Монетизация медиа после отключения cookies
Поднимаем CTR и экономим деньги.
Куки (cookies) — данные о поведении и предпочтениях каждого пользователя в интернете. Благодаря кукам пользователям показываются тот контент и реклама, которыми они с высокой долей вероятности заинтересуются. Это повышает CTR, тем самым снижая цену клика. В конечном итоге это значительно экономит рекламный бюджет.
Рекламные инструменты и форматы, в которых используются куки
- Контекстная.
- Таргетированная.
- Тизерная.
- Баннерная.
- Внутренние блоки на своём сайте.
- Пуш-уведомления и попапы.
- Видео.
- Статьи.
Это может быть показ объявлений тем людям, которые по своим интересам похожи на ваших покупателей. Или же возможность «догонять» пользователя рекламой с товарами, которые он положил в корзину вашего магазина, но не купил. А также реклама товаров, которые у вас же чаще всего приобретает пользователь, который прямо сейчас листает ваш каталог. Аналогичным методом привлекается целевой трафик для СМИ: под статьёй размещается рекомендательный блок, где выводятся те статьи, которые наиболее интересны пользователю. Такие блоки, например, использует платформа для обмена трафиком Sparrow.
Куки трёх уровней
В зависимости от задачи системы используют 3 уровня кук.
1 уровень (временные) — это информация, которая хранится внутри одного сайта для того, чтобы пользователю было удобно им пользоваться. В их числе логин и пароль, язык, адрес доставки и прочие данные. Они исчезают после сессии, то есть когда пользователь закрывает сайт.
2 уровень (постоянные) — куки, которые хранятся дольше одной сессии. Это те же данные, что и в куках первого уровня, но хранятся они около года. При регистрации галочка возле «запомнить пароль» как раз и говорит о том, что вы записываете их в постоянные куки. Без галочки они останутся на временном уровне.
3 уровень (сторонние) — информация о пользователе более обширного характера: что он гуглит, что читает, что покупает и сколько тратит в месяц. Это самая полезная и ценная информация, которая помогает направлять рекламу прямо в цель.
Это что касается рекламы. Но что насчёт самих пользователей?
Исследования Paw, проведённые несколько лет назад, показали, что 79% жителей США переживают из-за того, что «интернет собирает их персональные данные». Чуть менее половины представителей той же страны периодически удаляют куки. Как мы видим, сам пользователь неравнодушен к тому, что интернет собирает о нём информацию.
Жители России обеспокоены побочным эффектом cookies — их могут украсть злоумышленники. Отсюда вытекают последствия со взломом доступов к личным кабинетам онлайн-магазинов и мобильным банкам. По данным Известий на 2024 год 33% опрошенных регулярно меняет данные для входа на сайты и сервисы.
В конечном итоге видим, что cookies изначально были созданы, чтобы облегчить работу сайта и сделать пребывание пользователя в интернете наиболее удобным. Но в итоге пользователи начали больше страдать, чем получать пользу. Отсюда и выросла популярность блокировщиков рекламы, регулярной чистки cookies и смены паролей.
Мир, в котором не собираются куки
Без кук реклама станет менее целенаправленной. Мир вернётся к рекламе на более широкую аудиторию — «авось зайдёт».
Сравните.
Расклад 1. Мы знаем, что нас чаще всего читают мужчины от 25 до 35 лет с доходом выше среднего. Именно им мы показываем рекламу наших статей. Из-за чего 10 из 100 кликают по рекламным блокам и читают нас, ведь мы показывали рекламу только тем, кому мы с высокой долей вероятности интересны.
Чтобы суметь так настроить рекламу, нужно обращаться именно к кукам. На охват 100 пользователей мы потратили 100 рублей, получив каждого посетителя по цене 10 рублей за клик. То есть чтобы получить 1 000 читателей, нам нужно будет потратить 10 000 рублей.
Расклад 2. Куки отключены, ими невозможно воспользоваться. Поэтому мы можем показывать рекламу просто всем. В выборку охватов попадут дети, женщины, мужчины других возрастов. Так мы будем показываться нецелевым пользователям, из-за чего по рекламному баннеру кликать будут реже. Здесь мы уже получаем из ста человек одного целевого посетителя. Потратив на охваты ту же сумму, что и в первом примере, мы получаем клик по цене 100 рублей. И чтобы здесь получить 1 000 читателей, нам понадобится потратить 100 000 рублей.
