Как на работе отстаивать свои интересы: 5 шагов к гармонии. Читайте на Cossa.ru

12 марта, 13:50

Как на работе отстаивать свои интересы: 5 шагов к гармонии

Добиваемся баланса личного и общественного.

Как на работе отстаивать свои интересы: 5 шагов к гармонии

Большинству из нас ближе свои цели и интересы, чем потребности компании и работодателя. И это нормально. Но если сознательно не ставить на работе интересы компании выше своих, это может привести к проблемам во взаимоотношениях в коллективе и с руководством, а также к снижению вашего авторитета как профессионала. С Юлией Старостиной, основателем онлайн-школы Strong Manager, разберём шаги, которые могут помочь достичь баланса между своими и чужими интересами.

Шаг 1. Определитесь, хотите ли вы развиваться в этой компании

Для начала нужно ответить себе на вопрос — хочу ли я и дальше развиваться в этой компании, расти по карьерной лестнице до начальника отдела или управления? Желание оставаться в компании зависит ещё и от внутренней коммуникации среди коллег, соответствия уровня заработной платы вашим достижениям, возможности сбалансировать работу и личную жизнь.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Если у вас такого нет в планах, всё равно стоит быть корректным и уважительным к высшему руководству. Даже если вы с чем-то не согласны и хотите отстоять свои интересы, уходить в агрессию ни в коем случае нельзя. Помните, что ваша цель — аргументированно и без эмоций объяснить свою позицию, а не вызвать неприязнь или начать конфликт с начальником, который может привести к вашему увольнению.

Выступление Юлии Старостиной перед руководителями на курсе

Поэтому внимательно изучите свою должностную инструкцию, проясните у руководителя результаты, которых он ждёт от сотрудника на вашей должности, по каким критериям оценивает эффективность работы. И когда вам пытаются поручить задачи вне вашего функционала, объясняйте, что не обладаете соответствующими компетенциями и предпочли бы сфокусироваться на своих основных обязанностях, чтобы выполнять их максимально качественно.

Если начальник настаивает на выполнении таких задач, которые вы считаете не соответствующими вашей должности, стоит попытаться найти компромиссное решение. Например, можно предложить сотрудничество с коллегами или запросить дополнительные ресурсы.

Если же вы стремитесь развиваться в своей профессии и расширять сферу своего влияния как эксперта, я бы порекомендовала следующие правила.

Шаг 2. Расширяйте свою зону влияния

Осознанно берите на себя задачи и функционал, которые имеют значимость для вашего руководителя и прямо влияют на работу вашего отдела или деятельность компании в целом. Чем больше таких задач вы берёте на себя, тем больше вас будут ценить как сотрудника и тем больше у вас будет потенциала для роста. Главное, нужно не забывать о своих прямых обязанностях. Они должны выполняться качественно. Дополнительный функционал не должен отрицательно отражаться на ваших ключевых показателях должности.

Кейс из практики. Менеджер по продажам косметических средств в последние несколько месяцев не справлялся с выполнением плана. Руководитель при анализе причин выяснил, что сотрудник тратит слишком много времени и энергии на участие в корпоративной культуре компании, что отрицательно сказывается на его производительности и качестве работы.

Первое, что сделал руководитель — организовал тет-а-тет встречу, чтобы обсудить ситуацию и объяснить, что выполнение плана продаж является основной задачей каждого менеджера по продажам. Во время беседы выяснилось, что у сотрудника есть сложности с планированием рабочего дня. В связи с этим в его индивидуальный план развития были внесены обучающие мероприятия, связанные с управлением временем и приоритетами.

Главный посыл, который транслировал руководитель: увлечение корпоративной культурой — это здорово, при этом не должно снижать основные показатели деятельности.

В итоге совместно с сотрудником был разработаны отдельные ежедневный и еженедельный планы работы, включающие время для задач по продажам и участия в корпоративных мероприятиях.

Обучение руководителей на курсах

Шаг 3. Делегирование рутинных и объёмных задач коллегам с соответствующей квалификацией

Если речь идёт о постоянно выполняющихся и не имеющих высокой важности задачах, таких как, например, заполнение заявок или подготовка отчётов, рекомендую делегировать их подчинённым. Это позволит вам как руководителю освободить время для более важных задач и повысит эффективность работы.

Если же вы не являетесь руководителем и помощников у вас нет, используйте другие способы непрямого делегирования. Приведу пример из своего опыта.

