне помогают следующие тенденции.
Курс на пользовательский контент
Специалисты сервиса по отслеживанию статистики Telegram-каналов TGStat в 2023 году провели опрос, в ходе которого опросили более пятидесяти тысяч пользователей. Исследование показало, что они охотно читают небольшие каналы. При этом, по данным платформы EveryoneSocial, 84% пользователей доверяют публикациям других людей больше, чем рекламе. Микроинфлюенс более нативный по сравнению с рекламой, срабатывает как сарафанное радио и воспринимается как мягкая рекомендация, не вызывая отторжения у аудитории.
Короткие видео в топе
По данным отчёта о состоянии маркетинга в 2023 году от американской компании HubSpot 90% маркетологов, использующих короткометражные видео, в этом году сохранят или увеличат свои инвестиции в эту область. Наибольшие охваты приносит смешной, интерактивный и образовательный контент.
Подкастинг
Бюро интерактивной рекламы совместно с PricewaterhouseCoopers в своём ежегодном отчёте дают прогноз, согласно которому индустрия подкаста к 2024 году превысит четыре миллиарда долларов. Подкастинг удобен пользователям, так как контент можно слушать в любое удобное время — по пути на работу, на прогулке. А реклама, органично вписанная в беседу спикеров, воспринимается более естественно и благосклонно.
Фокус на смыслы
Что касается наполнения контента, то здесь мы наблюдаем запрос на точечные подходы, отвечающие ценностям аудитории. В приоритете уникальность, аутентичный TOV, драматургия и юмор.
Цифровая реальность
В мире онлайна тоже есть свои изменения. Еmail-рассылки и чат-боты продолжают набирать популярность, возрос интерес к нейросетям, а вот разрекламированные в прошлом году метавселенные, похоже «сдулись».
Еmail-рассылки и чат-боты
Это по-прежнему удобные каналы коммуникации с аудиторией. Качественные, ёмкие и наполненные пользой рассылки укрепляют лояльность и доверие. Рекомендации: лаконичное содержание, на время чтения которого уйдёт не более двух минут, фирменный стиль, бонус в виде образовательного или экспертного контента и разумная частота, не превышающая четырёх писем в месяц.
Чат-боты служат для увеличения пользовательского комфорта, так как готовы предоставлять поддержку в любое время суток.
Нейросети
Могут генерировать изображения и простые тексты, что позволяет автоматизировать часть процессов по созданию контента.
Кроме того, нейросети способны оценивать поведенческие особенности аудитории, проводить анализ эффективности и оптимизацию рекламных компаний, что делает их удобным маркетинговым инструментом.
Угасание метавселенных
В 2021 году Марк Цукерберг утверждал, что за метавселенными будущее. Однако в публикации Forbes от 25 мая 2023 приводятся данные о том, что запрещённая в России компания Meta теперь переориентируется на работу с искусственным интеллектом.
Свою платформу AltSpaceVR в январе 2023 года закрыла и Microsoft. Disney свернул разработку Metaverse в марте, а Walmart отказался от метавселенной в апреле.
По мнению аналитиков тема метавселенных ещё не исчерпана и перспективы их развития есть. Но из трендов 2023 года они вылетели.
Общие тенденции в развитии брендов
В целом продолжают набирать обороты значение личного бренда, коллаборации и маркетинг влияния.
Личный бренд
По данным HubSpot, 30% маркетологов отдают предпочтение контенту, отражающему ценности компании. При этом 89% маркетологов, которые уже вкладываются в гуманизацию личного бренда, планируют сохранить или увеличить инвестиции. В условиях жёсткой конкуренции для аудитории всё важнее становится не просто получение продукта или услуги, но и эмоциональное сопровождение сделки, обусловленное совпадением личных ценностей с ценностями бренда.
HR-брендинг
Портал TalentTech опубликовал исследование «HR-шторм. Вызовы второй половины 2022 и планы на 2023», согласно которому 71% HR-специалистов сменили приоритеты с поиска новых сотрудников на удержание уже имеющихся. Упор делается на популяризацию целей и ценностей компании в корпоративных аккаунтах, акцент на преимуществах для коллектива, поддержку лидеров, забота о благополучии сотрудников, автоматизация и геймификация процессов.
Ко-маркетинг
Коллаборации также остаются надёжным способом увеличить лояльную аудиторию и выстоять в сложные времена. Важными условиями для успешного ко-брендинга является выбор смежной, но не совпадающей полностью ниши, и привлекательная активность в медиа-пространстве.
Маркетинг влияния
Сотрудничество с влиятельными людьми остаётся устойчивой тенденцией. Данные отчёта HubSpot говорят о том, что для представителей поколения Z рекомендации лидеров мнений воспринимаются благосклоннее, чем советы близких.
Социальная ответственность
Cогласно исследованию MasterCard, эффективным способом взаимодействия с аудиторией становится объединение программ лояльности с экологическими и социальными активностями бренда. Деятельность на благо общества формирует более устойчивый образ, создаёт положительный имидж и помогает укрепить связь личных ценностей потребителя с ценностями компании.
Возрождение ивент-маркетинга
Пандемийные ограничения 2020 года с одной стороны заставили как бизнес, так и потребителей массово уйти в онлайн, в результате чего появилось множество новых комфортных инструментов взаимодействия. С другой стороны, возник отложенный спрос на мероприятия, которые компании готовы реализовать. Возвращаются бизнес-завтраки, конференции, форумы, корпоративные мероприятия и другие мероприятия событийного маркетинга, способные удовлетворить запрос на живое общение и органично уживающиеся с онлайн-средой.
Подводя итог, можно отметить, что основными направлениями в маркетинге остаются повышенное внимание к интересам и нуждам аудитории, создание ёмкого персонифицированного контента, освоение новых цифровых инструментов и гуманизация бренда. Двигаясь в этом направлении, компании выстраивают долгосрочные и надёжные коммуникации с аудиторией, обеспечивают себе устойчивость и перспективы развития.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.