Зомби-страницы: что это, как появляются и как от них избавиться
Как найти и устранить Zombie Pages в Яндексе и в Google.
Рассказывает команда СЕО-Импульс.
Мы уверены, что если вы начали читать эту статью, то как минимум слышали словосочетание «зомби-страницы» или же Zombie Pages. Разберёмся, что это за страницы такие, как влияют на SEO и что с ними делать при обнаружении.
Что такое «зомби-страницы» и с чем их едят
На ранжирование сайта влияет масса факторов: от качества оптимизации под всевозможные ширины экранов и технического состояния ресурса до исчерпываемости и авторитетности информации на нём. Даже при плотной работе с сайтом, следовании разработанной SEO-стратегии и поддержании ресурса в актуальном состоянии, никто не застрахован от появления страниц с нулевой посещаемостью. Это и есть наши Zombie Pages — страницы, не приносящие входящий трафик.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Термин пришёл в русскоязычный сленг из западного SEO и обозначает страницы с нулевой ценностью для роботов-поисковиков и, следовательно, пользователя, то есть конечного потребителя предлагаемых товаров или услуг.
К таким страницам относятся:
-
малоценные и малополезные URL;
-
технические;
-
с низкой оптимизацией;
-
нарушающие правила поисковых систем.
Такие страницы не приносят пользы ресурсу и висят «мёртвым грузом». Чем больше таких зомби на сайте, тем больше они влияют на позиции всего сайта, являясь по сути ошибками оптимизации, снижая поведенческие факторы всего домена.
Небольшая историческая справка: раньше практиковался подход «больше страниц → больше доход», потом появилось понятие «масштаб проекта» (имеется в виду подход 1 страница = 1 запрос).
Но гигантизм, присущий ранней оптимизации, в текущих реалиях не эффективен, так как количество ресурсов в интернете растёт, как и конкуренция во всех нишах. Поисковикам требуются всё большие мощности для обработки информации, и качество ресурса теперь «решает» сильнее, чем его объём. А качество оценивается непосредственно по тому, как пользователи взаимодействуют с ресурсом.
Рассказываем, как страницы с таким забавным названием появляются и как правильно с ними работать.
Малоценные и малополезные страницы
Такой статус присваивается страницам Яндекс Вебмастером на основе полезности и посещаемости URL. Чаще всего, если страница исключена из поиска с пояснением «малоценная или маловостребованная страница», то это означает наличие некачественного/устаревшего/низкооригинального контента/низкое содержание информации/страница заточена под слишком низкочастотные запросы, то есть не приносят трафик.
Это также может случится, если на странице обнаружен «контент-франкенштейн» — собранный по кусочкам из разных источников текст, размещённый без редактуры. В этом случае поисковой робот поймёт, что данная страница — не первоисточник (более того, содержит неприкрытый плагиат) и понизит страницу.
Что можно посоветовать при создании контента, чтобы не пришлось переделывать:
-
делать уникальный, полезный контент для людей, а не для роботов;
-
не перебарщивать с ИИ — генеративные тексты часто нечитабельные;
-
придерживаться одной линии сайта, то есть «точить» весь ресурс под одну нишу. Пример: на сайте по юридическим услугам не создавать страницу приготовления тортов на заказ;
-
работать с актуальным спросом;
-
стараться размещать проверенную, подтверждённую информацию.
Технические страницы
Практически любая CMS-система генерирует необходимые технические страницы (админки), которые должны быть скрыты от пользователя — на них нет полезной информации, они не несут прямой пользы, то есть не предназначены для попадания в выдачу.
Ещё к этому пункту могут относиться «спасибо-страницы», личный кабинет авторизованного пользователя и прочие, которые не должны привлекать входящий трафик (и не будут).
Низкая оптимизация
Сюда относится и маленький контент, и низкий ссылочный вес, и технические ошибки на странице и прочие недочёты.
Более конкретные примеры:
-
дублированные страницы;
-
некорректные мета-теги;
-
плохие поведенческие факторы;
-
низкая адаптация к мобильным;
-
страница без входящих и исходящих ссылок, отсутствие связей с остальным ресурсом (висячий узел);
-
контент без запросов;
-
медленная загрузка;
-
недоступность страницы (4хх и 5хх ошибки).
Это только для примера, необходимо проверить весь сайт на технические ошибки, рекомендуем использовать сканеры-пауки для получения первичной информации.
Подсанкционные страницы, нарушающие правила поисковых систем
Есть целый ряд нарушений, за которые поисковики накладывают так называемые «фильтры», вплоть до банов.
