4 способа ускорить развитие fashion-бренда
Анализируем главные тренды на fashion-рынке на основе аналитики и кейсов лидеров индустрии. Эксперт об итогах конференции Fashion Day.
Рынок быстрой моды (или fast fashion) в электронной коммерции развивается почти вдвое быстрее, чем рынок ecommerce в целом. По данным представителя Яндекса, fashion-ecom растёт на 13% ежегодно, тогда как весь ecom-рынок — лишь на 7%.
Чтобы сохранить конкурентоспособность в условиях взрывного роста fashion-индустрии, необходимо быть в курсе ключевых трендов и инноваций. 30 августа прошла ежегодная конференция Яндекс Рекламы по бизнесу и маркетингу в индустрии моды Fashion Day. В статье независимый эксперт в SMM&Influence маркетинге fashion-сегмента Ирина Гладких выделила главные советы с конференции и проанализировала, что именно поможет достичь успеха fashion-бренду в диджитал и офлайн-пространствах.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
1. Развивайте ecommerce-направление
Fashion-шопинг в онлайн-формате становится приоритетным. Согласно озвученным на конференции результатам онлайн-опроса Яндекса, проведённого на access-панели в июле 2024 года, категория «одежда или обувь» стала наиболее популярной среди тех, кто впервые совершил покупку в интернете за последний год. В городах с населением от 700 тысяч человек этот показатель составил 44%, а в городах с населением 100–700 тысяч — 33%.
Этому есть простое объяснение: сегодня потребитель ценит доступность товаров и удобство покупки. Так, по данным исследования платформы для роста онлайн-продаж Tinkoff eCommerce, в 2023 году объём расходов на российских маркетплейсах вырос в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом: количество покупок увеличилось на 63%. Это значит, брендам стоит уделять внимание размещению на популярных маркетплейсах, чтобы оставаться конкурентоспособными. Отсутствие бренда на одном из них может привести к потере клиентов и снижению продаж, что особенно критично для небольших и средних бизнесов.
Для крупных компаний, имеющих несколько сотен собственных точек продаж, отказ от работы с маркетплейсами или минимизация такого сотрудничества может быть не слишком рискованным шагом. Но важно понимать, что в современных условиях присутствие бренда на всех возможных площадках всё равно становится необходимостью.
При этом, несмотря на активное развитие маркетплейсов, наличие собственного интернет-магазина остаётся актуальным для fashion-брендов. Маркетплейсы могут стать дополнительной точкой контакта с потребителем, а онлайн-магазин позволит сохранить маржинальность и сформировать сообщество лояльных покупателей.
Стимулирование онлайн-продаж через собственную ecom-площадку — один из главных инструментов, которые помогают повысить эффективность бизнеса. Сейчас компании инвестируют около 93% бюджета в диджитал-каналы. Shein, например, потратил на рекламу 400 млн долларов в 2023 году, а Temy выделил на рекламные форматы почти 386 млн долларов в первые месяцы 2024 года.
Исключение маркетплейсов из стратегии развития возможно только в том случае, если бренд имеет статус lovemark и широкую продуктовую сеть. В этом случае клиент может изменить свой привычный сценарий потребления, мотивированный желанием приобрести конкретный товар конкретного бренда.
На конференции спикером был приведён кейс Nike, когда после разрыва сотрудничества с Amazon бренд начал расти быстрее, чем вся категория Fashion на маркетплейсе. Подъём ecom-продаж Nike оказался в 2,7 раза выше Amazon Fashion: за период 2019—2024 гг. размер продаж в e-commerce Nike выросли на 80%, у Amazon Fashion — на 33%.
Однако стоит отметить, что категория Amazon Fashion имеет устоявшийся фундамент крупных брендов. Сравнение динамики роста продаж интернет-магазина одного бренда с динамикой роста всей категории на международном маркетплейсе не представляется объективным.
