Маркетплейсы vs. ритейлеры: спросили драйверов ecom об изменениях отрасли в 2024
Разбираемся, куда движется ecom в 2024 году.
Эксперты из сети «Домовой», Yves Rocher Kazakhstan, Gulliver Group, Ростелекома и AGIMA ответили на вопросы о главных трендах отрасли, рассказали об изменениях по сравнению с прошлым годом и поделились планами на 2024 год.
Не обошли стороной и стремительное развитие маркетплейсов. По данным Data Insight, в 2023 году рынок нишевых маркетплейсов вырос на 27% и достиг 591 млрд рублей. Переживают ли по этому поводу ритейлеры? Узнаем из интервью.
|
|
Виталий Лежнев
Руководитель ecom и диджитал сети магазинов «Домовой» |
1. Какие изменения вы заметили в ecommerce за последний год? Расскажите о ключевых тенденциях, событиях, фичах, продуктах, которые повлияли на рынок.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Самый заметный тренд — тотальное доминирование маркетплейсов. У нас розничная сеть товаров для дома, это самая популярная категория на маркетплейсах. И это ощущается и в офлайне, и в онлайне.
Приходится заметно расширять количество каналов продаж, трудиться над качеством каждого из них. С одной стороны, расширение — это хорошо, с другой — сокращение привычных каналов всё-таки заметно. Плюс скоро оставшийся средний и крупный ритейл сам выйдет на маркетплейсы, на Авито, в партнёрские приложения быстрой доставки и так далее. Так что скоро все увидимся там, куда раньше просто не добирались.
2. Как вы думаете, каких изменений можно ждать в ecom в 2024 году? Может быть, вы заметили новые тренды на рынке? Расскажите о своих наблюдениях и прогнозах.
Думаю, всё так же будет крутиться вокруг маркетплейсов как главной пока доминанты в ecom. Там, конечно, всё тоже не без изменений: будут и попытки государства зарегулировать крупные площадки, и рост комиссий. Больше среднего и крупного бизнеса появится на Авито, нишевых маркетплейсах и других площадках с графиком и низким Take Rate. Из действующих площадок неплохо должен подрасти Мегамаркет.
Также свой след в отрасли оставило развитие искусственного интеллекта и чат-ботов: описание товаров, базовая обработка фото, ответы на отзывы, простой кодинг и прочие способы применения. В 2024 важность ИИ только вырастет. Ждём бесконечный «магазин на диване» в крупных интернет-магазинах, где контент генерируют нейросети, 3D-снимки и простые видео с товарами, сделанные по нескольким фото, ещё более умных чат-ботов и голосовых ассистентов, в том числе на службе ритейла и ecom.
3. Как, по вашим оценкам, изменится соотношение сил между ecom-проектами и маркетплейсами в обозримом будущем? По данным Data Insight, 80% интернет-покупок — это Wildberries и OZON. Расскажите, как вы относитесь к такой ситуации на рынке и как планируете на неё реагировать.
Скорее всего, пока всё останется так же: 2–3 крупных маркетплейса будут занимать ecom почти полностью, отъедая трафик пока преимущественно у офлайна, и меньше — у крупных интернет-магазинов. Кратного роста маркетплейсов уже, наверное, не будет, но прирост может быть существенный.
Возможно, прирастёт трансграничная торговля на привычных OZON и Wildberries с размещением предложений напрямую от поставщиков из Азии.
Мы в этом направлении уже активно работаем некоторое время:
-
запускаем новые каналы продаж, в том числе больше присутствия на маркетплейсах;
-
улучшаем категорийный менеджмент — подход к подбору ассортимента, его глубину/ширину и удовлетворение этим ассортиментом наших покупателей;
-
уделяем больше внимания работе со старыми покупателями.
Всё это помогает сохранять конкурентоспособность и расти.
4. Расскажите о своих планах на 2024 год. Может быть, вы планируете выпускать новые продукты, фичи или менять стратегию интернет-продаж.
