Что должно быть в вашем ТЗ для копирайтера, чтобы потом не мучиться с правками. Чеклист
Без внятного ТЗ — результат ХЗ. А почему это так и что с этим делать?
Страшный сон копирайтера — сдать текст, а потом услышать от заказчика, что «всё сделано не по ТЗ». Зачастую автору есть, чем парировать: подробные технические задания встречаются редко. Весьма вероятно, что заказчик выдал задачу в паре сообщений в мессенджере или даже расписал её подробно, но не донёс цель контента и данные об аудитории.
Так не до конца понятное задание становится проблемой для всех. Автору в первую очередь следует позаботиться о том, чтобы ТЗ было исчерпывающе подробным. Ведь заказчик может не понимать, хватает ли информации для начала работы.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Алиса Котова и Юлия Егорова, преподаватели курса «Копирайтер» в «Нетологии», оценивают реальные ТЗ и дают чеклист технического задания, который позволит выяснить всё, что важно знать перед тем, как писать текст.
Оцениваем реальные ТЗ
Техническое задание №1. Статья о соде
|
|
Алиса Котова
|
«Минус этого ТЗ в том, что нам объяснили формат, но не дали технических подробностей, например, объём статьи, не обозначили структуру и стиль».
|
|
Юлия Егорова
|
«Не хватает целевой аудитории и целевого действия, которое должен совершить читатель. Но я могу найти эту рубрику, изучить статьи и на их основе понять, какая нужна стилистика. А потом, если останутся вопросы, прийти к заказчику, показать статьи-примеры и уточнить нужные детали».
Техническое задание №2. Статья о доставке из ресторанов
|
|
Алиса Котова
|
«В этом задании мне не хватает конкретики. Значит, есть опасность, что копирайтер за информацией пойдёт в интернет и уникального материала не выйдет».
|
|
Юлия Егорова
|
«Самое главное, чего не хватает — чётко прописанной целевой аудитории. Если вчитываться, то видно, что статью можно писать для конечных клиентов, тех, кто пользуется доставкой еды. Но также есть запрос на b2b-аудиторию. Кроме того заказчик просит рассказать о запуске рекламной кампании, видимо, для третьей аудитории.
Когда материал готовится сразу для нескольких целевых аудиторий, его в результате не прочитает никто. И без понимания, кто твоя целевая аудитория, невозможно выбрать площадку для публикации и стиль изложения.
И, кстати, из такого технического задания часто следует, что будет несколько согласующих лиц, каждый из них будет отстаивать свою точку зрения».
Техническое задание №3. Статья о машинном обучении
|
|
Алиса Котова
|
«Я в этом задании вижу только проблему бизнеса, которая становится поводом для создания текста. Но как его писать, в каком формате, для кого — это придётся выяснять позже».
|
|
Юлия Егорова
|
«Из темы понятно, что статья пойдёт либо на Хабр, либо на VC, хотя хотелось бы ясности. Я могу угадать по заданию аудиторию — это бизнес, который интересуется внедрением машинного обучения. Понятно, что в статье захочется интегрировать компанию. Но хочется больше точности. И встроить продукт можно по разному: рассказать про него подробно и не приводить аналогов, если речь про рекламный спецпроект, или подготовить статью с пользой для аудитории, где разработка компании упоминается нативно».
Что должно быть указано в ТЗ
Тема и проблематика. Попросите заказчика не просто указать тему, например, «Как готовить ребёнка к школе», а обозначить проблему: «Родители могут перегружать детей кружками и секциями… Не знают, сколько часов в день заниматься, как часто делать перерывы…» Проблематика позволит понять, зачем писать этот текст, на какие вопросы в нём важно ответить.
Формат. Новость, интервью, гайд, туториал, репортаж. Вы идёте на мероприятие по заданию заказчика в полной уверенности, что вам нужно сделать репортаж, но потом может выясниться, что нужно было интервью.
Референсы. Попросите прислать 2–4 статьи, на которые можно ориентироваться. Но взять ссылки — это не всё. Предложите заказчику объяснить, что именно в этих статьях ему нравится. Референсы важно рассматривать в совокупности с комментариями заказчика.
Площадка для публикации. Статья для «Мела» и статья для Forbes Education — две совершенно разные сущности. Площадка в первую очередь задаёт требования к стилю и языку изложения. Зная, где текст будет опубликован, вы не попадёте в ситуацию, когда сдаёте сухой эксплейнер в инфостиле, в то время как заказчик ждёт сторителлинг с объяснением на мемах с котами.
Целевая аудитория. Например, статья для родителей. Родителей дошкольников? Школьников? Подростков? Дошкольников, которые пойдут в первый класс в следующем году? Или для мам и пап четырёхлеток?
Цель контента. Продвинуть продукт заказчика. Показать экспертизу специалиста.
Порядок работы над текстом. Здесь важно прописать сроки, этапы подготовки текста, число итераций правок, количество согласующих, которые будут принимать текст.
Как получить от заказчика качественное ТЗ
Создайте шаблон для брифа. Сделайте шаблон со всеми вышеперечисленными вопросами в Гугл Доке или в Гугл Формах. Заказчику останется только его заполнить.
|
|
Алиса Котова
|
«Шаблоны помогают заказчику поставить задачу, особенно если он делает это в первый раз. Возможно, половина информации будет неподходящей или излишней. Но лучше так, чем совсем без информации.
Задайте дополнительные вопросы на созвоне. Иногда заказчик не хочет заполнять бриф, особенно если ранее уже составил ТЗ по своей форме. Или же может заполнить не до конца, и у вас останутся вопросы. Не стесняйтесь говорить, что вам не хватает информации и переспрашивать — вы оба заинтересованы в том, чтобы текст получился соответствующим цели».
|
|
Юлия Егорова
|
«Мне нравится созваниваться. Заказчики нередко откладывают заполнение брифа или пропускают важные пункты. Во время звонка проще уточнить подробности, объяснить, как сам понимаешь задачу.
Выстройте стандарты. Авторы, которые работают сами по себе, обычно не прописывают никаких правил работы. Стоит обратить внимание на то, как устроены стандарты в редакциях и контент-бюро.
В правилах компаний рассчитаны часы на каждый этап создания текста. Например, на статью 8–10 тысяч знаков закладывается 10–12 часов, из них — 2,5 часа — ознакомление с ТЗ и фактурой заказчика. И так далее. Правила могут включать сроки, в которые заказчик должен предоставить ответы на вопросы автора, число итераций правок. Программа минимум — ввести и использовать хотя бы некоторые стандарты в самостоятельной работе».
|
|
Алиса Котова
|
«Хороший принцип — брать задачу в работу только на следующий день. Не начинать работать на бегу сразу после получения ТЗ. Заложить время на то, чтобы осмыслить задание.
Не бойтесь отказываться от задачи. Если техническое задание составлено некорректно и заказчик не идёт навстречу, не стоит брать текст в работу».
|
|
Юлия Егорова
|
«Если мы понимаем, что придётся работать за те же деньги в пять раз больше, то лучше постараться избежать стресса и седых волос.
Если же нет возможности отказаться, то я отношусь к проекту как к эксперименту — вот я учусь общаться с клиентами, доносить свои требования мягко и этично».
И, наконец, — будьте готовы к форс-мажорам. Даже когда вы достигли договорённости, может случиться так, что задача изменится по не зависящим от вас причинам.
|
|
Юлия Егорова
|
«Даже у опытных авторов и редакторов бывают неудачные проекты. Иногда техническое задание в процессе меняется полностью. Это приводит к переработкам. Я воспринимаю это как опыт, довожу проект до конца, даже если он будет в минус».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.