Как это скажется на доходах от рекламы
В 2020 году браузер Safari уже приостановил куки 3 уровня. Это сказалось на тех, кто зарабатывал на трафике своих сайтов — доходы снизились на 30%. По данным StatCounter в апреле 2024 года браузером от Apple в России пользовалось всего 11,6%. А вот Chrome использует уже около половины пользователей рунета — 48,99%. То есть все основания предполагать, что после отключения кук в браузере Google доходы урежутся более ощутимо, чем на 30%.
Сам Google говорит о том, что подобное может сказаться и на резком росте стоимости клика, а также на росте количества платных подписок. Последнее как решение вопросов монетизации сайтов повлечёт за собой снижение количества читателей, а затем последует и снижение качества и количества экспертной журналистики.
Как менялись digital-медиа с 2019 года
Заработок в рунете на информационных ресурсах начался более десятилетия назад в том числе с пула дорвеев. Это сайты с огромным количеством нечитабельного контента, который парсится со всего рунета в одно место с целью собрать большое количество трафика.
С тех пор многое изменилось. Только за последние 5 лет случилось несколько серьёзных изменений в digital-медиа.
-
Мы начали маркировать рекламу и передавать данные в ЕРИР.
-
Появился закон о рекомендательных системах.
-
Браузеры начали активно отказываться от сторонних cookies.
-
Стало невозможным получать платный трафик в Google и Instagram/Facebook*.
-
Алгоритмы SEO стали более ориентированы на поведенческие факторы и стараются мыслить как настоящий читатель.
-
В нашу жизнь вошли нейросети — создание контента, поиск идей, оптимизация рекламных кампаний, программирование.
Интернет в мире и в России не стоит на месте: скорость новых веяний, законодательных изменений и трендов заставляет его стремительно меняться. История с отказом от сторонних cookies началась несколько лет назад, и она планомерно всё больше и больше становится повсеместной реальностью. Задача тех, кто зарабатывал ранее на рекламных показах, — перестроиться под новые условия вовремя.
Как монетизировать сайт без потери дохода после отключения cookies
Вариант 1. Шаг назад к статичной рекламе
Данные о своих пользователях у сайтов останутся. Поэтому каждая площадка сможет по запросу показывать рекламодателю, кто их читает. Это тот же алгоритм, что и при работе с закупкой рекламного размещения у инфлюенссеров.
Если аудитория подходит, можно рассматривать разные варианты размещения.
- Баннеры и блоки.
- Статьи.
- Ссылки.
- Коллаборационные материалы.
Вариант 2. Таргетинг на основе первичных cookies Advanced Matching
Advanced Matching — это система от Яндекса, которая может на основе cookies первого уровня составлять портрет целевой аудитории. Конечно, это не является полноценной альтернативой кук третьего уровня так как широта данных и их вариативность в первом случае сильно уже. Яндекс продолжает работать над развитием своего решения, и вполне возможно, что в ближайшее время сможет интегрировать его в новые условия полноценно.
Вариант 3. Дождаться отладки Protected Audience API
Google не просто отказывается от кук — он счёл их устаревшими. И на замену предложил новый алгоритм работы с данными пользователя, которые не будут передаваться сторонним сайтам — Protected Audience API. А самое главное, что он будет помнить свежие и актуальные данные только за последнюю неделю. Данные будут храниться в браузере и сам же Google Chrome без передачи данных третьим лицам будет проводить аукцион показов рекламы на самом устройстве. По заявлению самой компании для рекламодателя ничего принципиального в механике работы с рекламой не изменится, но пока технология тестируется и понадобится какое-то время на отладку инструмента.
Сейчас мы находимся на пороге новой эры рекламного диджитал-рынка. При том, что Google уже несколько лет планомерно идёт к отказу от сторонних cookies, параллельно он же и работает над альтернативным решением. Последнее по прогнозам не должно существенно изменить соотношение «рекламодатель-рекламораспространитель», а лишь защитить пользователя от попадания персональных данных в руки третьих лиц.
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.