Сила дашбордов: настраиваем Yandex DataLens и принимаем управленческие решения на основе данных. Читайте на Cossa.ru

17 октября, 10:09

Сила дашбордов: настраиваем Yandex DataLens и принимаем управленческие решения на основе данных

Через тернии к дашбордам.

Cossa.jpg


В этой статье эксперт JetStyle делится опытом настройки и использования систем аналитики и визуализации данных, которые помогают в управлении подразделением. Этот подход могут применять не только руководители подразделений, но и все, кому нужно постоянно принимать решения внутри проекта, продукта или бизнеса.

***

Привет, меня зовут Наталья Устименко, я управляющий партнёр и директор performance-направления JetStyle. В рамках недавно прошедшего Уральского диджитал-тура от RUWARD и ДАЛЕЕ, я рассказывала о том, как выстроила управление бизнес-юнитом на основе данных. Это статья по мотивам моего выступления.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Речь пойдёт о том:

  • с какими проблемами я столкнулась как руководитель подразделения;

  • какие инструменты для сбора данных и принятия управленческих решений я использовала, чем они были хороши и не очень;

  • на каком инструменте остановилась, и как он работает (спойлер, это дашборды на основе DataLens — в конце статьи лежат демо, чтобы каждый мог их покрутить).

Кроме того, в моей статье вы найдёте последовательность шагов по настройке подобных дашбордов и чеклист готовности к их внедрению.

Поехали!

Проблемы руководителя подразделения и что с ними делать

Я работаю в JetStyle — это комплексный digital-продакшен, который состоит из трёх независимых подразделений, мы называем их бизнес-юнитами. У каждого есть своя стратегия развития, свои клиенты и сотрудники, свои проекты и свои финансы. Руководитель волен строить работу внутри своего бизнес-юнита по собственному усмотрению — это большая свобода и большая ответственность.

Моя рутина — это тактические и стратегические задачи:

  • контроль за поступлением и расходованием денежных средств,

  • управление портфелем клиентов,

  • управление командой и координация загрузки специалистов,

  • оперативная реакция на возникающие проблемы,

  • планирование стратегии развития подразделения.

Для принятия любого решения необходим доступ к актуальным данным, а они поступают из нескольких, не связанных друг с другом, систем, и чтобы анализировать их вместе — пришлось поискать решение.

Через тернии к дашбордам

Мой бизнес-юнит существует с 2016 года. И до 2021 большая часть доходов приходилась на услуги по разработке. Сейчас же две мои опоры и основные ноги — дизайн и интернет-маркетинг.

Со сменой услуг сменился и темп развития.

1.jpg

Динамика развития юнита

Чтобы эффективно управлять своим юнитом, я изначально много внимания уделяла аналитике того, что с ним происходит. Мы прошли несколько этапов в этом процессе.

Этап 1: эра Excel-таблиц

С 2016 по 2020 год мы сводили всю аналитику на базе Excel-таблиц. Это понятный и доступный инструмент, но у него есть свои особенности:

  • чтобы найти ответ на вопрос, необходимо выгрузить данные или перенести их руками, написать формулы и внимательно следить, чтобы эти формулы захватывали необходимые значения;

  • для каждого нового вопроса этот цикл повторяется;

  • чтобы видеть важные показатели в динамике, нужно делать апдейт данных регулярно.

Это всё нудно и долго.

Этап 2: знакомство с Google Data Studio

В 2021 году мы изменили подход к работе с табличками:

  • сократили их количество,

  • подключили источники данных напрямую к Google Data Studio,

  • визуализировали чарты.

Увы, пользовались этим решением недолго — возник слишком высокий риск потерять доступ к данным.

Этап 3: переход на дашборды в Yandex DataLens

С 2022 года в наших коммерческих проектах мы активно использовали визуализацию данных при помощи DataLens. Мы настроили их для всех наших крупных клиентов: «Уральских авиалиний», Besins Healthcare, «Сервье Россия». Клиенты счастливы, потому что у них есть удобные дашборды с данными для принятия решений. Мы же решили не быть сапожниками без сапог — и настроили собственную аналитику с помощью этого же инструмента.

Срезы, которые я анализирую, и за динамикой показателей которых я слежу:

  1. экономика;
  2. продажи;
  3. производство.

