Как бизнесу создать социально значимый проект
Всё социально значимое — полезно для бизнеса. Если правильно это приготовить.
В этой статье генеральный директор ТУТКОВБУДКОВ Сергей Поляков расскажет, как создать и реализовать социальный проект, который принесёт узнаваемость бизнесу и пользу обществу.
В начале 2023 года в рамках методики OKR мы поставили перед собой глобальную цель — создать масштабный социальный проект, который поможет привлечь внимание к важной общественной проблеме и будет полезен окружающим. Также мы ставили перед собой задачу получить широкий медийный охват, чтобы о нашем проекте узнало как можно больше людей.
Шаг 1. Отбор идей
Первый шаг в создании социального проекта — определить причину или социальную проблему, которая потенциально волнует общественность. Чтобы найти такую причину, иногда достаточно обратиться к проблемам, которые волнуют лично вас. Или к социальным сетям, новостям и медийным каналам — это поможет найти самые обсуждаемые темы. Третий способ — использовать данные исследований о том, что волнует людей, такие срезы часто проводят социологические службы. То, что вы ищете, может касаться вопросов экологии, борьбы с неравенством и бедностью, спасения животных и многого другого.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
В нашем случае идеи придумывал креатив, а в брейншторме участвовали все желающие сотрудники. Процесс выглядел так: каждый четверг мы собирались в ZOOM, формулировали идеи, отсекали неудачные и развивали те, которые казались потенциально интересными.
За 4 сессии (1 месяц) брейнштормов мы собрали пул идей и общим голосованием отобрали одну из них. Победил проект «Футбол помогает» креатора Игоря Липчанского. Цель проекта — привлечь внимание к проблеме пропажи людей в России и увеличить число найденных.
Предполагалось, что в проекте будут участвовать организаторы футбольных матчей, которые помогут транслировать фотографии и описание пропавших людей в начале матча. Также мы хотели привлекать известных футболистов и лидеров мнений, обучать школьников мерам предосторожности и действиям в случае пропажи.
Чтобы запустить проект, нам нужна была информационная и ресурсная поддержка, поэтому мы начали искать партнёров.
Шаг 2. Поддержка партнёров
Многие социальные проекты требуют финансовой поддержки и ресурсов, чтобы быть устойчивыми. На этом этапе важно изучить различные способы финансирования: гранты, спонсорство или краудфандинг. Кроме того, ищите партнеров, которые могут предоставить необходимые ресурсы. Если вы выбрали социально значимую проблему, скорее всего, она волнует не только вас. Получить помощь от государства или частных лиц вполне реально. Например, в России существует Фонд поддержки социальных проектов, к которому можно обратиться за финансированием и помощью в реализации.
Первым партнёром нашего проекта выступил Российский футбольный союз (РФС). Ранее мы уже участвовали в их тендере, поэтому заручиться поддержкой было несложно. РФС с готовностью поддерживает социальные инициативы, и наш проект не стал исключением. Вторым большим партнёром проекта должен был стать поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт». Сначала мы вышли на региональное отделение в Волгограде, получили одобрение и связались с пресс-службой компании. Объединив усилия, приступили к запуску проекта.
Роли партнёров распределились так:
-
РФС. Организация проекта, предоставление медийных ресурсов для информирования, координация работы всех участников.
-
«ЛизаАлерт». Предоставление актуальной информации о пропавших людях, консультации, инструктажи по безопасности, организация мероприятий.
-
ТУТКОВБУДКОВ. Креативная поддержка проекта, разработка дизайна и рекламных материалов.
-
ДоброFON. Финансовая и информационная поддержка проекта.
Шаг. 3. Реализация
Составьте всеобъёмлющий план действий, где изложены шаги, необходимые для достижения цели. Пропишите конкретные этапы, сроки кампании и определите объём ресурсов, которые понадобятся.
Если у вас ещё нет слаженной команды, которая могла бы принять участие в реализации, найдите сотрудников под конкретные задачи, распределите функции и обозначьте сроки.
Подготовка проекта от первого брейншторма до реализации заняла в общей сложности 6 месяцев. Было важно закончить работу до открытия IX Межрегионального форума поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт». Он прошёл 30 октября на Большой спортивной арене «Лужники». На крыше стадиона транслировалась запись надпись «Футбол помогает „ЛизаАлерт“».
