Telegram-боты в образовании. Как онлайн-школы могут повысить эффективность учебного процесса с пользой для себя
Сценарии применения и подводные камни разработки ботов в обучении.
Как Telegram-боты влияют на процесс образования и повышают профит для бизнеса, рассказывает CEO QTIM и совладелец конструктора Telegram-ботов Wombot Антон Фокин.
Что даёт внедрение чат-ботов в образовательный процесс
Глобально стандартные чат-боты могут помочь бизнесу с двумя направлениями: сопровождением пользователя на этапе продажи образовательного продукта и автоматизацией менеджмента.
Организационная структура и ответы на часто задаваемые вопросы
В чат-бот можно добавить информацию об онлайн-школе и преподавателях, расписание и основные возможности обучения — всё, что нужно знать на старте.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Онбордить таким образом можно и преподавателей — это повышает скорость их адаптации и вовлечённость. Ещё один вариант использования ботов — FAQ. Внутри сервиса будут ответы на самые часто задаваемые вопросы, которые могут появляться на разных этапах обучения. Такая автоматизация позволит компании сэкономить ресурсы и освободить время сотрудников для более важных задач.
В боте также можно настроить автоматическое оповещение студентов о каких-либо изменениях, например, планируемых технических работах на платформе или о переносе занятия. А ещё с его помощью можно напоминать о непройденной теме или дедлайне. По статистике, чат-боты экономят 30% бюджета на поддержку.
Помощь отделу продаж
Чат-бот — простой и удобный инструмент, чтобы продавать курсы и проводить апсейл под индивидуальные потребности. Сбор информации о клиенте и аналитика позволяют «проводить» разные категории аудитории по воронке продаж и увеличивать прибыль.
Рассмотрим подробнее, какие бизнес-задачи в edtech помогает решать Telegram-бот и что нужно для его создания.
Telegram-бот на практике: сценарии, фичи и как их реализовать
Telegram в России (по итогам 2023 года) используют 85 миллионов человек. «Телега» — идеальная площадка для разработки чат-ботов. API позволяет создавать сложные и функционально насыщенные боты, технология шифрования облегчает работу с чувствительными данными, и при этом мессенджер можно использовать на всех популярных платформах. Однако само по себе наличие такой возможности в Telegram не делает бота априори эффективным, нужно продумать сценарии и качественно их реализовать.
Как могут выглядеть сценарии для разных этапов воронки продаж
Лидогенерация: для привлечения потенциальных клиентов
Чат-бот может предлагать получить бесплатный гайд или чеклист, а также предоставлять скидку в обмен на персональные данные.
Тем самым с помощью бесплатного контента он будет вести клиента по воронке продаж. Вся полученная информация фиксируется в CRM для дальнейшей персонализированной коммуникации с пользователем. Бот помогает получить лид, даже если человек не оставил номер, так как остаётся ссылка на профиль. В Telegram-боте Нетологии, например, лид-магнит интегрирован в приветственный текст:
Онбординг: после регистрации на сайте можно реализовать переход в чат-бот с пошаговыми инструкциями
Часто онбординг является одной из функций Telegram-бота, и в простом виде может выглядеть так:
Вторая аудитория онбординга — преподаватели. Им нужно быстро понять, как всё устроено: онлайн-платформа, занятия, обратная связь, корпоративная культура. Telegram-бот решает эти задачи и упрощает процесс адаптации.
Сбор заявок: с помощью бота можно разделить пользователей по ключевым характеристикам и зафиксировать эти данные в CRM
Это поможет менеджерам предложить наиболее релевантный курс. В боте не будет меню с множеством возможных действий, это скорее будет похоже на обычный чат. Такое решение есть у онлайн-школы Тетрика:
Наиболее интерактивный вариант сбора заявок — квиз или тест. Это просто и для пользователя, и бизнеса — можно заранее прописать ключевые вопросы. Этим путём пошла онлайн-школа Rebotica — предложила родителям опрос о ребёнке, чтобы найти ему курс по наиболее интересному ИТ-направлению:
Подогрев интереса: бот рассказывает о предстоящей лекции или практическом занятии и высылает напоминания
Сценарий можно построить вокруг совершённого ранее действия и применить цепляющие скрипты. Например, родитель ответил на вопросы о ребёнке, но не зарегистрировал его на пробное занятие. Telegram-бот напоминает об этом, усиливая сообщение примерами того, чему можно научиться:
Можно автоматизировать и образовательный процесс — высылать уроки и задания с необходимой регулярностью, отслеживать отправку домашней работы, делиться результатами
Вот простой пример разговорного бота, в котором можно выбрать частоту «общения»:
Боты могут собирать статистику по онлайн-курсам и пользователям: кто на каком этапе воронки остановился, сколько прошёл вопросов из теста и многое другое. Аналитику можно выгрузить в любом удобном формате, например, в Excel. Она помогает сегментировать аудиторию и понять какие действия необходимо совершить, чтобы вновь вовлечь пользователя: возможно предложить смежный курс для обучения или бонус на первое пробное занятие.