Думаю, что пример с Nike демонстрирует рост продаж в собственном интернет-магазине именно благодаря изначально сильному бренду. Nike — это, бесспорно, lovemark ввиду многих факторов: эксклюзивные модели, омниканальные коммуникации с потребителями, дополнительные сервисы для юзеров и так далее. Поэтому, если покупатель хочет купить кроссовки, он обращается в первую очередь в интернет-магазин Nike, а уже затем, в случае отсутствия товара, ищет другую доступную точку продаж, изменяя своему традиционному пути клиента.
Таким образом, подход к развитию точек продаж в ecom можно выбрать, опираясь на следующие критерии:
-
мало точек продаж. Размещение на маркетплейсах — в приоритете, своя электронная коммерция — номинально;
-
много точек продаж, широкая сеть. Свой ecom — в приоритете, маркетплейсы — номинально;
-
много точек продаж + статус lovemark. Свой ecom — в приоритете, маркетплейсы — номинально или полный отказ.
Налаживайте партнёрства и создавайте коллаборации
На данный момент коллаборации — это не просто модный тренд, а один из самых эффективных маркетинговых инструментов. Они работают одновременно в двух направлениях:
-
формируют имидж бренда, завоевывая лояльность потребителей посредством нативного и бесшовного встраивания бренда в контекст;
-
увеличивают продажи.
Коллаборация может быть успешной только при условии, что партнёры найдут эмоциональные точки касания с аудиторией и смогут вовлечь её в коммуникацию.
Можно выделить несколько актуальных форматов коллабораций среди fashion-брендов и не только:
Коллаборации между брендами. Партнёрство между брендами предполагает взаимовыгодные отношения, своего рода симбиоз. Важно, чтобы у брендов были общие ценности или они дополняли друг друга. Но можно пойти и от обратного, выбрав партнёра по схожим запретным темам для бизнеса.
Результатом коллаборации может стать новый продукт, объединяющий атрибуты сотрудничающих брендов.
Коллаборации внутри креативной отрасли. Бренды всё чаще сотрудничают с представителями креативных индустрий, что позволяет создавать эксклюзивные коллекции, в дизайне которых используются произведения искусства или личного творчества.
Например, Loewe и Studio Ghibli запустили капсульную коллекцию, вдохновлённую мультфильмом Миядзаки «Ходячий замок». За вещами британские покупатели начали выстраиваться в очередь уже в 7 часов утра.
Некоторые бренды идут ещё дальше и открывают собственные музеи во флагманских магазинах. Таким образом они организуют пространство для экспозиций и проводят встречи или опен-токи с инфлюенсерами.
Коллаборации с медийными личностями. Кастомизация и сотрудничество с лидерами мнений и популярными селебрити, а также выпуск лимитированных коллекций с ними по-прежнему работают — и действительно яркие коллаборации обладают высоким виральным потенциалом.
Так, Swarovski работали в коллаборации с брендом Ким Кардашьян SKIMS, выпустив вещи, усыпанные стразами. Стоимость одной позиции нижнего белья из коллекции — от 100 до 300 евро.
Социальные и экологические коллаборации. На пике популярности и коллаборации, направленные на решение экологических и социальных проблем. Они могут включать в себя разработку экологически чистых и устойчивых продуктов, а также реализацию социальных инициатив для продвижения благотворительных целей.
Fashion-бренд Monochrome на протяжении нескольких лет выпускает благотворительную коллекцию LIFE совместно с Фондом Константина Хабенского, куда ежемесячно перечисляется часть прибыли с продаж вещей из линейки.
Гастрономические коллаборации. На конференции они упомянуты не были, но мне кажется, что такой формат сотрудничества не менее актуален. Наиболее частотны коллаборации ресторанов с брендами индустрии красоты. Традиционные форматы таких коллабораций включают сет-меню или специальные десерты, а также подарки и розыгрыши в формате лотереи.
Примером может служить совместная работа проекта Molecule и сети «Кофемания». В рамках этого сотрудничества был создан лимитированный напиток, вдохновлённый ароматом Mango Skin от Vilhelm Parfumerie. При заказе напитка посетители получали в подарок миниатюру культового аромата и VIP-карточку проекта Molecule.