31 октября в рамках 6 тура Кубка России по футболу игроки впервые вышли на поле с ориентировками на пропавших.
Проект реализуется в течение футбольного сезона 2023–2024. В этот период во время футбольных матчей зрители могут увидеть:
-
футболистов в футболках с ориентировками на пропавших людей;
-
выход игроков на поле перед игрой с ориентировками;
-
демонстрацию ориентировок на экранах;
-
трансляцию контактной информации проекта «Футбол помогает» на LED-бордах.
Шаг 4. Результаты
Регулярно отслеживайте и оценивайте результаты вашего проекта, чтобы убедиться, что вы на пути к достижению своих целей. Собирайте данные, измеряйте воздействие и определяйте области для улучшения. Это поможет принимать обоснованные решения и при необходимости корректировать свой подход.
Основная задача проекта была привлечь внимание к проблеме пропажи людей. С 30 октября 2023 года на экранах стадионов, лендинге и футболках игроков было размещено 29 ориентировок на пропавших людей (в разное время и в разном количестве).
На 4 февраля 2024 года найдено 7 человек из 29 пропавших. С 5 февраля на лендинге футболпомогает.рф был запущен новый блок с новыми ориентировками на пропавших (более 500 ориентировок). Это шанс помочь большему количеству людей вернуться домой.
Уже сейчас проект получил значительный медийный охват в СМИ и во время трансляций футбольных матчей. Партнёры выпустили несколько пресс-релизов о запуске «Футбол помогает».
Подводить итоги планируется после завершения Кубка России по футболу в июне этого года.
Чек-лист: как создать информационную кампанию
-
Определите социальную проблему, которую вы хотите осветить и попробовать решить. Обратитесь к собственному опыту, используйте резонансные идеи или генерируйте и обсуждайте идеи на брейнштормах. Чтобы сократить список, можно обратиться к мировому опыту, к новостной повестке или сузить круг острых социальных проблем географически, например, до регионального уровня.
-
Сформулируйте цели проекта — какой результат вы хотите получить, чем проект будет полезен обществу и вашей компании.
-
Сформулируйте план действий. Разработайте детальный план реализации, включая бюджет, сроки и ожидаемые результаты. Укажите ключевые показатели эффективности (KPI), которые помогут оценить успех.
-
Найдите финансирование и ресурс. Ищите партнёров, которые могут поддержать и усилить вашу социальную кампанию. Помощь может выражаться в финансировании, привлечении дополнительного внимания, человеческом ресурсе или помощи в организации. Сотрудничайте с организациями, благотворительными фондами и компаниями, которые разделяют ваши ценности.
-
Оформите идею. Сформулируйте, что делает ваш проект полезным для общества и уникальным, составьте месседж, понятный широкой аудитории. Упакуйте свое послание с помощью маркетинговых инструментов: креатива, дизайна, нейминга. На этом этапе важно создать айдентику проекта, которая будет вызывать эмоциональный отклик и запоминаться.
-
Выходите на целевую аудиторию. Начните рассказывать о волнующей вас социальной проблеме и способе её решения, который вы разработали. Для этого можно привлечь инструменты классического маркетинга (освещение в СМИ, реклама на телевидении, баннерная реклама и так далее) или digital-методы (социальные сети, таргетную рекламу, инфлюенс-маркетинг). Используйте все доступные ресурсы, чтобы получить наибольший охват и получить поддержку миллионов.
-
Оценивайте промежуточные результаты. Внимательно отслеживайте показатели успеха, такие как охват, вовлечённость, количество участников. Регулярно предоставляйте отчёты о результатах вашей социальной кампании.
-
Поддерживайте и масштабируйте свой проект. Как только проект наберёт обороты, сосредоточьтесь на устойчивости и масштабируемости. Разработайте план, гарантирующий продолжение проекта после его начальной фазы.
Если социальный проект будет нести реальную пользу обществу — привлечёт внимание к проблеме и изменит ситуацию в лучшую сторону, в качестве бонуса вы получите социальное одобрение, дополнительную узнаваемость, а, возможно, и новых клиентов.