Как создать чат-бот и во что это обойдётся
Пожалуй, мы подошли к финальному, но не менее интересному вопросу. Есть два основных пути — кастомная разработка и конструкторы. В первом случае можно создать бота, который будет учитывать все требования бизнеса, включая интеграцию с системами образовательной платформы. Однако это потребует больших финансовых и временных вложений. Стоимость кастомного чат-бота с привлечением разработчиков начинается от 200 000 рублей, а конечная цена зависит от количества интеграций и функций.
Есть упрощённый вариант — использовать конструктор. В данном случае навыки программировании не понадобятся, бота можно «собрать как Lego»: выбрать подходящие шаблоны сценариев, внешний вид и кнопки.
Значительный плюс этого способа — быстрота запуска. Стоимость решения будет зависеть от выбранного сервиса и тарифов, которые чаще всего зависят от функционала бота и количества пользователей. На рынке также есть сервисы, которые включают самые базовые функции — и они бесплатные.
Несмотря на широкие возможности конструкторов, есть и ограничения функциональности. Они связаны со сложными запросами, которых нет в шаблонах платформы. Например, с помощью конструктора не получится реализовать выгрузку отчётов по прогрессу конкретного ученика. В этом случае нужна индивидуальная разработка.
Прогноз о развитии чат-ботов в edtech
Скорее всего, в ближайшие годы мы увидим много новых интересных решений и кейсов. Какими могут быть векторы развития?
Интеграция с образовательными технологиями и платформами
Чат-боты всё теснее взаимодействуют с другими инструментами: системами управления обучением (LMS), виртуальными классными комнатами и облачными сервисами. Например, при бесшовной интеграции с LMS чат-бот уведомит студентов о начале новых модулей и дедлайнах, предложит дополнительные материалы для самостоятельного изучения.
Такой подход однозначно повышает вовлечённость учеников и упрощает процесс обучения. За счёт автоматизации поддержки снижаются расходы, а лиды не теряются. Можно оптимизировать и маркетинговые кампании: например, если собранные ботом данные показывают повышенный интерес к курсам по программированию, школа акцентирует рекламу именно на них.
Внедрение умных помощников
Новые возможности открываются во многом благодаря обработке естественного языка в рамках ИИ-разработок. Например, студент спрашивает бота: «Когда дедлайн моего следующего задания?» Даже если вопрос задан с ошибками, ИИ может правильно интерпретировать его и предоставить точный ответ.
Ещё Telegram-бот может самостоятельно анализировать текстовые работы на предмет грамматических ошибок, оригинальности и стиля, давая полезные советы по их улучшению.
Расширение возможностей автоворонок
Интеграция нейросетей в чат-боты улучшает и бизнес-процессы. Например, конструктор ботов Wombot с их помощью сможет генерировать автоматические сценарии и воронки, создавать древовидные интерактивные курсы внутри Telegram. А глубокая аналитика, доступная благодаря ИИ, поможет оптимизировать предложения и маркетинговые стратегии на разных этапах принятия решения. В итоге автоворонки, управляемые чат-ботами, улучшают взаимодействие со студентами и оптимизируют учебные процессы. Происходит удержание текущих учеников и привлечение новых, и прибыль компании растёт.
Внедрение Telegram-ботов в edtech — не просто модное веяние. Онлайн-школы понимают, что инструмент даёт осязаемый эффект: сокращает расходы на операционку, автоматизирует работу с воронкой продаж, отлично генерирует лиды и сводит их потерю к минимуму. Пройдёт несколько лет, и он станет естественной частью образовательного процесса. И те, кто использует чат-боты сегодня, получит больше возможностей для инноваций и роста.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.