Как поймать сезон за хвост: выжимаем прибыль по полной
Советы от маркетолога сезонному бизнесу.
Дмитрий Шестаков, сооснователь маркетингового агентства Сайткрафт, расскажет, что и как нужно делать перед началом сезона и во время него, чтобы и получать ресурс, и быть в нём.
Пик продаж приходится на середину сезона. Как правило, у каждого бизнеса он свой. Только кто-то готовится, планирует стратегию и забирает долгожданный куш, а кто-то валяет дурака.
Как живётся бизнесу в сезон
Разберём на реальном примере. Наш клиент занимается производством и продажей окон. Он отмечает, что из года в год период сезонности — август–сентябрь. Если говорить о 2023 годе, то по продажам чуть уступали июнь, июль и октябрь.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
В 2024 году ситуация практически не изменилась. С октября поток пошёл на спад, и на 40% продажи упали в ноябре. Декабрь, по сравнению с ноябрём, упал на 15%.
Что я подразумеваю под подготовкой? Как минимум, создание стратегии с клиентскими целями, как максимум, запуск рекламной кампании. У каждого она может быть своя.
А теперь перейдём от теории к практике.
Как правильно подготовиться к сезону
Попробуем раскрутить историю примерно на полгода назад. Идеальная картина должна выглядеть так:
6 месяцев и шаг №1
Важно делать все последовательно:
Наметьте декомпозицию, спланируйте продажи. Чтобы это сделать, нужно поделить ваши глобальные невероятные планы на что-то более измеримое, достижимое и ограниченное во времени, то есть на задачи.
Так вы упростите себе жизнь, создадите чёткую структуру и донесёте до каждого сотрудника ключевые показатели эффективности.
Например, вы захотели за один месяц заработать 10 млн. Эта цель недостижима, потому что она абстрактна. А вот цель «заработать 10 млн рублей за сентябрь (сезонный месяц) на продаже окон в жилые новостройки с помощью, например, контекстной рекламы и прокачки личного бренда» — вполне реальна.
Изучите свою целевую аудиторию. Для этого определите:
-
Какие критерии оценки товара привлекают вашего клиента?
-
На какие запросы клиент лучше всего реагирует?
-
Что отталкивает клиента исходя из проработки опыта работы конкурентов?
Проанализируйте конкурентов. Ответьте на вопросы:
-
Какие инструменты, воронки продаж, офферы используют конкуренты в своей деятельности?
-
Как построен их сайт, в чём заключается выигрышность его структуры?
Например, мы знаем, что на стыке 2023 и 2024 года у клиента в нише производства и продажи окон с рынка ушли несколько конкурентов. Это были средние бизнесы, и тем не менее их доля клиентов перешла к нашему. Такие детали тоже необходимо знать.
Рассмотрите предыдущую рекламную кампанию. Тут всё просто. Надо разложить по полочкам удачные и неудачные решения. Первые используйте в дальнейшей работе, а провальные варианты отправляйте в корзину.
В 2023 году у нашего клиента чистая прибыль по отношению к выручке росла. 2024 год непонятен, но по прогнозам разгар сезона может быть пустым. В этом случае нужно изучить, что принесло хорошую статистику в 2023, и что можно перенять в 2024 году.
5 месяцев или шаг №2
Уже здесь нужно начинать искать подрядчиков. Чтобы поиск прошёл безболезненно:
-
увеличьте число рассматриваемых заявок;
-
составьте детализированный бриф с интересующими вас вопросами;
-
сформулируйте для подрядчика точную цель с описанием конкретных показателей. Это число привлечённых клиентов, средний чек, временной интервал, KPI.
Такой подход облегчит работу и поможет отсеять подрядчиков, которые не готовы к результативному сотрудничеству.
Чтобы облегчить поиск и брифование подрядчиков, скачайте шаблоны.
3–4 месяца или шаг №3
Наступил момент, когда нужно позаботиться о сайте. Процесс трудоёмкий, требует достаточно много усилий и времени. Включает следующие этапы:
-
создание детально проработанного макета основных страниц веб-ресурса;
-
постановка ТЗ СЕО-специалисту, директологу;
-
составление общего плана;
-
прогнозирование результатов проведения рекламной кампании.
2–3 месяца или шаг №4
Наконец-то мы добрались до рекламной кампании. Перед тем, как её проработать и запустить, нужно посмотреть, что сработало ранее. Помните: ненужное выкидываем. Старайтесь тестировать новые варианты, занимайтесь оптимизацией.
Учитывайте, что на полноценную раскрутку РК вам понадобится до двух месяцев.