Чтобы у всех читателей была возможность «пощупать» наши дашборды, мы сделали демопанель: данные в ней синтетические, но дают представление о том, как всё работает.

Если вы оцените наших эльфов, гномов, Арагорна и Мордор, порадуется один digital-стратег, который помог мне с подготовкой демопанели.

Посмотрим, как устроены наши дашборды.

Дашборды экономической части

С точки зрения экономики мы следим за следующими показателями:

  • оборот/прибыль/рентабельность в динамике;

  • распределение прибыли по проектам/менеджерам;

  • доля утилизации часов;

  • оборот/прибыль по типам услуг;

  • оборот/прибыль по форматам оплаты.

На дашбордах все наглядно:

2.jpg

Дашборды с данными экономики подразделения

Дашборды про продажи

Мы следим за следующими показателями:

  • динамика входящих заявок;

  • распределение целевых и нецелевых заявок;

  • распределение заявок по юнитам;

  • соотношение новых продаж и апсейлов;

  • распределение заявок по каналам/источникам/сферам.

Например, с точки зрения воронки продаж, мы следим за балансом и ищем ответы на вопросы:

1. Есть ли изменение в распределении входящих?

  • Если есть, то почему оно произошло?

  • Сломался скоринг и нужно перепроверить данные?

  • Стало больше целевых входящих, тогда что мы такого сделали, чтобы это масштабировать?

  • Или мы просто взяли нового менеджера и переключили поток на него?

2. А может быть стало меньше входящих?

  • Если да, то почему?

  • Имеет место сезонность?

  • Сломался какой-то канал?

  • Или может быть менеджеры перестали заносить лиды в CRM?

2.jpg

Дашборд распределения заявок по качеству

Намного проще следить за балансом новых продаж и апсейлов. Для нас, например, распределение 50 на 50 — это нормально, а вот если оно ломается, мы ищем причину.

3.png

Дашборд соотношения новых продаж и апсейлов

Вот распределение по каналам/источникам входящих:

5.jpg

Дашборд распределения лидов по каналам/источникам

Если запустили ABM на авторынок, то следим за тем, растет ли спрос в категории «Авто». Или, например, видим, что увеличилась доля входящих в категории «Логистика» — делаем про этот сегмент отдельный лендинг, чтобы поддержать спрос маркетинговой активностью.

6.jpg

Дашборд распределения лидов по сферам

4.jpg

Дашборд спроса по сферам в динамике

Дашборды про производство

С помощью дашбордов про производство мы следим:

  • какие проекты есть на специалисте/группе специалистов;

  • изменение коммерческой/некоммерческой загрузки.

Анализируем, например, растет ли коммерческая загрузка на недавно принятого специалиста, чтобы понять его востребованность. Или отлавливаем ситуации, когда человека нужно разгрузить/догрузить по количеству проектов.

5.jpg

Дашборд распределения загрузки менеджера по проектам

Как настроить такую аналитику у себя

В нашем случае схема попадания данных в DataLens выглядит следующим образом:

В вашем случае набор может быть другим. Но есть обязательные условия для того, чтобы засетапить и развернуть подобную историю.

Прежде всего, команда:

  1. владелец процесса — описывает требования к процессу, ставит задачу и менеджерит этот процесс. Ему, собственно говоря, больше всех надо;

  2. специалист по разметке данных — обрабатывает неструктурированные данные и расставляет тэги;

  3. python-разработчик — достаточно уровня джуна — загружает данные в ClickHouse;

  4. аналитик данных — настраивает и занимается отладкой дашбордов в DataLens.

С точки зрения процессов вам важно убедиться, что в компании:

  1. налажены процессы разметки и выгрузки данных;

  2. специалисты трекают рабочие часы;

  3. понятно, как проверить полноту данных;

  4. возможно провести кросс-чек;

  5. существует документация, в которой описывается, как, откуда и по какой логике подтягиваются данные, как они размечаются, куда идут дальше.

Итого

Если вы хотите сами разобраться в том, как работают наши дашборды — переходите на нашу демопанель.

Кстати, там же мы опубликовали и другие демодашборды, которые настраиваем для клиентов:

Если вы хотите посмотреть запись этого выступления, все материалы доступны на сайте Уральского диджитал-тура в разделе «Екатеринбург».

А если вы хотите такие дашборды для себя или своих клиентов или хотите получить консультацию по их настройке, напишите мне в Telegram.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is