5 основных показателей эффективности компании
Только ли число лидов имеет значение? Просто и понятно о пятёрке факторов успеха маркетинга.
Коллеги из сервиса автоматизации финансового учёта «Финтабло» рассказали о 5 показателях, которые помогут оценить общую эффективность бизнеса.
Чистый денежный поток
В первую очередь стоит обратить внимание на чистый денежный поток. Найти его можно так: из всех поступлений за период вычесть все списания.
Если ЧДП положительный — это хороший знак. У компании есть деньги, и их хватает на все необходимые расходы.
Если ЧДП отрицательный — дело плохо. Со счетов компании уходит больше денег, чем приходит, компания пребывает в кассовом разрыве.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
За ЧДП следят в динамике: сравнивают, как он изменяется от месяца к месяцу. Это позволяет вовремя выявить проблему перерасхода средств, найти её причину и не допустить повторения в следующем периоде.
Отражается этот показатель в отчёте о движении денег:
Чистая прибыль
Бизнес должен приносить своим основателям деньги, а значит самый важный показатель для собственника — это чистая прибыль. Он помогает понять, сколько денег компания заработала за этот месяц, квартал или год.
Узнать чистую прибыль не сложно. Достаточно вычесть из выручки бизнеса все его расходы, включая налоги, проценты по кредитам и амортизацию.
За чистой прибылью также следят в динамике и анализируют, сколько составил этот показатель накопленным итогом за квартал, полугодие и год. Особенно это актуально для сезонных бизнесов, собственникам которых необходимо убедиться, что убыток несезонных месяцев будет перекрыт прибылью пикового периода.
Сделать точный вывод о прибыльности бизнеса можно по показателю средней чистой прибыли — он должен быть положительным.
Чистая прибыль фиксируется в отчёте о прибылях и убытках:
Рентабельность по чистой прибыли
Показатель рентабельности по ЧП помогает выразить эффективность работы бизнеса в процентах. Он показывает, какую долю составляет чистая прибыль в общей выручке предприятия. Чтобы найти рентабельность, нужно разделить чистую прибыль на выручку и умножить на 100%.
Например, если компания выручила 2 млн рублей, а чистыми получила 400 тысяч, рентабельность по ЧП составила 20%. Это хороший показатель.
Общепринятых норм по рентабельности не существует, но финансовые директора советуют ориентироваться на промежуток 20%-30%. Для разных отраслей бизнеса нормой будет считаться показатель чуть выше или чуть ниже данного.
Рентабельность по ЧП также отражается в отчёте о прибылях и убытках:
Обязательства
Обязательства компании — это её долги перед поставщиками, покупателями и сотрудниками, а также заёмные средства, которые необходимо вернуть. К последним относятся банковские кредиты и займы у других организаций.
За объёмом обязательств необходимо следить. В идеале он должен сокращаться, в норме — просто не превышать собственные средства компании.
Понять, сколько у компании средств, можно, сложив деньги и дебиторскую задолженность. Дебиторка — это те деньги, которая компания уже заработала, но ещё не получила от своих клиентов. Однако на них уже можно рассчитывать.
Дальше простая математика:
Деньги + Дебиторка — Кредиторка > 0 — дела идут хорошо.
Деньги + Дебиторка — Кредиторка < 0 — опасная ситуация.
Узнать объём обязательств и следить за ним в динамике позволяет управленческий баланс:
Выручка и прибыль на сотрудника
Этот показатель используют, когда необходимо оценить эффективность найма и адаптации новых сотрудников в компании.
В идеале, вместе с ростом штата должна расти и прибыль на сотрудника. В противном случае, штат разрастается, а генерить больше прибыли не начинает — компании это не выгодно.
Вычислить показатель можно, разделив чистую прибыль на количество сотрудников. Важный момент: проводить анализ стоит только тогда, когда новички успешно прошли испытательный срок и стали полноправными членами команды.
Удобнее всего следить за этим показателям по наглядным графикам:
Чек-лист здоровья бизнеса
Итак, за эффективностью бизнеса можно следить по 5 показателям, которые содержатся в отчёте о движении денег, отчёте о прибылях и убытках и управленческом балансе.
Картина эффективного бизнеса выглядит так.
-
Чистый денежный поток положительный.
-
Бизнес приносит прибыль. Её размер может меняться, но среднее значение остаётся положительным.
-
Рентабельность по чистой прибыли составляет 20–30%. Но важно помнить, что единой нормы не существует: для вашего бизнеса она может быть чуть выше или чуть ниже.
-
Объём обязательств не превышает собственные средства компании и постепенно сокращается.
-
Вместе с ростом штата увеличиваются показатели выручки и прибыли на сотрудника.
Что ещё почитать об эффективном маркетинге и его инструментах
- 3 решения для эффективного маркетинга
- Взгляд через океан: тенденции рынка труда в сфере маркетинга в России и США
- Как стать самым крупным агентством на рынке: тактика действий
- «Нет сил и времени, а бюджет 5000 рублей»: как с такими вводными продвигать локальный бизнес
- Современный маркетинг: 5 решений глобальных проблем
- Как отстроиться от конкурентов через депозиционирование
- Digital-маркетинг 2024 года в B2C и B2B
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.