Вещаем для чёрных зум-окошек. Как правильно выступать онлайн и нужно ли учиться хорошо говорить, когда можно переписываться
Отмолчаться не получится. Эксперт о важности полноценной вербальной коммуникации в цифровой среде.
Автор: Алина Воронцова, эксперт по речи и голосу.
Будем откровенны: с наращиванием темпов цифровизации бизнеса и инструментов продвижения вербального общения стало как будто меньше: мы переписываемся, заполняем таблички, снимаем видео, где больше показываем, чем рассказываем.
Но специалисты говорят вот о чём: спрос на обучение ораторскому мастерству у компаний вырос в разы, и это новый тренд. То ли это поколение зуммеров так влияет (их манера общения и голосовые сообщения достойны отдельной статьи), то ли действительно все руководители увидели связь между навыком говорения и уровнем продаж.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Я создатель проекта Voice Factory и актриса Алина Воронцова, и я хотела бы раскрыть эту тенденцию и порассуждать о состоянии дел в области речи и коммуникации в бизнесе, маркетинге и смежных сферах.
Опишите ситуацию на рынке маркетинга с точки зрения профессионала
Сейчас компании этой ниши больше признают необходимость обучения специалистов управлением речью или игнорируют?
Я не вижу недооценённости вербальной коммуникации в этой сфере, напротив. Но это, скорее, подводный, неявный процесс. В этом году этот интерес выше, чем в предыдущих, я бы сказала, что в разы выше. Всё чаще обращаются компании для обучения своих сотрудников искусству говорить.
Обучение закупают для маркетологов, айтишников, отделов продаж. Запрос — прокачать публичные выступления. Специалисты представляют компанию за её пределами, говорят от её имени и, по сути, они — лицо компании, особенно, когда они вне её. Но про фокус на внутренние коммуникации компании тоже не забывают: эффективное взаимодействие становится важным слагаемым успеха продвижения продуктов на рынке: нужные решения принимаются быстрее, конфликтов становится меньше.
Видео сейчас — инструмент коммуникаций №1 на рынке
Снизил ли качество рекламного контента такой перекос в сторону визуального восприятия?
Речь и картинка воспринимаются вместе, нельзя их делить. В сторис и рилс всё равно присутствует закадровый голос, даже если в кадре нет человека. И этот голос должно хотеться слушать. И раз в видеоконтенте высокая конкуренция — хороший звук в виде ясной чистой речи будет преимуществом и прекрасным дополнением. Это влияет не только на количество просмотров, но и на «осознаваемость» людьми того, что вы хотите им донести.
Подчеркну, особая ответственность на тех, кто обучает по видеоурокам. Человек может быть сто раз профессионалом, но если его невозможно слушать, то какой смысл в его компетенции для учеников? Даже оплаченный и полезный курс можно забросить и не пройти из-за непроработанной речи спикера.
Что люди теряют, избегая вербальной коммуникации или не используя её преимущества в работе
Теряют они, прежде всего, внимание. Коммуникация в переписке — это всего лишь 7% восприятия другими того, что вы хотите донести.
Когда в рабочей коммуникации мы добавляем вербалику, это усиливает впечатление от нас аж до 38%. Голос, речь и энергия, что вокруг неё, оказывает огромное влияние. Когда мы понятно и хорошо говорим, мы лучше продаём, лучше ведём переговоры, качественнее доводим до коллег свою позицию, ведь меньше недосказанности — меньше ошибок. Люди снижают токсичность коммуникаций, гасят конфликты и устраняют недопонимание, развивают эмпатию и навык слушания.
Если подключаем тело (подачу), то это уже + 55% восприятия нас другими. Объединяем речь, голос и тело, и вот, как по волшебству, нас понимают. Мы больше уверены в себе, коммуницируем наравне даже с теми, от кого зависим, а также лучше управляем вниманием, справляемся с эмоциями.