1 месяц до запуска или шаг №5
Начало сезона вас теперь уже не пугает, реклама работает, сайт в порядке. Можно спокойно заняться увеличением метрики конверсии продаж.
Возможные трудности при запуске сезона
Опыт показывает, что не всё всегда проходит гладко. На каком-то из этапов возможны срывы. Поэтому, начиная подготовку загодя, примерно за полгода, вы создаёте для себя подушку безопасности, чтобы быть уверенными в готовности рекламной компании и сайта.
При нахождении каких-то огрехов будет время спокойно их исправить. Однако 100% гарантии успеха быть не может, и вот почему:
Всплеск конкуренции
В сезон оживляется конкурентная гонка. Каждому участнику рынка хочется занять выигрышные позиции, заработать как можно больше денег. При этом Яндекс не резиновый, поэтому наблюдается резкий рост ставок и расходов.
Если вы хотите, чтобы бюджет РК приносил реальную прибыль, а не сливался, начинайте заниматься подготовкой к рекламной кампании заранее. Например, проработайте семантику, оптимизируйте УТП.
Основной вопрос, на который вы чётко должны знать ответ: чем ваш товар отличается от остальных?
При этом ваши офферы должны в полной мере соответствовать реальному положению дел. Не надо приукрашивать. Это не привлечёт, а оттолкнёт потенциальных покупателей.
Возможный перерасход рекламного бюджета
Повышенная конкуренция неизбежно повлечёт за собой повышение расходов. К сожалению, это так. Поэтому рекомендую заранее опробовать различные стратегии, чтобы в трудный момент воспользоваться наиболее подходящей.
Да, опять говорю: заранее! За неделю до старта при всём желании не получится раскрутить достойную РК.
Рекомендуемое «лечение» для снижения расходов, если момент упущен:
-
сужение ЦА;
-
охват релевантного сегмента аудитории путём уточнения настроек таргетинга с максимальным приближением запросов ЦА к вашему продукту;
-
регулярный мониторинг площадок при показе объявлений в рекламной сети Яндекса с исключением лишних, малоэффективных мест.
Технические проблемные аспекты
В сезон серверы могут быть перегружены из-за значительного трафика; страницы ресурса медленно грузятся, показ рекламы сбоит. Вот что может исправить ситуацию:
-
улучшение кеширования;
-
дополнительное сжатие изображений;
-
оптимизация сайта в целом.
Неплохо было бы прибегнуть к услугам опытного программиста. Грамотно организованная работа сайта и хорошо проработанная реклама позволят удержать РК на плаву даже при возникновении трудностей.
Что делать, если поток заявок слишком большой
Итак, вы решили заняться подготовкой заранее, у вас все пошло идеально, и вот они — долгожданные лиды. Стоп…и еще…и еще…их слишком много… Какие трудности могут возникнуть тут?
Падение качества услуг
Наравне с тем, как привлечь клиентов, нужно думать о том, как их обрабатывать. Вот что вы можете с этим сделать.
-
Оцените внутренние процессы, какие из них подлежат масштабированию? Что можно автоматизировать?
-
Просмотрите отзывы и проведите их аудит с исправлением ошибочных решений.
-
Пересмотрите мотивацию сотрудников.
-
Оцените, достаточно ли в вашей компании сотрудников?
-
Постарайтесь наладить обратную связь с клиентами для оперативного решения возникших проблем.
-
Выстройте регулярные процессы обучения всей команды.
-
Проследите за загруженностью каждого отдела.
Отсутствие запасного плана
Чем больше вы будете уверены в том, что все пойдёт идеально, тем выше шанс, что всё будет наоборот.
Помните, что цифра 1 в бизнесе самая опасная: это касается и сотрудников, и подрядчиков, и каналов продвижения.
Самоуверенность
Не обольщайтесь. Вы легко можете потерять своё место и на рынке, и в числе лидеров. Рынок не прощает ошибок и быстро наказывает рублём.
Основной принцип успеха, исходя из нашего опыта, — это заблаговременная тщательная подготовка к сезону. Оптимальные сроки: пять-шесть месяцев. Этот период поможет не только продумать максимальное количество ходов, но и даст время на реализацию планов, устранение неполадок.
Что важно сделать.
-
Сформировать цели и детально проработать продукт.
-
Найти качественных подрядчиков.
-
Оптимизировать сайт.
-
Проанализировать и настроить рекламные кампании.
-
Работать над метрикой.
Чем раньше начнёте — тем лучше будет результат. Проверено на клиентах.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.