Примеры злостных нарушений:
-
создание дорвеев — страниц перенаправления. Отсылают на другие, полезные страницы/сайты;
-
клоакинг — выдача разного контента роботу и пользователю;
-
скрытый текст;
-
партнёрская программа — создание линк-помоек;
-
переоптимизация;
-
имитация действий пользователей;
-
кликджекинг — добавление на страницу невидимых элементов над активными кнопками;
-
чрезмерная реклама.
Если вы узнали «свои» методы — пора принимать меры по изменению стратегии продвижения, а чтобы снять санкции, могут понадобиться радикальные меры, вплоть до смены домена.
Как наличие зомби-страниц влияет на продвижение ресурса
«Размазывание» ссылочного веса. Не участвующие в перелинковке и имеющие свой ссылочный вес URL могут распылять этот самый вес, который мог быть сосредоточен в более востребованных связях на ресурсе, принося больше пользы.
Снижение поведенческих факторов. Пользовательский опыт, концентрированный на этих страницах, показывает их ненужность. Случайные пользователи проводят на странице мало времени, выходят в поисках ответов обратно в поисковик (показатель last click) и не кликают на интерактивные элементы, что негативно отражается на всём домене.
Расход ресурсов, в том числе, времени. Слепое поддержание зомби-страниц занимает время и средства на оптимизацию.
Итак, мы разобрались с тем, что такое Zombie Pages, теперь разберём, что с ними делать при обнаружении.
Куда смотреть, чтобы обнаружить малоценные страницы
Есть несколько сценариев для обнаружения:
Яндекс Вебмастер: Индексирование → Страницы в поиске → Исключённые страницы. Тут ищем статус «Малоценные или маловостребованные страницы».
Яндекс Метрика: Отчёты → Содержание → Страницы входа.
Google Search Console: Результаты поиска → Страницы, отсортировать по показам и кликам.
Screaming Frog SEO Spider (или аналог): сканируйте сайт и ищите внутренние страницы технического характера, открытые к индексу — поисковые, фильтровые, страницы админки.
Что делать, если нашли
Предположим, вы нашли пул страничек без входящего трафика.
Необходимо проанализировать все и, исходя из итогов анализа, реализовать следующие варианты:
-
удаление/скрытие от индекса;
-
склейка;
-
оптимизация.
Разберём каждый пункт.
Удаление или сокрытие от индекса
Сразу скажем, что удалять безвозвратно страницы стоит только тогда, когда нечего спасать. Перед удалением сделайте бэкап на всякий случай.
А вот скрытие от индекса в файле robots.txt — это вариант для страничек технического характера: поиска по сайту, фильтров, спасибо-страницы, а также тестовые, недоделанные, внутренние страницы CMS.
Надеемся, вы знаете, как работать с файлом robots.txt, поэтому углубляться в синтаксис в этой статье не будем.
Склейка
Склейкой называется настройка редиректа с одной (менее полезной страницы) на другую, более оптимизированную для пользователя. Таким образом вместо 2 «около одинаковых» страниц получается одна, полезная. Важно: настраивать редирект необходимо постоянный, то есть 301.
Как выбрать из двух похожих страниц? Рассмотрим несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.
Вы точно знаете, что страница X менее оптимизирована (меньше текста, позднее создана, её нет в меню сайта и так далее) по отношению к странице Y. В этом случае настраивается редирект X → Y.
Сравните посещаемость двух урлов: у кого больше, та страница и более оптимизированная. С других — настраиваем редирект на более посещаемую.
Таким образом у вас остаётся одна, наиболее «жизнеспособная» страница.
Оптимизация
Имеет смысл, если есть уверенность, что страница релевантна и имеет потенциал, то есть проблема точно не в санкциях (фильтрах) и не в технических ошибках.
Если так, то действуйте в рамках классической базовой SEO-стратегии для новых страниц: составьте шаблон страницы, исходя из конкурентных, занимающих топ органической выдачи; рассчитайте объём контента; включите её в линк-стратегию; проведите внутреннюю перелинковку.
Рекомендации напоследок
Работайте с ресурсами комплексно.
Проводите постраничные срезы посещаемости ежеквартально. Сможете поймать страницы с 0 входящим трафиком.
Периодически сканируйте сайт. Найдёте технические ошибки и открытые служебные страницы.
Следите за актуальностью страниц и спросом. Вовремя перестроите структуру сайта: отключите страницы, потерявшие актуальность, создадите необходимые.
Берегите себя и свои сайты. Пока!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.