Как поймать сезон за хвост: выжимаем прибыль по полной. Читайте на Cossa.ru

16 июля, 13:22

Как поймать сезон за хвост: выжимаем прибыль по полной

Советы от маркетолога сезонному бизнесу.

Дмитрий Шестаков, сооснователь маркетингового агентства Сайткрафт, расскажет, что и как нужно делать перед началом сезона и во время него, чтобы и получать ресурс, и быть в нём.

Пик продаж приходится на середину сезона. Как правило, у каждого бизнеса он свой. Только кто-то готовится, планирует стратегию и забирает долгожданный куш, а кто-то валяет дурака.

Как живётся бизнесу в сезон

Разберём на реальном примере. Наш клиент занимается производством и продажей окон. Он отмечает, что из года в год период сезонности — август–сентябрь. Если говорить о 2023 годе, то по продажам чуть уступали июнь, июль и октябрь.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

В 2024 году ситуация практически не изменилась. С октября поток пошёл на спад, и на 40% продажи упали в ноябре. Декабрь, по сравнению с ноябрём, упал на 15%.

График сезонности у клиента в нише производства и продажи окон. Готовиться к сезону нужно начинать за полгода, не меньше. Это значит, что в случае с нашим клиентом подготовка должна начаться в феврале—марте

Что я подразумеваю под подготовкой? Как минимум, создание стратегии с клиентскими целями, как максимум, запуск рекламной кампании. У каждого она может быть своя.

А теперь перейдём от теории к практике.

Как правильно подготовиться к сезону

Попробуем раскрутить историю примерно на полгода назад. Идеальная картина должна выглядеть так:

6 месяцев и шаг №1

Важно делать все последовательно:

Наметьте декомпозицию, спланируйте продажи. Чтобы это сделать, нужно поделить ваши глобальные невероятные планы на что-то более измеримое, достижимое и ограниченное во времени, то есть на задачи.

Так вы упростите себе жизнь, создадите чёткую структуру и донесёте до каждого сотрудника ключевые показатели эффективности.

Например, вы захотели за один месяц заработать 10 млн. Эта цель недостижима, потому что она абстрактна. А вот цель «заработать 10 млн рублей за сентябрь (сезонный месяц) на продаже окон в жилые новостройки с помощью, например, контекстной рекламы и прокачки личного бренда» — вполне реальна.

Изучите свою целевую аудиторию. Для этого определите:

  • Какие критерии оценки товара привлекают вашего клиента?

  • На какие запросы клиент лучше всего реагирует?

  • Что отталкивает клиента исходя из проработки опыта работы конкурентов?

Проанализируйте конкурентов. Ответьте на вопросы:

  • Какие инструменты, воронки продаж, офферы используют конкуренты в своей деятельности?

  • Как построен их сайт, в чём заключается выигрышность его структуры?

Анализ конкурентов клиента с целью формирования необходимого минимума форм обратной связи

Например, мы знаем, что на стыке 2023 и 2024 года у клиента в нише производства и продажи окон с рынка ушли несколько конкурентов. Это были средние бизнесы, и тем не менее их доля клиентов перешла к нашему. Такие детали тоже необходимо знать.

Рассмотрите предыдущую рекламную кампанию. Тут всё просто. Надо разложить по полочкам удачные и неудачные решения. Первые используйте в дальнейшей работе, а провальные варианты отправляйте в корзину.

В 2023 году у нашего клиента чистая прибыль по отношению к выручке росла. 2024 год непонятен, но по прогнозам разгар сезона может быть пустым. В этом случае нужно изучить, что принесло хорошую статистику в 2023, и что можно перенять в 2024 году.

5 месяцев или шаг №2

Уже здесь нужно начинать искать подрядчиков. Чтобы поиск прошёл безболезненно:

  • увеличьте число рассматриваемых заявок;

  • составьте детализированный бриф с интересующими вас вопросами;

  • сформулируйте для подрядчика точную цель с описанием конкретных показателей. Это число привлечённых клиентов, средний чек, временной интервал, KPI.

Такой подход облегчит работу и поможет отсеять подрядчиков, которые не готовы к результативному сотрудничеству.

Чтобы облегчить поиск и брифование подрядчиков, скачайте шаблоны.

Скриншот из шаблона по просчёту вложений в SEO/контекст/Авито/рассылку

3–4 месяца или шаг №3

Наступил момент, когда нужно позаботиться о сайте. Процесс трудоёмкий, требует достаточно много усилий и времени. Включает следующие этапы:

  • создание детально проработанного макета основных страниц веб-ресурса;

  • постановка ТЗ СЕО-специалисту, директологу;

  • составление общего плана;

  • прогнозирование результатов проведения рекламной кампании.

