Мал да удал: зачем современному бизнесу MVP. Читайте на Cossa.ru

06 февраля, 12:07

Мал да удал: зачем современному бизнесу MVP

Почему «минимальная жизнеспособность» в случае с MVP — это не про «еле живой», а про «очень живой, но маленький».

Чем MVP отличается от прототипа? И какую революцию «маленькие да удаленькие» совершают во всех сферах бизнеса прямо сейчас — в обзоре от Аркадия Панина, бизнес-партнёра по инновациям MTS StartUp Hub.

Пончик без глазури

Закройте глаза и представьте себе пончик (заранее извините те, кто ещё не обедал). Каким вы его видите? Нарисованным на картинке в кулинарной книге с кратким описанием рецепта рядом? Или настоящим? А если настоящим, то самым простым? Или покрытым глазурью и разноцветной посыпкой?


Три этих образа — самый лёгкий способ понять, что такое MVP. Пончик на картинке в поварской книжке — это прототип. Его пока нельзя есть, но по нему можно понять, какими будут свойства продукта. Пончик без глазури — это уже MVP. Главную свою задачу он решает: его можно есть. Пончик в глазури — финальный вариант. Его можно есть (основная задача), и им можно любоваться (задача дополнительная).

Эффективная реклама с кешбэком 100%

Таргетированная реклама, которая работает на тебя!

Размещай ее в различных каналах, находи свою аудиторию и получай кешбэк 100% за запуск рекламы.

Подключи сервис от МегаФона, чтобы привлекать еще больше клиентов.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID: 2W5zFGNJXGC.

Чем пончик без глазури лучше покрытого глазурью пончика, если мы только начинаем запускать свой пончиковый бизнес и находимся на этапе изучения вкусов районных пончикофилов? Тем, что его дешевле сделать (не нужно заказывать дорогую глазурь и посыпку из Германии). При этом на вкус он почти ничем не отличается от глазурованного собрата-красавчика.

Откуда всё взялось

Термин MVP был придуман основателем американской компании SyncDev Фрэнком Робинсоном в 2001 году в результате развития концепции изучения пользовательского поведения. Внимательное изучение реакции потребителей Робинсон считал ключевым для успешного развития бизнеса. К сожалению, в те годы уровень развития технологий ещё не позволял MVP превратиться в заметную тенденцию. И именно поэтому массовое использование минимально жизнеспособных пришлось на наши дни, когда, благодаря цифровизации, стало возможным их быстрое и практически беззатратное создание.

Цель минимально жизнеспособного продукта — на практике проверить востребованность и жизнеспособность идеи и убедиться, что выбран правильный или неправильный путь. Если задача решается, клиент доволен и пончики без глазури расходятся, значит, всё хорошо и можно продолжать идти в том же направлении. Если нет — значит, надо вернуться к рецепту, проверить, всё ли с ним хорошо и, при необходимости отредактировав, попробовать снова. Не испытывая при этом эмоций в духе «всё пропало». Ведь вы пока ничего не потеряли, а глазурь ещё даже не заказывали.

Практика

В 2020 году МТС запустило пробную версию фитнес-шеринга GOGYM. Идея была максимально проста и родилась из клиентского запроса: избавить людей, занимающихся спортом, от необходимости покупать годовой абонемент в фитнес-зал. Согласно исследованию, проведённому в декабре 2023 года проектом Здоровье. Mail.ru, только 51% российских владельцев фитнес-абонементов ходят в клубы регулярно. А 5% обладателей клубных карточек не делают этого вовсе.

При таком раскладе сервис, дающий пользователю возможность заниматься фитнесом где удобно и когда удобно, оплачивая занятие разово и поминутно, казался удобным решением.

На этапе MVP продукт выглядел именно как фитнес-шеринг. Выбираешь один из более чем 1 000 клубов по всей стране, отмеченных на интерактивной карте. Показываешь администратору куаркод приложения на входе и ещё раз — на выходе, чтобы система могла списать поминутную оплату (2–3 рубля в минуту) с привязанной карты.

Когда стало понятно, что идея работает и спрос на неё есть, проект начал масштабироваться. На пончике появилась глазурь. К шерингу прибавилась подписка на безлимитное посещение более 500 клубов по всей стране (удобно для тех, кто много и часто занимается), сервис групповых занятий, онлайн-тренировок. За четыре года продукт превратился в полноценную платформу для фитнес-ориентированных людей, способную отвечать самым разным потребностям, а главное — не привязываться ко времени и месту и экономить (в среднем до 30%).

Запускать такой масштабный проект сразу было бы рискованно. Оценить все плюсы и минусы на этапе MVP и только после этого начать расширяться — грамотно и безопасно.

По такому же принципу в МТС придумываются, обкатываются и выходят в люди и многие другие продукты: от Электронной библиотеки МТС до приложения для ментального здоровья Beffo.

