Коллаборации, карма-менеджмент, популяризация PR: что из этого пригодится пиарщику в 2024 году
Что сейчас происходит на рынке IT и digital PR.
С бурным развитием искусственного интеллекта и цифровых продуктов всё больше технологических компаний, даже самых консервативных, идут в PR. Разбираемся с трендами с Анной Шершаковой, СЕО PR Boss agency.
Повышается общая готовность к PR и коммуникациям
Многие компании недооценивали силу PR и инвестировали бюджеты в маркетинг и рекламу — это быстрые лиды. В связи с популяризацией PR, уходом иностранных вендоров и трендом на импортозамещение многие IT-игроки осознали необходимость заняться формированием собственного образа в информационном пространстве.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Новичкам рынка нужно заявлять о себе, а ветеранам — поддерживать статус лидера. Маленькие компании закрывают текущие задачи инхаус-командами, средние привлекают PR-агентства, крупные трудятся над созданием имиджа целыми департаментами вместе с внешними подрядчиками. Согласно исследованию экспертного комьюнити «Продвигай ИТ» и коммуникационного агентства PR Doctor, более 50% компаний расширили бы маркетинговый штат за счёт привлечения PR-агентств.
Digital-агентства также стали активно заниматься PR. Если раньше все силы команд были направлены на создание продуктов и услуг исключительно для клиентов, то сейчас отдельным направлением работы стало формирование собственной репутации в инфополе, о чём свидетельствуют регулярные специализированные рейтинги digital-агентств на Медиалогии с достаточно высокими СМ индексами.
Цифровизация самых традиционных и консервативных отраслей
Многие отрасли, которые ранее считались традиционными и консервативными, как АПК или фарма, становятся настоящими IT-компаниями, требующими цифровых переосмыслений и интеграции инновационных решений, а значит популяризации этих знаний среди пользователей. Ярким примером служит PR-деятельность команды Россельхозбанка и РСХБ-Интеха по популяризации технологий в агросекторе через платформу РСХБ в цифре.
Банк, как главный держатель экспертизы на рынке инноваций в сельском хозяйстве, активно содействует агротехнологическим стартапам, предоставляя широкий перечень мер поддержки: помощь в привлечении инвестиций, акселерационные программы, конкурсы. Поддерживает молодых учёных в коммерциализации их исследований и преобразовывает научные изыскания в продукты для рынка, обеспечивает медийную поддержку через блоги, социальные сети и подкасты.
Коллаборации на стыке образования и бизнеса
Однозначный тренд — партнёрство бизнеса и образовательных инициатив: курсы по узкопрофильным специальностям, совместные магистратуры, митапы, хакатоны — всё это призвано не только развивать юные дарования, но и привлекать клиентов.
Крупнейшие технологические гиганты страны активно запускают собственные магистратуры. Один только Яндекс в 2023 году запустил образовательные проекты по подготовке IT-специалистов в 6 российских университетах к 8 уже имеющимся.
Создание бизнесом собственных магистратур — важный стратегический шаг для компаний, разрабатывающих сложные В2В-продукты.
Во-первых, так формируется образ компании как поставщика высококвалифированных талантов для отрасли (и сразу middle-уровня). Во-вторых, привлечённые к магистратурам корпоративные партнёры становятся потенциальными клиентами для компании-основателя магистратуры.
Для IT это очень выгодный формат взаимного сотрудничества. Особенно зарекомендовал себя формат перевёрнутого образования как в AI Talent Hub, крупнейшей онлайн-магистратуре по машинному обучению, созданной ИТМО и Napoleon IT. Здесь Junior ML-инженеры и AI-разработчики с первых дней работают над реальными проектами ведущих IT-компаний и вырастают до middle-уровня.
Искусственный интеллект в помощь
Безусловно, инструменты ИИ могут облегчить работу пиарщиков, но наше ремесло и профессионализм никогда не заменить автоматизированными программами. Преуспевает тот, кто может при необходимости подключить генеративные сети к созданию контента в краткосрочной перспективе для ускорения процесса и докапитализировать продукт собственными авторскими штрихами.
По опросам, 48% экспертов СМИ и 66% журналистов используют нейросети для подготовки материалов. И помощь ИИ нельзя недооценивать. Лучшее, что могут сделать коллеги в PR-индустрии — поделиться ценными знаниями о том, как лучше эти инструменты использовать.
На РИФ 2023 этому вопросу была посвящена целая секция «Нейросети в 2023 году: зачем пиарщику робот и заменит ли он специалистов?» Эксперты сходятся в одном: без ИИ уже не обойтись при решении задач, которые требуют обработки больших объёмов данных за короткие сроки. Те, кто отказывается от использования ИИ, снижают конкурентоспособность.
Для проверки пригодности «синтезированных пиращиков» летом 2023 года даже устроили бой PR-специалиста с нейросетями Yandex GPT и ChatGPT. Однако до экспертного уровня искусственному интеллекту ещё далеко.
