IT на аутстафф: 8 советов, которые помогут не ошибиться с выбором подрядчика
Найти надёжного партнёра и миновать все подводные камни.
Иногда сотрудникам в штате не хватает компетенций или просто времени для реализации проекта. В таких случаях компании часто предпочитают не нанимать дополнительного человека, а привлекать внешних специалистов. Эксперт по выбору подрядчиков в IT-компании Programming Store Роман Огородников расскажет, как их искать, чтобы получить ожидаемые результаты.
Перед поиском подрядчика подготовьтесь
Чётко сформулируйте потребности, задачи и цель — для чего вам привлекать внешнего специалиста? Также подумайте, действительно ли нужен аутстаффинг разработчиков — или всё-таки аутсорсинг задач. Например, если в компании нет IT-отдела, скорее всего требуется аутсорсинг разработки.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Составлять техническое задание и требования лучше IT-специалисту, а не бухгалтеру, закупщику или маркетологу. Например, хорошо подготовить требования может аналитик в IT. Он проанализирует бизнес-задачи, соберёт информацию от всех стейкхолдеров в компании и сформулирует ТЗ, которое будет понятно разработчику.
Что точно стоит указать в техническом задании.
Краткое описание проекта: какие технологии уже используют, методология разработки, состав команды, есть ли аналитики и тестировщики, или их роль частично выполняют программисты.
Задачи для разработчика.
Требования к знаниям технологий.
Есть ли ограничение по локации и часовому поясу.
Обращайтесь не к фрилансерам, а в компанию, которая специализируется на аутстаффинге
Это самый простой способ избежать рисков при выборе подрядчика, и вот почему:
Такая компания сама проводит системный скрининг кандидатов рынка и отбирает в команду более достойных, с развитыми профессиональными и личными качествами.
Компания несёт ответственность, которая зафиксирована в договоре и иных документах. Например, если выбранный специалист неудачно проявит себя на проекте, решит уволиться или заболеет, то задача компании — оперативно подобрать замену.
Компания заинтересована в росте профессионализма сотрудников — если они осваивают больше навыков и инструментов, востребованность компании на рынке растёт. Как следствие, специалисты постоянно обучаются и часто даже имеют план индивидуального развития.
У сотрудников в аутстаффинговых компаниях среднии срок проекта 6–8 месяцев. Благодаря частой смене проектов разработчик может поработать с разными инструментами и технологиями и постоянно расширять профессиональный кругозор.
Обращайте внимание на опыт и специализацию по вашему запросу
Если компания заявляет, что специализируется на конкретном стеке, например, программистах 1С, то, вероятно, сотрудник нужной квалификации уже будет в штате, готовый к выходу на ваш проект.
Отмечайте поведение менеджера по продажам
Скорее всего на первом этапе взаимодействия с компанией вы будете общаться именно с ним. Поведение этого человека несёт отпечаток корпоративной культуры подрядчика и может косвенно рассказать о качестве услуг. Например, если с ним легко общаться и он заинтересован решить запрос, то, вероятно, и в работе с программистом компания будет стремиться поддерживать высокий уровень клиентского сервиса.
Признаки клиентоориентированного менеджера по продажам:
-
задаёт вопросы по существу;
-
активно слушает;
-
пытается выявить скрытую боль;
-
ищет компромиссы, если интересы заказчика и исполнителя расходятся;
-
говорит с вами на одном языке, у него есть экспертиза по теме;
-
ответственный и пунктуальный;
-
обещания и договорённости выполняет в срок.
Читайте также: Что такое outhouse-агентство: объединяя преимущества
Оцените личные качества разработчика
На следующем этапе аутстаффинговая компания предложит подходящего разработчика на проект, вышлет CV (резюме) и организует техническое интервью. Здесь вы проверите, соответствует ли квалификация разработчика заявленной, но это не всё.