Быстрый продукт — быстрое продвижение

Первыми потенциал MVP оценили диджитал-агентства. Использование MVP открыло для них уникальную возможность ускорить процесс продвижения клиента. То есть, сократить время получения первых результатов продвижения. Ведь для того, чтобы начать рассказывать о продукте и давать его тестировать клиентам, журналистам, маркетологам, теперь не нужно ждать окончания разработки.


И это касается практически любого продукта. От платформы по изучению иностранных языков (наполняем сайт лишь частично, давая клиентам возможность слушать лекции, выполнять задания, но например, не иметь обратной связи от педагога) до организации маркетплейса. Пока сайт не работает как полноценный рынок, площадку можно использовать для сбора контактов потенциальных участников.

MVP и бизнес-традиции

MVP помогает бизнесу развиваться динамичнее. В эпоху стремительного технологического развития, когда нужна быстрая адаптация к меняющимся требованиям рынка, это особенно важно.

Но где динамика, там и риски. Особенно хорошо это видно на примере стартапов. Очень часто бывает, что и идея хорошая, и разработка грамотная, но когда речь заходит о реализации на практике, процесс стопорится. Почему так происходит? Потому что текущие процессы в бизнесе всё ещё недостаточно эффективны, а попытки заземлить идею, воплотить её в жизнь часто сопряжены с высокими затратами времени, ресурсов и рисками.

Перефразируя название знаменитого интернет-канала, MVP — это «Бери и делай» для бизнеса. Придумывай, бери и делай. Делай, не боясь рисковать.

Но MVP не только ускоряет бизнес, экономит ресурсы и снижает уровень риска. Ещё одна важная задача, которую решают минимально жизнеспособные — сбор данных. А это собственно и есть тот самый анализ пользовательского поведения, о котором говорил Фрэнк Робинсон, когда придумал свой термин. Располагая полной информацией, создатель продукта получает возможность принимать решения о дальнейшем его развитии не вслепую, а используя самую полную «дорожную карту».

Всё на автомате

Улучшение производительности и ускорение бизнеса невозможно без автоматизации тех или иных процессов. И использование MVP там, где не обязательно участие человека, также может быть очень востребовано. В этом контексте MVP — это, по сути, оцифровка уже запущенных в офлайне бизнес-процессов, в результате чего эффективность работы и уровень удовлетворённости клиента повышаются. Самый простой пример — сервис доставки еды или такси. Они уже есть, уже работают, но запуская MVP с минимальным набором функций (выбор, заказ, оплата) вы облегчаете процесс пользования сервисом. Который до этого осуществлялся, например, по телефону, через оператора.

Запуск чат-бота на сайте — ещё один пример автоматизированного MVP. Есть платформа, которая находится в процессе наполнения (не лендинг!). И есть пара пользовательских функций, например, чат-бот, который позволяет общаться с клиентами быстрее, эффективнее, без затрат человеческого ресурса, а главное, охватывая гораздо большую аудиторию.

Плюс на плюс даёт плюс

На сегодняшний день MVP — одно из немногих явлений в бизнесе, у которых практически нет недостатков. Да, создание такого продукта не бесплатно, и сокращённая версия сайта не равна его лендингу. Но дальнейшее снижение объёма рисков и ресурсов, которое происходит в процессе использования MVP, с лихвой перекрывает эти затраты.

Итак, что сегодня даёт MVP компаниям из разных сфер.

  • Упрощение коммуникации и управления проектами.

  • Сокращение времени на выполнение задач.

  • Снижение операционных затрат.

  • Возможность получать первую прибыль ещё до окончания процесса разработки.

Проверка жизнеспособности идеи, что важно не только для владельцев бизнесов и разработчиков, но и для потенциальных инвесторов, которые получают возможность протестировать функционал продукта и принять решение о возможном участии в его развитии.

Ракета в будущее

Наконец, последнее, что важно знать об MVP — это его влияние на технологический прогресс. Мы уже поговорили о том, как минимально жизнеспособные продукты помогают ускорять и автоматизировать.


Ещё одна вещь, с которой они справляются так же хорошо, связана с привлечением новых технологий. Как это происходит? Очень часто экономя ресурсы путём использования MVP, предприниматели начинают заниматься реинвестированием. То есть вкладывают сэкономленное в улучшение своего продукта, стремясь сделать его более быстрым, удобным, масштабируемым и безопасным. А для этого важно применение новых технологий, или если говорить языком IT, целого стека, набора инструментов и технологий, которые сделают ваш продукт лучше.

Подбирать такие стеки на этапе MVP проще, чем когда речь идёт о готовом продукте. Тестировать их жизнеспособность — тоже. Пробовать совсем новые технологии легко и безопасно, так как риски сведены к минимуму.

А минимум рисков и максимум свободы создают питательную среду для развития любой инновации.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is