Все основные изменения мы уже запустили в конце 2023. Фокус в 2024 — на развитии запущенных проектов по дорожной карте. Отдел ecom расширится за счёт команды под усиление работы с маркетплейсами и партнёрскими сервисами. Пропорции в диджитал-каналах продвижения сместятся ближе к брендовому трафику. Будем активнее использовать CRM/CDP, наращивать долю онлайна.
|
|
Ксения Родионова
Digital director Yves Rocher Kazakhstan, ex Head of ecommerce KFC |
1. Какие изменения вы заметили в ecommerce за последний год? Расскажите о ключевых тенденциях, событиях, фичах, продуктах, которые повлияли на рынок ecom.
Я отмечаю несколько тенденций.
Всё большее обособление и локализация рынка, в особенности — рекламных инструментов. В перспективе это означает также более узкие навыки специалистов строго на рынке РФ.
Много сил ушло на адаптацию под новое законодательное поле. В том числе я имею в виду закон о маркировке рекламы.
Также заметна активизация локальных производителей. Это привело к новому росту интереса к базовым настройкам маркетинга: брендингу и медиапланированию.
В ситуации, когда рекламного инвентаря не хватает, а маркетплейсы активно растут, я вижу очень много попыток использовать эти площадки для построения коммуникации с аудиторией.
2. Как вы думаете, каких изменений можно ждать в ecom в 2024 году? Может быть, вы заметили новые тренды на рынке? Расскажите о своих наблюдениях и прогнозах.
Ecom в РФ продолжит отделяться от мировых трендов, решая свои локальные проблемы и вызовы. При этом онлайн-продажи продолжают показывать двузначный рост. Это в очередной раз подтверждает большой интерес аудитории именно к такому способу покупок.
3. Как, по вашим оценкам, изменится соотношение сил между ecom-проектами и маркетплейсами в обозримом будущем? По данным DataI nsight, 80% интернет-покупок — это Wildberries и OZON. Расскажите, как вы относитесь к такой ситуации на рынке и как планируете на неё реагировать.
Ожидаю, что доля маркетплейсов будет расти, как и спрос на специалистов по ведению продаж на этих площадках. Ещё интереснее наблюдать за делением рынка между площадками и за тем, как Яндекс и Сбер будут завоёвывать свою долю.
4. Расскажите о своих планах на 2024 год. Может быть, вы планируете выпускать новые продукты, фичи или менять стратегию интернет-продаж.
Планируем пока фокусироваться на развитии региона СНГ, где российская экспертиза очень востребована.
|
|
Иван Будник
Директор по электронной коммерции Gulliver Group, член совета по развитию электронной коммерции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, спикер форумов «Электронная торговля», Online & Offline Retail и Interforum |
1. Какие изменения вы заметили в ecommerce за последний год? Расскажите о ключевых тенденциях, событиях, фичах, продуктах, которые повлияли на рынок ecom.
Это искусственный интеллект, который проникает во все сферы, и переток коммерческого трафика из поисковых систем на маркетплейсы.
2. Как вы думаете, каких изменений можно ждать в ecom в 2024 году? Может быть, вы заметили новые тренды на рынке? Расскажите о своих наблюдениях и прогнозах.
Будет много новых решений для e-com на базе ИИ и ещё больший переток коммерческого трафика из поисковых систем на маркетплейсы. Ещё ожидаем рост доли Bing и изменение критериев ранжирования в поиске, то есть подходов в SEO-продвижении.
3. Как, по вашим оценкам, изменится соотношение сил между ecom-проектами и маркетплейсами в обозримом будущем? По данным Data Insight, 80% интернет-покупок — это Wildberries и OZON. Расскажите, как вы относитесь к такой ситуации на рынке и как планируете на неё реагировать.
Доля маркетплейсов будет расти. Со временем в живых останутся только монобрендовые магазины и «сложные» ниши, где нужна профессиональная экспертиза и консультация.
Будем отстраиваться от маркетплейсов, разделяя сезоны. Актуальное в интернет-магазине, сток — на маркетплейсы.
4. Расскажите о своих планах на 2024 год. Может быть, вы планируете выпускать новые продукты, фичи или менять стратегию интернет-продаж.
