Тренды в креативных индустриях: от использования технологий до рынка труда
Главные тренды 2024: от состояния рынка до ИИ.
В начале 2024 года фонд «Креативные практики» и программа «Родные города» выпустили исследование о ключевых трендах креативных индустрий в России и мире. Основываясь на инсайтах от более чем 300 представителей креативных индустрий, команда проекта проанализировала 100 трендов и с помощью экспертов и креативных предпринимателей выделила 38 ключевых.
Рассказываем о трендах, которые по мнению авторов и экспертов определяют креативную экономику сегодня. Каждый тренд описывает один из аспектов креативного бизнеса: состояние рынка, развитие продукта, бизнес-процессы, технологические инновации, трудовые ресурсы.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Рынок
Создание нишевых продуктов — дорогостоящий процесс, который не всегда окупается.
Однако лояльная целевая аудитория даёт значительное конкурентное преимущество вне зависимости от сферы деятельности компании. Каждый третий респондент считает, что сегментация аудитории — уже достаточно сильный тренд, который будет актуальным в долгосрочной перспективе.
С этой тенденцией связан и тренд на формирование потребительских сообществ с высоким уровнем понимания продукта, которые не только потребляют, но и влияют на бренд и индустрию в целом. 75% респондентов отмечают сильное влияние потребительских сообществ на развитие рынков.
Сегментация аудитории
Растёт количество нишевых, локальных производителей контента и продукта, работающих с ограниченной темой и аудиторией. Социальные сети, платформы, а также разнообразные сервисы для создания контента позволяют создавать востребованные продукты на узкоспециализированные темы и формировать лояльное сообщество.
Кейс: В апреле 2023 года в пространстве «ГЭС-2» прошёл фестиваль нард совместно с Федерацией нард России. В трёхдневной программе были лекции, перформативные игры, турниры, обучение для новичков и публичная дискуссия.
Потребитель-эксперт
Вокруг брендов формируются сообщества из людей с высоким уровнем понимания продукта и потребительской экспертизой. Аудитория всё чаще участвует в развитии брендов, вовлекаясь в продвижение и трансформируя продукты и сервисы через обратную связь.
Кейс: Бюро путешествий «Ща» организовало сообщество для участников, которые ездили в тур с компанией хотя бы один раз. «Соущастники» — так называют членов комьюнити — состоят в закрытом чате, получают приглашения на мероприятия и раньше всех узнают о новых путешествиях.
Продукт
Большое количество информации и кажущиеся неограниченными возможности выбора не облегчают процесс покупки, а провоцируют состояние ступора у аудитории. Так популярность набирают сервисы, которые экономят потребителям время и ментальные усилия на принятие решений. Четверть предпринимателей отмечают растущую популярность сервисов полного цикла, а 30% уверены, что это долгосрочный тренд.
Одновременно с этим внимание к локальным брендам всё очевиднее. Обращение к историческому и культурному наследию становится способом отстроиться от конкурентов и подстроить идентичность бренда на узнаваемых и близких аудитории символах. 70% респондентов считают, что этот тренд особенно характерен для российского рынка.
Сервисы 360
У аудитории сформировался запрос на сервисы полного цикла, в которых с человека снимаются проблемы поиска, выбора продукта и даже принятия решения. Такие сервисы позволяют не только экономить время, оптимизировать процессы и решать множество задач одновременно, но спасают от «страха лучшего варианта» (FOBO).
Кейс: Проект «Ковчег» организует туры в Териберку. Участнику не нужно ни о чём беспокоиться: в стоимость путешествия входят все активности, питание и даже экипировка.
Локальность и лояльность
Бизнес больше обращается к локальному: от ресурсов и сырья до наследия, традиций и контента. Здесь встречаются две линии интересов: аудитория стремится выразить свою идентичность, а бизнес может снизить издержки за счёт локализации производства.
Кейс: Лаборатория прототипирования «Антихрупкость» при фарфоровом заводе в Сысерти и дизайнер Фёдор Колпаков изготовили серию чашек, вдохновлённых уральским конструктивизмом. Проект исследует тему локальной идентичности через архитектурное наследие Екатеринбурга.
Бизнес
Аудитория креативных продуктов априори намного меньше массовой, и здесь логичной кажется яростная конкуренция за каждого клиента. Однако компании начинают работать вместе, обмениваясь аудиторией и усиливая предложения друг друга. 26% опрошенных креативных специалистов отмечают явную тенденцию на появление коллабораций и совместных проектов различных, даже конкурирующих, брендов.