Социальная повестка и карма-менеджмент
До такого PR нужно дорасти. Только зрелые компании идут в осознанное продвижение в СМИ в долгосрочную перспективу, а их эксперты начинают делиться знаниями и создавать социально значимые проекты. Это не только про благотворительность, но и про важные проекты в сфере устойчивого развития, облагораживание городской среды, инвестиции в подготовку кадров, донорские акции. Так компании вносят социальный вклад в развитие отрасли, а их фаундеры отрабатывают карма-менеджмент.
Вспомним один из самых масштабных социальных проектов среди айтишников — «IT-донор». Это больше, чем разовая акция. Это целое донорское коммьюнити из IT-отрасли, которое регулярно пополняет российские банки крови. Такие выгодные вложения гарантируют позитивную карму инвесторам: чтобы получить то, чего вы хотите, нужно сначала создать это для кого-то другого. В стремлении реализовать амбициозные и глобальные задачи, например, решение кадрового голода в IT, некоторые компании объединяются и создают образовательные проекты для подготовки ценных кадров через разработку курсов по IT-специальностям.
Хакатоны — стратегия Win-Win
Хакатоны — эффективный инструмент соединения компаний, талантов и потенциальных заказчиков. В выигрыше три стороны. Компания-организатор заявляет о себе, как эксперте в выбранной области. Партнёры хакатона, кейсодатели, могут протестировать гипотезы и запустить пилотный проект в кратчайшие сроки, а студенты получают возможность прокачать продуктовое мышление, создать MVP и заявить о себе перед работодателем, чтобы завоевать заветное место в компании.
Изначально крупнейшие хакатоны (например, Цифровой прорыв) были организованы по инициативе государственных структур Министерства экономического развития Российской Федерации и АНО «Россия — страна возможностей», а их партнёрами становились подведомственные учреждения, Департаменты Правительства Москвы, другие федеральные и региональные структуры и госкорпорации. Понимая методологию и имея в штате сотрудников, которые имеют опыт участия в подобных состязаниях можно проводить хакатоны на абсолютно разные тематики от решения кейсов с использованием компьютерного зрения для нефтяных компаний до создания абсолютно новых продуктов питания с помощью генеративных сетей.
Одним из ярких примеров такой коллаборации стал крупнейший хакатон по генеративным сетям, организованный Napoleon IT и университетом ИТМО, AI Talent Hub, где приняли участие более 400 студентов и 15 компаний партнёров.
Ритейлер «Ашан ритейл Россия» также выступил бизнес-заказчиком в хакатоне AI Generative Product Hackathon. Результатом стал интеллектуальный помощник — чат-бот по имени Мишель, который может гибко и быстро отвечать на вопросы клиентов, предоставлять информацию о продуктах и услугах компании, наличии товаров в конкретном магазине, а также решать большое количество клиентских вопросов, не требующих вовлечения оператора.
Тайны непостижимого ИИ будоражат всех
А что это такое? А не захватит ли это нас? А вы прокомментируете в десятый раз эту тему? Всё очень интересно, но до сих пор непонятно. На протяжении 2,5 лет, ещё до того, как ИИ стал мейнстримом, журналисты обращались к моим спикерам со схожими вопросами. Даже если открыть Pressfeed, подавляющее число запросов будет посвящено загадочным технологиям.
И это объяснимо, ведь от отсутствия знания и неопределённости формируется страх, связанный с потенциальными угрозами со стороны ИИ. Общество нужно просвещать, чтобы развеять мифы и нивелировать опасения и их последствия. Поэтому всё, что связано с ИИ, будь то инструменты, внедрения, понятия, продукты, будет вызывать интерес у журналистов.
Пиарщикам будет полезно подготовить драфт ответа по теме ИИ, чтобы оперативно реагировать на запросы журналистов. Основа останется всегда, а новые фишки и нюансы под определённый вопрос можно оперативно доработать.
Пришло время серым кардиналам заявить о себе
Особое мастерство пиарщика заключается в том, чтобы, оставаясь в тени, громко заявить о себе как о профессионале через PR-проекты и результаты деятельности. И это стратегия Win-Win, когда удачные проекты для клиентов становятся основанием для получения наград на профильных конкурсах, например, первой в России премии для PR-специалистов digital-агентств и продакшенов Rassvet.award.
Компании получают дополнительный PR проектов, а пиарщики — заслуженное признание профессиональным сообществом. Классическими схемами в digital PR «кейс — статья — конкурс» никого не удивить, а шатром Talk&Chill на РИФ или digital-спектаклем — можно. И за каждым кейсом стоит тот самый герой-пиарщик, который нужен этому городу.
Судя по возрастающему количеству Telegram-каналов и подкастов в сети про PR и коммуникации, пиарщикам действительно есть чем поделиться с этим миром. Хочется повысить знание о ценности работы специалиста по связям с общественностью. Владельцы коммуникационных агентств абсолютно разного масштаба ведут свои авторские каналы, делясь опытом, трендами, кейсами клиентов и наблюдениями. А те, кто ещё не сделали этого, точно наметили в планах на 2024 год.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.