Многие люди сознательно предпочитают отказываться от вербальной коммуникации на работе, считая, что это слишком затратно для них психологически, а причина, разумеется, в страхе. Тогда приготовьтесь к тому, что эта мнимая «зона комфорта» не будет давать вам расти в должности и зарплате. Я не знаю ни одного руководителя, который общался только через переписку. Целые коллективы страдают от пробелов в коммуникациях, имея возможность высказываться: отдел продаж оторван от разработчиков, логисты — от отдела продаж, отдел экономического планирования — от отдела маркетинга, и все они — от склада и очень часто — от топ-менеджеров.
Вещать для «чёрных квадратиков»
Один из последних трендов в маркетинге — переход на гибридный формат работы. Многие совещания, собеседования, планерки и презентации мы проводим онлайн. Многие задаются вопросом — возможно ли прокачать голосовую подачу для таких мероприятий?
Онлайн-коммуникации сложнее устроена, чем взаимоотношения офлайн. Мы не видим людей (когда камеры выключены). Да, мы знаем, что нас слушают, но мы не видим глаза, нет явной реакции, а фидбэк здесь очень нужен, он даёт «зарядку», направление выступления.
Но навык общения онлайн тоже можно прокачать. Вот как.
-
Хорошо подготовьтесь. Презентация и визуальные материалы, которые вы демонстрируете, должны быть тщательно проработаны.
-
Держитесь структуры спича и управляйте скоростью речи.
-
Добейтесь от людей с выключенными камерами ответов в чате. Обратитесь к аудитории и ждите ответа: обращение и действие.
-
Выстраивайте воронку внутри выступления, подогревайте интерес к теме, чтобы «продержать собой» людей до конца выступления.
-
Дайте публике пользы, чтобы сблизиться. Какие-то ссылки, qr-коды на интересные ресурсы по теме.
-
Фокусируйтесь на цели. Помните, зачем вы вообще начали говорить.
Что насчёт голосовых роботов
Сейчас голосовые помощники часто раздражают потребителей. Но искусственный интеллект разовьётся достаточно, чтобы заменить стандартные колл-центры с людьми. Наличие ИИ в сервисах, скорее, должно нас дисциплинировать и стимулировать к развитию, потому что сокращение рабочих мест в этой сфере произойдёт.
Но «Вкалывают роботы — счастлив человек», — это только слова из песни. Когда вы продаёте что-то эксклюзивное и/или с высоким чеком, конечно, роботы будут неуместны. Как они неуместны, когда речь идёт о здоровье, например.
«Мы полюбили звонить своим клиентам»
На десерт — кейс агентства Voice Factory и компании из сферы телемедицины, сотрудники которой за 1,5 месяца (60 уроков) прокачали речевые умения. Самое приятное, что они сами выбрали профиль обучения из нескольких предложенных компанией. Такая осознанная клиентоориентированность команды радует — в онлайн-консультациях техника речи жизненно важна. В этом кейсе, в том числе, сосредоточились на артикуляции и развитии мышц артикуляционного аппарата, а также дикции, которая позволяет сделать речь чище и понятнее.
Что было сделано в рамках обучения:
-
Закрепили индивидуального тренера, который сопровождал сотрудников в течение обучения.
-
Делали акцент не только на ораторском искусстве, но и на работе с камерой и во время публичных выступлений.
-
Каждые две недели проводили скрепляющие мастер-классы по темам, которые прошли.
-
Сотрудники выполняли домашние задания. Участники программы делали упражнения для дикции, артикуляции, научились правильно дышать. Тренер отслеживал прогресс сотрудников, а в конце программы провели аттестацию.
В итоге коллектив оценил cервис на 9,5 из 10, HR-отдел признал эффективность проделанной работы. Коммуникация в компании наладилась, люди стали получать удовольствие от общения, звонки клиентам стали эффективнее, а качество выступлений всех видов улучшилось.
В заключение хочу сказать следующее. Если человек готов над собой работать, у него всё получится, потому что речь — это мышца, которая поддаётся тренировке, а искусственному интеллекту полностью не заместить общение и потребность человека в человеке. Навык говорения необходим для развития и человека, и коллектива, и компании — в любой нише. Развитая речь каждого даёт любой организации немалую отдачу: ускорение принятия правильных решений, рост качества бизнес-процессов, смелый и идейный подход к рабочим задачам и благоприятный психологический климат в команде.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.