Пришло время оценить личные качества разработчика. Несмотря на стереотипы о том, что техническим специалистам не обязательно быть коммуникабельными, всегда проще работать с человеком, который умеет вести диалог, задавать вопросы, уточнять, если что-то непонятно, и предупреждать, если что-то не получается.
В некоторых IT-компаниях проходят регулярные тренинги на развитие навыка взаимодействия с заказчиком. Иногда программистов специально прокачивают по вопросам soft skills. Например, в Programming Store это активно используют.
Также стоит убедиться, что программист обязательный. Можно предложить решение тестовой задачи и оценить, оперативно он выполнил её или нет.
Читайте также: Кому доверить разработку цифрового продукта: выбираем между аутсорсингом, аутстаффингом и фрилансом
Убедитесь, что есть отдел аккаунтинга
Для решения административных вопросов, которые всё равно могут случаться, в хороших аутстаффинговых компаниях существует отдел аккаунтинга. Например, в Programming Store у каждого клиента есть персональный аккаунт-менеджер, который берёт на себя решение любых вопросов по взаимодействию с сотрудником и документообороту.
Обратите внимание на красные флаги
Компания не проявляется в профессиональном сообществе: конференциях, медиа, соцсетях. Это условный красный флаг, поскольку ещё не означает, что компания неэкспертна. Однако если публичные выступления или статьи есть, это отличный способ получить дополнительную информацию об экспертизе, деловой этике и авторитете подрядчика в профессиональной среде, а не «покупать кота в мешке».
Количество сотрудников в штате не соответствует заявленному (проверить можно в сервисах вроде СБИС). Это может говорить о том, что компания привлекает разработчиков-фрилансеров или сотрудников других компаний под запрос. В худшем случае — является «прослойкой», которая получает комиссию за подбор, но не несёт ответственности за качество. В целом, если разработчики не в штате, их сложнее контролировать, у компании нет рычагов воздействия, они могут просто потеряться.
Нет ни одного офиса. Его наличие говорит о стабильности и надёжности компании. Можно физически проверить, что компания существует и ведёт деятельность. В случае споров или претензий сложнее привлечь компанию к ответственности, если у неё нет фиксированного юридического адреса. Осложняется процесс подачи исковых заявлений, а также исполнение судебных решений.
Слишком долго отвечают на ваш запрос или игнорируют вопросы. Без комментариев.
Резюме кандидатов оформлены небрежно, с ошибками, не по шаблону. И не указаны примеры задач, которые разработчик решал на предыдущих проектах.
Отсутствует портфолио с кейсами. Нет опыта в сфере заказчика.
Подрядчики не гибкие: не готовы рассмотреть ваш вариант договора, подписать NDA или детализировать условия приёмки работ, оплаты, защиты данных.
Ищите проверенные компании
Можно просто погуглить или найти подрядчика в соцсетях, но гораздо эффективнее выбирать исполнителя среди тех, кто точно проверен другими людьми. Поэтому лучшие источники:
-
коллеги, знакомые, партнёры, вся сеть деловых контактов — узнайте, у кого были подобные задачи и как они их решали;
-
медиаплощадки, конференции, экспертные статьи, выступления, доклады, круглые столы, где сотрудники аутстаффинговой компании делятся опытом;
-
рейтинги диджитал-подрядчиков, например, «Рейтинг Рунета» — у него прозрачная и открытая методология, известна формула, по которой происходит расчёт позиций. Также можно опираться на рейтинг диджитал-агентств Ruward. Он существует с 2013 года и довольно известен в сообществе.
Эти рекомендации помогут оценить потенциального подрядчика и минимизировать риски. Помните, что качественный аутстаффинг — это не только технические навыки разработчиков, но и их личные качества, ответственность компании-подрядчика, а также её репутация и экспертиза. Инвестируйте время в поиск надёжного партнёра, и это обязательно окупится успешными проектами.
Читайте также: Как аутстафф помог собрать команду разработчиков за 3 недели
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.