3. Используйте актуальные форматы для проведения рекламных кампаний
На конференции были представлены результаты диджитал-форматов fashion-бренда LOVE REPUBLIC. Вот, что установили в рамках их аналитики:
-
новый тренд — использование 3D-видео, CTR которого в 1,7 раза выше, чем у статичного баннера;
-
использование видео в фиде сайта и в других рекламных креативах приносит дополнительные 11% трафика, как результат — CTR в 12,7 раза выше;
-
топ-3 формата коммуникации для ретаргетинга: скидка 10%, скидка 70%, капсульный гардероб.
В сравнении с промоакциями, априори эффективными, капсулы — самый успешный формат, поскольку сейчас актуален тренд на концепции брендов в формате универмага, когда покупатель может приобрести всё необходимое в одном месте.
Со своей стороны могу выделить другие актуальные форматы, так называемые best practice — форматы с высоким средним значением органического CTR:
-
моушен-дизайн и AR-эффекты — остаются трендовыми уже не первый год, влияют на эмоциональное восприятие продукта у аудитории. Идеально для анонсирования новой коллекции, запуска уникального продукта, демонстрации новых концепций бренда;
-
CTA (призыв к действию) в рамках промо или распродажи — позволяет выгодному предложению выйти в топ и увеличить охват;
-
продуктовые раскладки — фокусная демонстрация продукта на однотонном фоне, который контрастно выделяет рекламируемый предмет.
Отдельно хочу отметить необходимость использования медийной рекламы: инвестиции в неё растут как на глобальном, так и на российском рынке. Так, по данным результатов отчёта McKinsey State of Fashion 2024, компании на 25% больше вкладывают в брендинг, чем в perfomance-рекламу. А согласно данным с конференции, за первое полугодие 2024 года инвестиции в медийную рекламу выросли на 136% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Рост вложений обусловлен тем, что медийная реклама не только способствует формированию имиджа бренда, но и позволяет решать задачи на всех этапах воронки продаж и привлекать новую аудиторию, повышает поисковый интерес, увеличивает продажи и LTV как в e-commerce, так и в офлайн-ритейле. Вот как именно, согласно данным Яндекса, медийная реклама может усилить эффективность коммуникации:
- -17 — цена за действие покупателя (CPA);
- -22% — ДРР (доля рекламных расходов);
- +7% — средний чек покупки.
Чтобы медийная реклама, а также другие рекламные форматы сработали максимально эффективно, нужно использовать проверенный рабочий принцип — многовариантное тестирование с проведением A/B-тестов и формулированием множества гипотез, включая взаимоисключающие и нелогичные.
Важно подходить к процессу, включая критическое мышление, и не бояться экспериментов. Тестируйте различные элементы рекламного сообщения и множество комбинаций коммуникации и креативов для поиска наиболее рабочих вариантов, а также не забывайте про оптимизацию.
4. Задействуйте трендвотчинг
На мой взгляд, наиболее эффективные форматы, как правило, не зависят от сферы бизнеса, тематики или места размещения. В медиапространстве все бренды и даже блогеры конкурируют между собой за внимание аудитории. Поэтому трендвотчинг становится ключевым инструментом при разработке и реализации контент-стратегии.
Это не только способ создания имиджа бренда, но и инструмент, который косвенно влияет на продажи. Используя актуальные форматы коммуникации с клиентами через Telegram-каналы и социальные сети, вы привлекаете внимание аудитории в тот момент, когда она ищет идеи для покупок. Это может стимулировать спонтанные приобретения.
Даже в офлайн-шопинге покупатели заранее решают, в какие магазины пойдут. Так, 62% респондентов ищут вдохновение перед покупкой, из которых 87% опрошенных ищут его онлайн. Определение предпочтений происходит именно в интернете, и если бренд не представлен в диджитал-среде, покупатели выбирают более заметных конкурентов. Об этом свидетельствуют данные онлайн-опроса Яндекса за июль 2024 года.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.