Планируем оптимизировать бизнес-процессы, развивать CRM и программы лояльности, интегрировать ИИ.
|
|
Анатолий Мохов
Ecom-эксперт, директор по новым направлениям Ростелекома |
1. Какие изменения вы заметили в ecommerce за последний год? Расскажите о ключевых тенденциях, событиях, фичах, продуктах, которые повлияли на рынок ecom.
За прошлый год изменений немного. Мы научились жить без иностранных сервисов и, что самое приятное, — начали «пилить» свои. Пока они молодые, но очень перспективные. В 2024 году ещё увидим несколько хороших выходов из стадии MVP.
2. Как вы думаете, каких изменений можно ждать в ecom в 2024 году? Может быть, вы заметили новые тренды на рынке? Расскажите о своих наблюдениях и прогнозах.
Думаю, будут популярны сервисы аналитики и работы с трафиком, платформы по управлению и продажам на маркетплейсах.
3. Как, по вашим оценкам, изменится соотношение сил между ecom-проектами и маркетплейсами в обозримом будущем? По данным Data Insight, 80% интернет-покупок — это Wildberries и OZON. Расскажите, как вы относитесь к такой ситуации на рынке и как планируете на неё реагировать.
Я думаю, здесь практически ничего не изменится. Возможны сдвиги на пару процентов в обе стороны.
4. Расскажите о своих планах на 2024 год. Может быть, вы планируете выпускать новые продукты, фичи или менять стратегию интернет-продаж.
Планируем создать большую красивую историю для ecom.
|
|
Виктория Левена
Руководитель отдела продуктовой аналитики и UX-исследований AGIMA |
1. Какие изменения вы заметили в ecommerce за последний год? Расскажите о ключевых тенденциях, событиях, фичах, продуктах, которые повлияли на рынок ecom.
Маркетплейсы задают довольно высокую планку с точки зрения клиентского сервиса. Покупатель настроен на максимально быстрое получение заказа, в идеале — день в день. Оттуда же — привычка к тому, что можно начать собирать корзину на сайте, а продолжить в приложении. Со стороны бизнеса это называется омниканальностью.
2. Как вы думаете, каких изменений можно ждать в ecom в 2024 году? Может быть, вы заметили новые тренды на рынке? Расскажите о своих наблюдениях и прогнозах.
Рост количества ПВЗ в регионах, увеличение доли онлайн-заказов, продолжение тренда на персонализацию и омниканальность, развитие отечественных сервисов на замену ушедшим.
3. Как, по вашим оценкам, изменится соотношение сил между ecom-проектами и маркетплейсами в обозримом будущем? По данным DataInsight, 80% интернет-покупок — это Wildberries и OZON. Расскажите, как вы относитесь к такой ситуации на рынке и как планируете на неё реагировать.
Если не случится ничего экстраординарного, доля маркетплейсов будет продолжать расти. Ecom-проекты будут бороться за покупателя как маркетинговыми инструментами, так и сервисом, качеством и программами лояльности.
А мы будем делать ровно то, что и делали: помогать нашим клиентам расти, развиваться и принимать решения на основе данных.
4. Расскажите о своих планах на 2024 год. Может быть, вы планируете выпускать новые продукты, фичи или менять стратегию интернет-продаж.
У нас есть очень амбициозные планы на 2024 год, но говорить о них пока рано.
В AGIMA уверены, что в диалоге проще выявить общие проблемы и придумать для них решения. Поэтому совместно с компанией ENSI мы придумали серию митапов «Ecom и Вино». Здесь можно небольшим кругом экспертов обсудить новые инструменты и подходы, поделиться своими успехами и неудачами и синхронизироваться с коллегами.
Недавно прошла уже вторая по счёту встреча «Ecom и Вино». В этот раз спикеры рассмотрели критерии идеальной программы лояльности и обсудили покупку/продажу неперсонализированных данных о клиентах. Во второй части митапа решали бизнес-задачи по развитию интернет-магазинов. Такой формат взаимодействия помогает посмотреть на свой бизнес под другим углом, найти новые возможности роста и установить новые связи.
Ну и, по традиции, в течение всего вечера было много нетворкинга, вкусной еды и напитков.
Больше деталей и фото со второго митапа «Ecom и Вино» можно найти тут.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.