Маскоты: оригинальная альтернатива личному бренду для бизнеса. Читайте на Cossa.ru

17 июня, 15:15

Маскоты: оригинальная альтернатива личному бренду для бизнеса

Почему иногда осьминог — лучший амбассадор бренда.

Нет сомнений в том, что личный бренд — тренд и уже фактически мастхэв для любого бизнеса с претензией на успех. Но что делать, если основатель хочет сохранить свою приватность и оставаться в тени, а амбассадоры больше внимания уделяют повышению своей медийности, а не узнаваемости бренда? Создать маскота!

Натали Дмитренко, совладелец и идейный вдохновитель московской сети сифудбаров «Честная Рыба», объединила ценности проекта и придумала маскота — Ваську-Осьминога. Натали расскажет, как фирменный персонаж решает задачи бизнеса в диджитале и офлайн.

Рождение Васьки-Осьминога

Васька-Осьминог появился случайно. Когда «Честная Рыба» только открылась, команда была небольшой, поэтому на некоторые сообщения приходилось отвечать самостоятельно. ToV я выбрала такой дружеский и непринуждённый, что скоро гости стали интересоваться, кто же с ними общается. Было решено сделать персонажа, от лица которого велась бы коммуникация в социальных сетях и чьим голосом впоследствии мог говорить SMM-менеджер.

Так появилось отражение бунтарства и лёгкости — Васька-Осьминог, который за пять лет превратился в маскота, без которого невозможно представить «Честную Рыбу». Васька рассказывает в соцсетях о жизни проекта, общается с гостями, а в сифудбарах каждый день готовит специальные предложения: от бутылки игристого при покупке дюжины устриц до торта из гребешков в день рождения или свадьбы.

Для соцсетей мы используем эмодзи осьминога

Кто такой маскот

Это узнаваемый персонаж, через которого бренд транслирует свои ценности. Многие маскоты напоминают живых людей, даже если таковыми не являются (символы олимпийских игр, Сберкот и другие). Это позволяет сократить дистанцию между брендом и людьми. Когда гости видят маскота ресторана на упаковке или в маркетинговых материалах, они моментально ассоциируют его с определённым заведением. Наш Васька-Осьминог регулярно появляется в сторис и даже в офлайн-точках в элементах декора и внутри меню.

Примеры маскотов разных брендов

Как придумать маскота

Придумать маскота становится проще, если у бренда есть чёткая концепция и понимание целевой аудитории. Персонаж должен быть на одной волне с людьми, которые станут вашими покупателями или гостями. Если у бренда уже есть сформированный ToV, то выбрать маскота можно, представив персонажа, для которого подошла бы такая «озвучка». При отсутствии полноценной айдентики можно по одному гайду для интервью собрать информацию о потенциальном маскоте и его манере вести коммуникацию.

Вот список вопросов, которые могут помочь в этом.

  1. Кем является герой? Человеком, животным, выдуманным персонажем, абстракцией? Герой «Честной Рыбы» — осьминог по имени Васька.

  2. Как герой говорит? Высокий/низкий голос, быстрый/медленный темп речи, формальный/неформальный тон? Васька общается со всеми в неформальном дружеском тоне.

  3. Где живёт герой? Васька-осьминог обитает в морской пучине, время от времени выбираясь в сифудбары.

  4. Какой деятельностью занимается герой? Васька возглавляет отдел контроля качества в «Честной Рыбе».

  5. Какие мечты есть у героя? Васька мечтает сделать русскую рыбу модной.

  6. Чего герой боится? Главный страх Васьки-осьминога — в мире нечестных людей станет больше, чем честных.

  7. Какими тремя прилагательными можно описать героя бренда? Честный, Креативный, Свободный.

Это не финальный перечень вопросов. Чем больше будет заполнена вопросами карточка героя, тем большую фактуру обретёт маскот. Это поможет сохранять узнаваемость даже в новых и нетипичных для бренда условиях.

Как маскот взаимодействует с аудиторией

Регулярно видя маскота, клиенты могут испытывать чувство принадлежности к ресторану, особенно если маскот ассоциируется с приятными воспоминаниями о предыдущих посещениях. Васька-Осьминог «Честной Рыбы» становится проводником, который устанавливает и укрепляет связь постоянных гостей с брендом через регулярные офлайн-предложения, расположенные на первых страницах меню. Маскот продолжает «целовать щупальца» гостей в социальных сетях:


Также маскот может рассказывать о событиях, которые происходят в бизнесе или заниматься просветительской деятельностью. Так, блог Сберкота во ВКонтакте используется как платформа для повышения финансовой грамотности:

Блог Сберкота в социальной сети ВКонтакте

Почему маскот настраивает бизнес на игру вдолгую

Маскот будет с брендом всегда в отличие от собственника, который может расхотеть прочно ассоциациироваться с бизнесом. Отход лица бренда от дел может быть фатальным, даже если переход на обезличенное ведение соцсетей был запланирован в коммуникационной стратегии. Это происходит из-за нашей потребности придать любому общению человечности, которую не могут транслировать обезличенные посты и ролики.

В таком случае многие выбирают амбассадоров, от лица которых ведутся социальные сети. Люди больше вовлекаются в контент бренда, активнее за ним следят и начинают узнавать амбассадоров на улице. Однако может случиться так, что лицо бренда «поймает звезду» и начнёт выдвигать невыгодные условия.

Решением проблемы будет создание маскота. Он не капризничает, не болеет и останется верным вам до конца.

В каких бизнес-процессах можно использовать маскота

Мы используем Ваську для разных задач.

Информирование о специальных предложениях. Такой формат считывается гостями как дружеское предложение, которым хочется скорее воспользоваться.

Специально предложение от Васьки-Осьминога в меню «Честной Рыбы»

Решение кризисных ситуаций. Если гость остался чем-то недоволен, извинения Васьки-Осьминога снижают градус напряжения и оставляют приятные воспоминания.

Усиление уникальности бренда. Васька помогает нам использовать единый ToV в. диджитале и офлайне, а также отличаться от конкурентов.

Ответы Васьки-Осьминога в социальных сетях и на Яндекс Картах

Получается, за маскотами будущее бизнеса?

Я не буду давать точных прогнозов, кто победит: личный бренд или маскот. Однако активное развитие и интеграция искусственного интеллекта может раскрыть колоссальные возможности для применения маскотов в любых маркетинговых активностях. Использование маскота в длительной перспективе обходится гораздо дешевле, чем временные затраты фаундеров или денежные затраты на амбассадоров. И, может быть, стоит задуматься о создании маскота сейчас, пока это не сделали все.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is