Кейс из практики. Я работала в службе по управлению персоналом на рядовой должности. И при этом мне приходилось выстраивать с нуля разные процессы, затрагивающие всё предприятие. Например, я разрабатывала и внедряла систему адаптации и наставничества в компании. Соответственно, мне приходилось включать в разработку руководителей всех подразделений. По сути, я делегировала задачи людям, которые были выше меня по статусу и должности. Чтобы это получалось эффективно, всегда использовала индивидуальный подход. К кому-то через признание профессионализма, к кому-то — через обещание, что нужно сделать только это и я отстану, к кому-то — через личную просьбу. Если бы я этого не делала, то не вывезла бы такой объём задач только своими силами.

Также я использовала такой метод непрямого делегирования как «я их научу».

Мне часто поручали задачи, которые не входили в мою зону ответственности. Потому что руководитель знал, что я точно всё сделаю качественно и в срок.

Когда я стала понимать, что так я просто лишу себя личной жизни, бесконечно задерживаясь на работе и пытаясь выполнить бесконечную череду дел, то начала использовать такую тактику:

«Да, хорошо, я готова взять на себя за эту задачу. Конечно, это не входит в мою зону ответственности, но я понимаю, что это важно сделать. Поэтому я хочу не просто обеспечить разовый результат, а взять на себя обучение сотрудников из отдела, чья это задача, чтобы в дальнейшем вы уже могли спокойно поручать это им, зная, что все будет сделано в лучшем виде. Рассчитываю на вашу поддержку в этом».

Шаг 4. Не выходите на конфликт, даже если ваше начальство продолжает отдавать задачи не вашего профиля, но при этом выстраивайте свои границы

В любом случае старайтесь не говорить категоричное «нет», только если не планируете уволиться в ближайшее время. Старайтесь найти компромисс. Например, скажите: «Да, Олег Валентинович, понимаю, что заявки нужно сдать завтра до конца дня, но у меня также в работе подготовка презентации для Вашего выступления на совете директоров. Предлагаю поручить заполнение заявок офис-менеджеру. Я ей всё объясню, научу».

Такой ответ покажет, что готовы помочь своему начальнику, но помимо него у вас есть и свои задачи. Ответ «Нет, Олег Валентинович, я заявки оформлять не буду, потому что это работа офис-менеджера, а я руководитель и это не входит в мои обязанности» может плохо сказаться на ваших взаимоотношениях, ваш авторитет в глазах руководства будет подорван.

Кейс из практики. Часто ко мне обращаются руководители с вопросом «Как объяснить начальству, что я не его личный ассистент?». Здесь речь идёт не о выполнении рабочих задач не того профиля, а про личные поручения, например, заказать цветы жене начальника или вызвать такси его дочери с занятий.

Главная проблема — такие просьбы выходят за рамки рабочей роли и мешают сотруднику сосредоточиться на своих основных обязанностях.

Лучший способ решить эту проблему — составить откровенный диалог с начальником. Во время разговора предложите альтернативные решения, которые позволят ему получить необходимую помощь, не отвлекая вас от основной работы. Например, вы можете предложить организовать систему заказов цветов онлайн или использовать услуги специализированных агентств для заказа такси.

Если разговор с начальником не дал результатов или вы столкнулись с открытым давлением с целью вынудить вас выполнять личные поручения, вы можете обратиться к HR или вышестоящему руководству в компании. Объясните ситуацию и попросите их поддержки или рекомендаций.

Шаг 5. Регулярно транслируйте руководству свои результаты и свою ценность

Если вы будете просто молча брать на себя дополнительную нагрузку, ожидая, что руководитель сам поймёт, насколько вы ценный сотрудник, то вас ожидает разочарование. То, что вы жертвуете своими интересами, своим личным временем на благо компании, скорее всего, никто не оценит. Наоборот, это вскоре будет восприниматься как должное.

Поэтому важно не только каждый раз пояснять, почему вы готовы взять на себя задачи вне своей зоны ответственности, но и осознанно и регулярно презентовать свои достижения руководителю. Делать это можно и на общих планёрках, и в личных беседах, и в письменных отчётах, и в презентациях, и через примеры решения сложных проблем.

В этом случае вам будет гораздо легче составлять разговор с руководителем о возможном повышении в должности, зарплате или других бонусах за ваш вклад в развитие компании.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is