Автоматизация в маркетинге: инвестиции в будущее
Подборка идей для маркетологов — снижаем трудозатраты с помощью ИИ.
Автор: Ангелина Росси, руководитель отдела digital-маркетинга Axoft.
Преамбулы в виде ценности и важности автоматизации не будет. Размышлений о порабощении человечества роботами тоже (все знают, победа за рептилоидами). Однако если вы рассматриваете автоматизацию как инвестицию в будущее, а не угрозу занятости, посмотрите на подборку ниже, вдруг какие-то из инструментов прошли мимо вас.
Процессы, управляемые исключениями — новая реальность оцифрованного мира. Что достойно внимания? Только несистемное и неалгоритмичное. Займитесь этим, приручите белых ворон, за чёрными присмотрят роботы. Автоматизация создаёт возможности для человека освободить ресурсы для более стратегической, интеллектуальной или творческой работы.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Прежде чем гнаться за новшествами и внедрять все клевые фишки, проанализируйте трудозатраты сотрудников. Найдите наиболее ресурсоёмкие рутинные процессы. Всегда есть яркие и очевидные процессы в количестве 2–3 штук, на которые уходит львиная доля времени. Начните с них.
Сквозная аналитика
Головной мозг Digital. Подключите все digital-каналы к единому информационному пространству. Настройте информирование по триггерам отклонения: увеличение ставок, снижение потока лидов, уменьшение среднего чека.
Анализируйте конверсию, следите за омниканальной аналитикой. Интегрируйтесь с CRM для просмотра всей воронки в режиме онлайн. Находите слабые места, устраняйте проблемные и туманные области. Этот инструмент обязателен любому e-commerce сегменту. Остальным — по желанию и крайне настойчивой рекомендации. В рунете есть достойные сервисы под ключ.
Email-маркетинг
Автоматизация email-маркетинга — популярнейший инструмент. Настройте любые цепочки коммуникаций с вашей аудиторией: информируйте о скидках, приглашайте на события, дарите купоны, поздравляйте с днём рождения, напоминайте о брошенной корзине, выставляйте счёт за новый период. Email-маркетинг тесно интегрируется со сквозной аналитикой, скорингом и иным смежным по функционалу инструментарием. На мой субъективный взгляд, российские сервисы на данный момент уступают западным конкурентам. Но если вам не нужны сложные интеграции и избыточный функционал, можно присмотреться и к нашему, родному.
SMM
Планируйте посты, мониторьте упоминания бренда, настройте автоматические ответы, узнавайте о новых отзывах и сразу реагируйте на них. В инфосреде сервисов в избытке. Безусловно, автоматизированные сервисы не заменят настоящего SMM-специалиста, как мощный двигатель в машине не может заменить опытного водителя. Но их использование позволяет добиться гораздо больших результатов, забирая на себя львиную долю механической работы.
SEO
Мониторьте позиции по ключевикам, пополняйте семантику, анализируйте конкурентов, оптимизируйте контент. Крайне полезный инструментарий для сеошника или директолога/таргетолога. На рынке есть прекрасные российские ресурсы.
Реклама
Автоматические кампании в Яндекс Директе, VK, Google Ads и других платформах. Пользоваться можно, но нужно ли? Для массовых РК интернет-магазинов — возможно. Для специфичного бизнеса, негибкой ЦА, B2B-сектора — не рекомендую. На данный момент даже очень хорошо обученная всем профилям пользователя и специфике продукта/услуги ИИ не создаст такое УТП, которое сможет сгенерировать менеджер.
Автоматизация CRM. Очень стремительно развивающееся направление. Управление отношениями с клиентами, включая сегментацию и автоматизацию взаимодействия — огромная, перспективная ниша. Но почему она всё ещё развивается и никак не достигнет зрелости? Потому что отношения любой компании с клиентами уникальны. И каждая готовая автоматизация требует адаптации под «себя» и индивидуальных доработок. Непросто, зато как интересно!
Лендинги и веб-формы. Автоматизируйте сбор заявок, интегрируйтесь с CRM или рабочей средой. Передавайте запрос напрямую менеджеру и отслеживайте SLA реагирования, который можно настроить также в системе. На рынке существует ряд готовых инструментов, но, как правило, для внедрения в уже существующую инфраструктуру компании, все же требуются доработки.
Лид-скоринг. Потрясающая вселенная. Любой маркетолог с удовольствием бы переехал в нее, забыв про «cредиземье» раз и навсегда. Оценивайте потенциальных клиентов на основе их активности, фокусируйтесь на наиболее перспективных, разработайте пользовательские пути для разных профилей на основе полученных данных. Круто, сложно, амбициозно. Решения «из коробки» не будут адаптированы под конкретную компанию, но покажут неплохие результаты. Для космических прорывов нужна серьёзная аналитика и нетривиальная разработка.
Чат-боты. Автоматизируйте ответы на частые вопросы, проводите пользователя по воронке продаж, помогайте в навигации по сайту, записывайте на консультации. Очень полезный робот, если управляется толковым человеком. На рынке масса как коммерческих, так и бесплатных инструментов.
Визитки. Актуально для крупных компаний. Автоматизируйте процесс подготовки визитных карточек. Используйте программы для создания визиток по вашему макету без визуальных редакторов. Загрузите данные сотрудников списком и получите на выходе файлы, подготовленные к печати. Готовых программ под это не встречала, мы используем «роботизацию», когда бот делает действия по заложенному алгоритму. Но чем не идея для стартапа?
Презентации. Ещё одна идея для стартапа. Сервис создания презентаций по вашему шаблону. Дизайнер нужен только для управления сервисом: загрузки мастер-страниц, релевантной графики, фирменных цветов и шрифтов. Пользователь загружает текст и разбивает на страницы и на выходе получает готовую презентацию.
Неплохо было бы подключить ИИ для анализа контента, рекомендаций по улучшению и продуцированию изображений. На рынке множество инструментов, в том числе на базе ИИ, но обучаемого фирменному стилю и анализирующего содержимое я пока не встречала. Надеюсь, в скором времени такой инструмент появится, а мы пока по старинке мучаем дизайнеров.
Любой рутинный процесс. Если процесс является больше фоновым, но отнимает много времени или если его автоматизация стоит дорого, а прямых возвратов инвестиций вы не получите, посмотрите в сторону роботизации. Простые структурные процессы очень хорошо укладываются в данное ложе.
Это может быть проверка организаций по какому-то списку, создание тривиальных макетов, разбор документов, сортировка отчётов — что угодно. Роботизация довольно бюджетна и проста в настройке, главное — подготовить верный алгоритм. Мы используем роботизацию для регулярной валидации базы контактов и разбора ошибок в email-маркетинге, а также для подготовки некоторых макетов.
Безусловно, автоматизация маркетинга в современных реалиях стала тем инструментом, который позволит вам не просто «работать», а «творить». Этот процесс не просто уменьшает рабочие затраты, а изменяет структуру затрат, создавая новые возможности для профессионалов. Верим в силу автоматизации!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.