2–3 месяца или шаг №4

Наконец-то мы добрались до рекламной кампании. Перед тем, как её проработать и запустить, нужно посмотреть, что сработало ранее. Помните: ненужное выкидываем. Старайтесь тестировать новые варианты, занимайтесь оптимизацией.

Учитывайте, что на полноценную раскрутку РК вам понадобится до двух месяцев.

1 месяц до запуска или шаг №5

Начало сезона вас теперь уже не пугает, реклама работает, сайт в порядке. Можно спокойно заняться увеличением метрики конверсии продаж.

Возможные трудности при запуске сезона

Опыт показывает, что не всё всегда проходит гладко. На каком-то из этапов возможны срывы. Поэтому, начиная подготовку загодя, примерно за полгода, вы создаёте для себя подушку безопасности, чтобы быть уверенными в готовности рекламной компании и сайта.

При нахождении каких-то огрехов будет время спокойно их исправить. Однако 100% гарантии успеха быть не может, и вот почему:

Всплеск конкуренции

В сезон оживляется конкурентная гонка. Каждому участнику рынка хочется занять выигрышные позиции, заработать как можно больше денег. При этом Яндекс не резиновый, поэтому наблюдается резкий рост ставок и расходов.

Если вы хотите, чтобы бюджет РК приносил реальную прибыль, а не сливался, начинайте заниматься подготовкой к рекламной кампании заранее. Например, проработайте семантику, оптимизируйте УТП.

Основной вопрос, на который вы чётко должны знать ответ: чем ваш товар отличается от остальных?

При этом ваши офферы должны в полной мере соответствовать реальному положению дел. Не надо приукрашивать. Это не привлечёт, а оттолкнёт потенциальных покупателей.

Возможный перерасход рекламного бюджета

Повышенная конкуренция неизбежно повлечёт за собой повышение расходов. К сожалению, это так. Поэтому рекомендую заранее опробовать различные стратегии, чтобы в трудный момент воспользоваться наиболее подходящей.

Да, опять говорю: заранее! За неделю до старта при всём желании не получится раскрутить достойную РК.

Рекомендуемое «лечение» для снижения расходов, если момент упущен:

  • сужение ЦА;

  • охват релевантного сегмента аудитории путём уточнения настроек таргетинга с максимальным приближением запросов ЦА к вашему продукту;

  • регулярный мониторинг площадок при показе объявлений в рекламной сети Яндекса с исключением лишних, малоэффективных мест.

Технические проблемные аспекты

В сезон серверы могут быть перегружены из-за значительного трафика; страницы ресурса медленно грузятся, показ рекламы сбоит. Вот что может исправить ситуацию:

  • улучшение кеширования;

  • дополнительное сжатие изображений;

  • оптимизация сайта в целом.

Неплохо было бы прибегнуть к услугам опытного программиста. Грамотно организованная работа сайта и хорошо проработанная реклама позволят удержать РК на плаву даже при возникновении трудностей.

Что делать, если поток заявок слишком большой

Итак, вы решили заняться подготовкой заранее, у вас все пошло идеально, и вот они — долгожданные лиды. Стоп…и еще…и еще…их слишком много… Какие трудности могут возникнуть тут?

Падение качества услуг

Наравне с тем, как привлечь клиентов, нужно думать о том, как их обрабатывать. Вот что вы можете с этим сделать.

  • Оцените внутренние процессы, какие из них подлежат масштабированию? Что можно автоматизировать?

  • Просмотрите отзывы и проведите их аудит с исправлением ошибочных решений.

  • Пересмотрите мотивацию сотрудников.

  • Оцените, достаточно ли в вашей компании сотрудников?

  • Постарайтесь наладить обратную связь с клиентами для оперативного решения возникших проблем.

  • Выстройте регулярные процессы обучения всей команды.

  • Проследите за загруженностью каждого отдела.

Отсутствие запасного плана

Чем больше вы будете уверены в том, что все пойдёт идеально, тем выше шанс, что всё будет наоборот.

Помните, что цифра 1 в бизнесе самая опасная: это касается и сотрудников, и подрядчиков, и каналов продвижения.

Самоуверенность

Не обольщайтесь. Вы легко можете потерять своё место и на рынке, и в числе лидеров. Рынок не прощает ошибок и быстро наказывает рублём.

Основной принцип успеха, исходя из нашего опыта, — это заблаговременная тщательная подготовка к сезону. Оптимальные сроки: пять-шесть месяцев. Этот период поможет не только продумать максимальное количество ходов, но и даст время на реализацию планов, устранение неполадок.

Что важно сделать.

  1. Сформировать цели и детально проработать продукт.

  2. Найти качественных подрядчиков.

  3. Оптимизировать сайт.

  4. Проанализировать и настроить рекламные кампании.

  5. Работать над метрикой.

Чем раньше начнёте — тем лучше будет результат. Проверено на клиентах.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is