Одним из способов масштабироваться и расширять аудиторию в условиях санкций становится обращение к аудитории восточных и азиатских стран. Этот тренд выделяет 42% респондентов.
Кооперация и сотрудничество
Кооперация, сотрудничество, коллаборации становятся всё более популярными среди брендов. Вместо интенсивной борьбы за аудиторию конкуренты начинают работать вместе: делить заказы, делать совместный мерч и создавать ассоциации.
Кейс: Петербургская пекарня ZOE и бренд эко-одежды Urbantiger летом 2023 года создали лимитированное сет-меню с заварной булочкой, домашним йогуртом и лимонадом. Весь месяц коллаборации сотрудники пекарни встречали гостей в униформе, разработанной Urbantiger.
Поворот на Восток
В последние два года усиливаются экономические и культурные связи со странами Востока и Азии. Среди наиболее популярных направлений — страны MENA (например ОАЭ, Катар), Турция, Китай и Казахстан.
Кейс: В сентябре 2022 года российский бренд одежды и аксессуаров Lime открыл первый магазин в Казахстане. А в 2023-м сеть начала работать и в Дубае.
Технологии
Паника по поводу того, что креативных специалистов заменит искусственный интеллект и никто больше не будет снимать кино, писать тексты и создавать иллюстрации, оказалась преждевременной. Без контроля специалиста искусственный инструмент оказывается недостаточно эффективным инструментом. Только 22% респондентов отметили, что активно внедряют искусственный интеллект в ключевые бизнес-процессы.
Однако разнообразные платформы оказывают значительное влияние на креативные индустрии, трансформируя устоявшиеся бизнес-модели и способы взаимодействия с аудиторией. 90% респондентов отмечают значительное влияние этого тренда как особенность российского рынка креативных индустрий.
Прикладной ИИ
Искусственный интеллект всё больше используется для решения бизнес-задач, но пока ограниченного спектра и под контролем людей. Несмотря на предсказания, что вскоре ИИ заменит многие специальности, нейросети не могут создавать контент самостоятельно, а результат требует проверки человеком.
Кейс: книжный онлайн-сервис «Строки» от МТС в июне 2023 года представил первый буктрейлер, созданный нейросетью. Искусственный интеллект проанализировал содержание книги «Часть картины» Аси Володиной и визуализировал его героев в коротком видео.
Диктатура платформ
Шеринг-экономика и цифровые платформы меняют существующие рынки — от структуры до бизнес-процессов и финансовых моделей участников. Для одних сфер платформы становятся драйверами роста, для других — ставят под угрозу рентабельность бизнеса.
Кейс: «Пчелошеринг» — сервис, который позволяет дистанционно купить улей, контролировать процесс его обслуживания через сайт, а затем получить собственный урожай мёда в брендированной упаковке.
Люди
Особенности демографической ситуации в мире и специфические процессы в России трансформируют рынок труда и способы взаимодействия с сотрудниками. Всё больше заметны русскоязычные сообщества и бренды за рубежом, однако такой способ доступен немногим компаниям и специалистам — эту тенденцию считают сильной лишь 18% респондентов.
С другой стороны, конкуренция за специалистов и стремление оптимизировать затраты стимулируют внедрение аутсорс-решений. Аутсорсинг позволяет создавать комплексные проекты, сокращая издержки и улучшая результат за счёт опыта подрядчика. При этом 58% респондентов считают этот тренд скорее локальным и характерным только для российского рынка.
Бизнес-эмиграция
За последние два года миграция российского бизнеса и креативных специалистов на рынки за пределами России приобрела устойчивую форму. Многие компании перестраивают бизнес-модель, открывают филиалы и представительства, переключаются исключительно на зарубежных клиентов, рынки труда и инвестиций.
Кейс: основанный в Якутске сервис для заказа такси inDrive в мае 2023 года прекратил работу в России и переместил головной офис в Казахстан. Тогда же оставшаяся в стране команда российского сервиса перезапустила бизнес под новым названием — Drivee.
Глобальное делегирование
Бренды чаще отдают на аутсорс бизнес-задачи, не связанные с основным продуктом. Компании фокусируются на управлении ключевой ценностью, приносящей наибольшую прибыль, а сопутствующие процессы типа маркетинга, дизайна, бухучёта и даже продажи отдаются партнёрам или контрагентам.
Кейс: петербургское диджитал-агентство Nimax в том числе занимается разработкой и поддержкой HR-бренда для крупных компаний. Этой услугой уже воспользовались «Касперский», Mail.ru Group, «Газпром» и другие.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.